Запорожец Издания
использования тепла от двигателя. Уже появляются работающие самодельные конструкции. Тепло, как правило, отбирают от выхлопных труб или от горячего воздуха, прошедшего через двигатель. При этом непременным условием является отсутствие контакта теплого воздуха, поступающего в салон, с воздухом моторного отсека. Это может достигаться двумя путями. Забираемый снаружи воздух нагнетается электровентилятором в коробку, через которую проходят выхлопные трубы. Затем нагретый в коробке воздух поступает через гофрированный шланг в салон. Вторая схема предусматривает нагрев в коробке антифриза, который с помощью насоса циркулирует по трубкам и радиатору, расположенному в передней части салона или в багажнике. Радиатор продувается воздухом от вентилятора, как в отопителях других автомобилей. Переход на отопление от двигателя, кроме пов1шения надежности, дает экономию бензина порядка 1 л на 100 км. Однако далеко не каждому автолюбителю по--плечу сделать такое отопление. В ДОЖДЬ В дождливую погоду в автомобиле должно быть сухо. Поэтому, приобретая «Запорожец» с двумя дверями, мы находим в этом преимущество - вдвое сокращен путь для возможного проникновения в салон вод1 и п1ли. Хотя на практике это преимущество проявляется не в такой степени, как хотелось бы. Вы хлопаете дверью - она не запирается, еще сильнее, еще, до тех пор, пока не добьетесь своего или не убедитесь, что надо что-то делать. А всего-то нужно передвинуть наружу защелку замка до устойчивого его срабатывания на второй щелчок, конечно, если защелке есть куда перемещаться, т. е. при достаточной длине овальных отверстий в стойке кузова. Иногда отверстия на стойке и приваренной к ней косынке не совпадают, и овальное отверстие превращается в круглое. Выход довольно простой - распилить в стороны отверстия напильником. Но со временем от постоянных ударов дверью защелка может сдвинуться и приходится ее возвращать; многократное затягивание винтов ослабляет резьбу крепления. Чтобы в дальнейшем не повторять эту операцию, вставьте между защелкой и отбортовкой проема проставку из пластмассы и зафиксируйте ее винтом. Уплотнение проема двери «Запорожцев» осуществляется двумя контурами - наружным и внутренним. Но в отличие от других марок автомобилей у «Запорожца» внутренний контур имеет в сечении форму скобы, которая надевается на отбортовку проема, по существу, как защита от ее острых краев. Кроме того, между внутренним уплотнителем и поверхностью закрытой двери на большом протяжении имеется зазор. Если вода попадает в салон через верх двери, надо осмотреть уплотнитель. При его повреждении лучше всего заменить уплотнитель. В крайнем случае можно оторвать старый и наклеить его другой стороной, чтобы рабочей кромкой стала та, которая была раньше у двери. При нормальном состоянии уплотнителя проверьте плотность прилегания двери к проему. Если неравномерность прилегания небольшая, в местах плохого прилегания под уплотнение подложите кусочек резины. Большая неравномерность уплотнения может вызываться перекосом двери. В , этом случае надо при открытой двери упереться коленом в ее середину и сильно потянуть за верхнюю часть. Иногда виновницей попадания воды в салон оказывается лапка верхнего багажника. Вода, скапливающаяся в желобке крыши, как по направляющей стекает под уплотнение и капает в салон. Можно исправить такое положение, надев на лапку небольшой щиток из жести с уклоном наружу. Другой способ улучшения герметичности дверного проема - установка дополнительного уплотнения на втором контуре. Вначале мы пробовали приклеивать к внутреннему уплотнению полосу поролона (продается в хозяйственных магазинах для уплотнения окон). Эффект замечательный, но до первого дождя, когда, впитав в себя воду, он превращается в постоянно слезящуюся губку. На морозе поролон просто разрывается при открывании двери. Другой способ - приклеить уплотнитель от иных марок машин или обыкновенную резиновую трубку, продающуюся в аптеках. В салоне дождевая вода может появиться даже при надежном уплотнении