Запорожец  Издания 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Запорожец преимущества, недостатки, особенности. О скорости, комфорте, надежности, проходимости и других потребительских качествах

Обгчно «Запорожец» - первая ступень в стаповлепии автомобилиста, своего рода трамплин к более дорогим и комфортабельн1м машинам. Но представим обратное: водитель, прив1кший к «Жигулям», впервые садится за руль «Запорожца». Каковы будут его первые впечатления?

Прежде всего он обнаружит, что в машине неожиданно свободно. В «Жигулях» высокие люди нередко упираются коленями в рулевое колесо. В «Запорожце» водитель любого телосложения может, отрегулировав сиденье, устроиться удобно и без стеснений. Причина - большое пространство для ног под панелью приборов.

Поворот ключа зажигания, двигатель заработал и довольно шумно. Сцепление - передача - чуть-чуть газу... машина дернулась и двигатель заглох. Характер трогания с места на «Запорожце» ближе к мотоциклетному - с большим газом и более поздним отпусканием сцепления. Связано это с меньшей мощностью двигателя и, отчасти, с особенностями карбюраторов, имеющих известн1й «провал» при резком переходе от холостого хода к рабочим оборотам и нагрузкам.

Раскусив премудрости трогания, наш водитель пробует разогнаться - и, ,несомненно, остается доволен: «Запорожец» очень динамичен в городских условиях, часто не уступает более мощным автомобилям. Сказывается здесь и небольшая собственная масса машина:.

Итак, даже первое знакомство с «Запорожцем» показ1вает, что в чем-то он уступает другим нашим автомобилям, а в чем-то и выигрывает.

Обсудим теперь его потребительские качества более детально, как правило, в сравнении с «Жигулями» и «Москвичами» классической - заднеприводной компоновки.

ВМЕСТИМОСТЬ И КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ

«Запорожец» короче «Москвича-2140» на полметра, «Жигулей» - на 0,3 м, и это сказ1вается на размерах салона. Условия для сидящих на передних и задних сиденьях неравноценна!: если на передних, как м1 уже говорили, свободно чувствуют себя люди любой комплекции, то для пассажиров сзади и пространства меньше, и посадка менее удобная. Здесь сильнее ошущается шум двигателя и трансмиссия. Не очень удобно, особенно для пожилых людей, забираться на заднее сиденье через проем двери при откинутом переднем. Это своеобразная плата за преимущества двухдверной схемы, позволяющей сделать кузов легким и прочным. Но из-за отсутствия задних дверей и выступающих внутрь ко-лесн1х ниш салон оказ1вается достаточно широким - на 40 мм шире, чем у «Москвича-2140», что в известной мере компенсирует неудобства и позволяет перевозить на заднем сиденье достаточно крупные грузы, например разборный виндсерфер «Мустанг».

Багажник «Запорожца», как и у каждой машина: с задним расположением двигателя, невелик. Правда, конструкторы ЗАЗ-968М убрали оттуда запасное колесо, и емкость багажника существенно возросла. Надо лишь умело распорядиться его объемом, что удается сделать не сразу из-за наклонного пола. Лучше всего решает эту проблему небольшое дооборудование, о котором мы в дальнейшем расскажем. Кроме того, загромождать багажник предметами, связанными с обслуживанием автомобиля, нет нужды:

запас масла, домкрат, инструмент можно разместить в моторном отсеке, где для этого достаточно свободного места.

В крайнем случае для перевозки грузов можно использовать салон. Намного более широкий, чем у четырехдверных автомобилей, дверной проем позволяет разместить в нем довольно крупногабаритные предметы. Некоторые владельцы, особенно в сельской местности, даже снимают переднее сиденье, превращая правую часть салона в большой грузовой отсек.

Двигатель «Запорожца», как и любой двигатель воздушного охлаждения, отличается повышенной шумностью. Однако это проявляется в основном на холостом ходу. Интересно, что по внешнему шуму на большой скорости « Запорожец» не намного отличается от прочих отечественных автомобилей. В шум, ощущаемый в салоне, известную долю вносит трансмиссия: из-за отсутствия прямой передачи характерного затихания при переходе на IV передачу не наблюдается. В целом, хотя «Запорожец» и шумит несколько сильнее, чем автомобили с жидкостным охлаждением, сравнивать его с трактором - преувеличение, возникшее из-за того, что часть машин, к сожалению, разъезжает по улицам с неисправной системой выпуска.

Преимущества автономного отопителя «Запорожца» - возможность работы с отключенным двигателем. Потребляемый ток в режиме нормального горения достаточно мал, и разрядки аккумуляторной батареи даже при работе в течение нескольких часов можно не опасаться. Отопитель дает достаточно тепла даже в сильн1е морозы, если... работает. Его главные недостатки: низкая надежность, част1е отказы бензонасоса, засорение жиклера, запах бензина в салоне при различных отклонениях от нормальной работы. Кроме того, отопитель сильно гудит, что утомляет при дальних поездках, а также требует дополнительного времени на розжиг и отключение, что неудобно в городских условиях при частых остановках.

Что касается удобства управления автомобилем, «Запорожец» практически не отличается от других наших малолитражек.

СКОРОСТЬ, МОЩНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Максимальная скорость 40-сильного «Запорожца» - 118 120 км/ч. Она вполне достижима на сравнительно новом автомобиле. По мере износа двигателя максимальная скорость может несколько снизиться, но до 90-100 км/ч нетрудно разогнать и вполне заслуженную машину с пробегом за 100 тыс. км. Однако долго ехать на «Запорожце» со



скоростью более 100 км/ч, даже где это разрешено, не очень уютно: обгоны затруднен:, поскольку запас мощности практически отсутствует, да и для двигателя режим слишком напряженный - расход масла и повышение его температуры объективно покажут вам это. Оптимальная крейсерская скорость как по ощущению работа: двигателя, так и по комфорту - 75-90 кч. Эта скорость соответствует частоте вращения коленчатого вала двигателя, на которой достигается максимальное значение крутящего момента, следовательно, машина обладает определенным запасом мощности для совершения обгонов и преодоления подъемов. Все же недостаток мощности на подъемах сказывается: там, где «Жигули» легко взбираются наверх, не изменяя скорости, водителю «Запорожца» приходится или переключаться на III передачу, или, подражая водителям грузовиков, разгоняться под горку с тем, чтобы на вершине подъема иметь оптимальную скорость. Зато в городе недостаток мощности не чувствуется - стартуя от светофора, этот маленький автомобиль нередко оставляет позади своих более мощных собратьев.

Раньше не рекомендовали использовать «Запорожец» для буксировки прицепа. Однако последующие исп1тания показали, что он вполне может буксировать «Скиф» или грузовой прицеп с -умеренной скоростью по хорошей дороге. В продажу иногда поступает специальное буксирное устройство, необходимое для подсоединения прицепа. Конечно, высоких динамических качеств от такого автопоезда ожидать не приходится.

Контрольн1й расход топлива, установленн1й для «Запорожца»,- 7,4 л на 100 км при скорости 90 км/ч и 10,4 л на 100 км в городском цикле. Фактический расход бензина зависит от многих факторов. Например, цифра 8,4 л на 100 км получилась у нас в отпускном автопутешествии на ЗАЗ-968. При этом из всех видов дорог 17 % б1ли горн1е, 12 % - проселок, остальные - равнинные шоссе; автомобиль полностью загружен, с верхним багажником, общий пробег машины к моменту поездки около 100 тыс. км. А начинали мы с расхода 7,2 л на 100 км.

Расход масла невелик, если нет течи, и редко превышает 0,05 л на 100 км даже на старых автомобилях. В целом, оценивая эксплуатационные расходы, можно сказать, что эксплуатировать «Запорожец» дешевле, чем автомобили других марок. Это определяется, помимо прочего, более дешевым бензином А-76, применяемым на этих машинах. Использование этого бензина само по себе достоинство, так как его легче достать, особенно в глубинке.

ПРОХОДИМОСТЬ

По этому показателю «Запорожцу» нет равных среди отечественных легковых автомобилей (не считая специальных машин повышенной проходимости). Это определяется несколькими конструктивными особенностями.

Начнем с «геометрии». Одним из важных параметров является радиус продольной проходимости. Этот радиус у «Запорожца» меньше, чем у «Жигулей» или «Москвичей». А дорожн1й просвет больше, в особенности у незагруженной машины (при перегрузке это преимущество отчасти теряется). Даже касание грунта нижней частью автомобиля не очень опасно: наиболее ответственная деталь - масляный поддон картера двигателя - расположен сзади и не выступает вниз. Удар картером возможен только сверху при раскачке автомобиля на ухабах и редко сопровождается какими-либо неприятностями из-за высокой прочности масляного поддона. Отсутствуют в «Запорожце» и такие уязвимые для других машин элементы, как идущая вдоль всего днища труба глушителя и карданный вал.

Важны для проходимости также значения переднего и заднего углов свеса. Передний угол свеса для рассматриваемых автомобилей почти одинаков и практически не является лимитирующим. Задний - у «Запорожца» больше, чем у «Жигулей» и «Москвичей», примерно в полтора раза. Поэтому «Запорожец» практически никогда не «чиркает» низом задней части кузова при преодолении канав и крутых переломов дороги. Но оговоримся - нередко задевает за грунт выхлопная труба. Увеличить фактический задний угол свеса нетрудно, укоротив трубу.

Коэффициент сцепного веса, т. е. доля общей массы автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса, у «Запорожца» существенно больше, чем у «Жигулей» и «Москвичей»,- на 13 % при полной загрузке и на 30 % для пустой машины. На самых тяжелых участках дорог, где пассажиры вынуждены выходить из машины, важен именно последний показатель.

Кто ездил по таким дорогам, знает, что большое тяговое усилие желательно сочетать с малой скоростью. Это характерно для движения по грязи или дороге с крутым подъемом, перед которым из соображений безопасности нельзя разогнаться. В этом отношении предпочтительны автомобили, у которых максимальный крутящий момент двигателя соответствует меньшей скорости перемещения на I передаче. У «Запорожца» эта скорость ниже, чем у «Москвича», на 27 % (а максимальная крутизна преодолеваемого подъема для всех рассматриваемых автомобилей одинакова).