дверей. Она проникает через воздухозаборник отопителя, куда стекает из расположенного напротив него круглого окна в полочке багажника. Это происходит либо вследствие чрезмерного накопления воды на полочке, либо в результате наклона стоящего автомобиля (передняя часть выше задней), либо из-за быстрой езды под сильным дождем, когда встречный поток воздуха препятствует вытеканию скопившейся на полочке воды через боковые желоба кузова. Поставить заслон воде можно с помощью обычной пластмассовой крышки для стеклянных банок, надетой на отбортовку окна в полочке. Штатного уплотнения бывает недостаточно также для багажника. Во время движения в дождь через щели под его крышку может попасть вода. Прежде всего надо попробовать ввернуть штырь замка, чтобы крышка плотнее закрывалась. Если это не помогло, загородите щель полосой листовой резины, прикрепленной к передней части крышки багажника под молдинг (рис. 32). При езде в дождь вентиляция не всегда обеспечивает приток свежего воздуха в салон, а открывать окна нельзя в салон будет попадать вода. При этом окна изнутри запотевают. Увеличить приток воздуха можно включением вентилятора отопителя. Кстати, для протирки заднего стекла очень удобно приспособление, которое представляет собой старую щетку («дворник»), закрепленную в алюминиевой трубке длиной около метра. Оно позволяет протереть стекло непосредственно с места водителя (рис. 33). Но можно все-таки открыть форточку, сделав защиту от дождя. Для этого на двери устанавливают гнутые щитки из тонкого органического стекла, закрывающие переднюю и верхнюю части окна. Более простое решение - отводить воду, капающую в салон с нижней части форточки. С помощью наклонного желобка, приклеенного с наружной части форточки, удается направить сток воды за боковину автомобиля (рис. 34). Рис. 32. Защита щели багажника: / резиновая полоса, 2 - молдинг, 3 - стенка крышки, 4 - пистон Рис. 33. Протирка запотевшего окна: 1 - трубка, 2 - щетка Рис. 34. Желобок для отвода воды от форточки Есть еще одна неприятность - попадание воды в тормозные барабаны. Мокрые колодки настолько уменьшают коэффициент трения, что при нажатии на тормозную педаль кажется, что тормозов вообще нет - автомобиль катится как ни в чем бывало. В большинстве случаев такое происходит сразу после переезда через глубокие лужи. Но однажды у нас это случилось на шоссе, когда м1 ехали в течение 8 ч под непрерывн1м дождем. Да и луж-то вроде не б1ло. Впереди показался хвост стоящих автомобилей (дорогу перегородили столкнувшиеся машина:) и м1 снизив скорость, потихоньку стали подъезжать к очереди. Окончательно остановиться перед замыкающим шеренгу автомобилем не удалось - не хватило каких-то сантиметров. Повреждения были небольшие, но если бы тормозить пришлось на большой скорости, последствия были бы гораздо серьезнее. С тех пор, если мы едем в дождь, то время от времени осторожно пробуем тормозить. Что касается проезда через лужи, то после них надо просушить тормоза, нажав несколько раз на педаль тормоза до восстановления ощутимого «схватывания». Можно заранее подготовиться к форсированию луж и проезжать их со слегка нажатой педалью тормоза. Прижатые к барабану колодки не пустят воду. При проезде луж на большой скорости следует учитывать возможность аквапланирования, т. е. образования подъемной силы. У автомобиля с задним расположением двигателя акваплани-рование может возникнуть при меньших скоростях движения из-за небольшой нагрузки на передние колеса. ГЛАВА V. ВДАЛИ ОТ ДОМА Возможности «Запорожца» для длительных поездок и путешествий, дооборудование автомобиля, особенности езды по магистралям, горным дорогам и проселкам «Запорожец» позволяет не только ездить на работу и с работы, но и совершать более длительные пробеги, будь то деловая поездка или отпускное путешествие. Хотя сейчас условия для таких путешествий значительно усложнились (визовый режим в государствах ближнего зарубежья, криминогенная, а то и просто военная обстановка в отдельных регионах, трудность с топливом и дороговизна). Поэтому мы не будем касаться маршрутов путешествий, а остановимся на том, как лучше подготовить и использовать «Запорожец» в длительных поездках с учетом различных дорожных условий. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ Встречая наш автомобиль с московскими номерами за тысячи километров от столицы в какой-нибудь глухомани, куда не каждый автомобилист из ближайшего города отважится приехать, местные жители задают один и тот же вопрос: «Неужели из Москвы, да еще на «Запорожце»? - и добавляют: - отчаянн1е люди». Смеем вас заверить, что ничего особенного в этом нет, хотя действительно сложился такой стереотип: на «Запорожце» далеко от дома лучше не отъезжать. Кстати говоря, такое представление в основном сформировано людьми, никогда не сидевшими за рулем этой машины или никогда не выезжавшими за черту своего района. Тем не менее преодолеть определенный психологический барьер, особенно перед первым путешествием, придется. Прежде всего надо реально представлять возможности «Запорожца» и соизмерять их с желаниями и планами. Все-таки это маломощная машина с ограниченным жизненным пространством для пассажиров и багажа. Лучше на «Запорожце» путешествовать вдвоем или втроем, поскольку в этом случае остается определенный запас полезной массы для вещей и полноценное место для отдыха на заднем сиденье. Конечно, все зависит от продолжительности поездки, дорожных условий и привычек путешественников. Может быть, не всем покажется приемлем1м наш подход, но м1 придерживаемся принципа полной автономии как в вопросах жилья и питания, так и в вопросах обслуживания автомобиля. Отсутствие гаража вынуждает постоянно иметь в автомобиле предметы для его технического обслуживания и ремонта включая необходимый набор запасных частей. Это повышает готовность автомобиля к использованию в разных условиях. У нас были случаи, когда необходимость срочной поездки на 1-2 тыс. км возникала в конце рабочего дня, и постоянно укомплектованный автомобиль позволял без промедления тронуться в путь. ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ Сборы значительно упростятся, если составить список, лучше отдельно по темам: автомобиль, хозяйство, медицина, отдых одежда, продукты. Такая разбивка позволит использовать один и тот же список для всех последующих путешествий с внесением необходимых коррективов, например в одежду (едем на север или на юг), отдых (море, озеро, горы) и т. д. Какие запчасти брать в дорогу? Этот вопрос более важн1й, чем экипировка и продукт:, потому что отсутствие замены отказавшей детали может превратить автомобиль из транспортного средства в место длительного ожидания какой-нибудь технической помощи со стороны. При формировании дорожного набора запчастей надо исходить из «возраста» автомобиля, объема предшествующего технического обслуживания при подготовке его к путешествию и наличия «слабых мест», характерных для всех «Запорожцев». Напомним, что мы исходили из предпосылки, что все будем делать своими руками, поскольку, если даже обратимся на станцию технического обслуживания (СТО), то там нужных запчастей может не оказаться. Не навязывая читателю обязательного списка запчастей, приведем в таблице 2 то, что мы возим с собой в путешествиях. В таблице звездочкой помечены запчасти, которые пригодились нам хоть раз за 15 поездок суммарной протяженностью около 80 тыс. км на автомобилях различного «возраста» - от 3 до 120 т1с. км пробега. Из приведенных запасных частей некоторые мы берем на всякий случай, если придется ремонтировать какой-нибудь узел, а этой дефицитной мелочи не окажется. При нас на СТО меняли головку цилиндров двигателя на автомобиле одного автопутешественника и за неимением новых уплотнений головки оставили старые. Конечно, с течью масла можно кое-как закончить путешествие, но по приезде домой сделанную операцию все равно придется повторять. Другие запчасти, хотя и помеченные в таблице звездочкой, были заменены не в критическом состоянии, а в порядке Таблица 2
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18
|