Параметры и конструктивные особенности подвески также существенно влияют на проходимость. Плохая дорога никогда не бывает ровной, и ведущие колеса оказываются загруженными неравномерно: «вывешенное» колесо, на которое приходится меньшая часть нагрузки, обычно и срывается в пробуксовку. Для проходимости очень важно, как меняется сила давления колеса на грунт в зависимости от неровностей дороги. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что «Москвичи» с их жесткой рессорной подвеской чаще других автомобилей буксуют на глинистых дорогах и на траве. В то же время подвеска «Запорожца» пружинная, независимая и достаточно мягкая, что препятствует буксованию. Нетрудно догадаться, что на равномерность загрузки ведущих колес влияет и передняя подвеска. В частности, отсутствие на «Запорожце» стабилизатора поперечной устойчивости, хотя и вызывает определенные неудобства при быстрой езде по извилистым дорогам, тем не менее способствует повышению проходимости.

Есть, впрочем, категория дорог, на которгх «Запорожец» не имеет преимуществ перед «Жигулями». При движении по глубокому песку, особенно в гору, нередко глохнет двигатель, не способный быстро откликнуться на резкое нажатие педали газа.

ПОЛЕЗНАЯ МАССА

В одном из московских дворов стоял новенький ЗАЗ-968М. Еще издалека в его силуэте было заметно что-то необычное: казалось, автомобиль «разглядывает» перед собой асфальт. Вся его передняя часть была странно опущена вниз. Версия о том, что «Запорожец» с хода нырнул под грузовик, отпадала - ни на капоте, ни на крыльях не было ни единой царапины. Объяснялось все проще - несколькими мешками цемента, которые владелец решил перевезти в багажнике



по разбитой ухабистой дороге. Эту невыдуманную историю мы рассказали для того, чтобы лишний раз напомнить: к загрузке машины, а тем более к перегрузке, нужно относиться серьезно.

Полезная масса для «Запорожца» - 320 кг. Это значит, что суммарная масса всего перевозимого - людей и грузов - не должна превышать это значение. В противном случае мы не вправе требовать от автомобиля нормальной работы в соответствии с установленными заводом показателями. Единственное в этом отношении, что может реально проконтролировать ГАИ,- это число перевозим1х людей (4 взрослгх человека), остальное - на совести водителя. Напомним, что в последнее время завод разрешил перевозку трех пассажиров на заднем сиденье.

На чем же сказывается перегрузка машины? Прежде всего уменьшается ход подвески, и встреча даже с незначительной неровностью дороги приводит к пробою до ограничителей хода. Причем, как это ни странно, более неприятна езда на такой машине по шоссе, а не по проселку, когда из-за малой скорости удается выбрать наиболее приемлемую траекторию движения и вовремя снизить скорость.

Не следует также забывать об уменьшении дорожного просвета, которое может внезапно напомнить о себе ударом нижней части автомобиля о камень или валик между колеями.

Ударные нагрузки, не смягченные упругими элементами подвески (или смягченные только резиновыми буферами), очень опасны с точки зрения внезапных поломок, например рычага задней подвески. Длительная езда с перегрузкой, сопровождающаяся частыми ударами, не идет на пользу ни подшипникам колес, ни элементам рулевого управления.

В меньшей степени перегрузка машины влияет на двигатель, если правильно пользоваться передачами. Но на тяжелых дорогах, где выбираться из грязи приходится «раскачкой» - быстрым переключением с I передачи на заднюю, и наоборот, можно «прижечь» диск сцепления, поломать полуоси, срезать шлицы ступиц колес. Перегрузка машины сказывается на температуре двигателя, которая может даже достичь предельного значения. Обычно это происходит при продолжительном движении в жаркую погоду с большой скоростью.

Казалось бы, владельцы «Запорожцев», зная, что полезная масса их автомобилей на 80 кг меньше, чем у « Жигулей» и «Москвичей», а каждый килограмм перегрузки на 20- 30 % весомей по отношению к полной массе машины, должны подходить к этому вопросу внимательнее. Но на практике все наоборот. Например, правила эксплуатации предписывают не только не превышать общую полезную массу, но и правильно распределять груз в багажнике (40-50 кг) и на крыше (не более 60 кг). Но на кр1ше «Запорожца» возят такие грузы, которые владелец «Жигулей» не посмел бы опустить на багажник даже на минуту. А какие багажники! Один из них, мы видели, проходил через всю крышу до конца моторного отсека и опирался на стойки, привернутые к винтам крепления заднего бампера.

Перегрузка верхнего багажника может привести к деформации стоек кузова и расхождению его сварных швов. Конечно, это зависит от степени перегрузки и от наличия динамических нагрузок во время езды. Если же в положенные 60 кг удалось уложиться, то практически никаких ограничений с точки зрения стиля езды не требуется. Мы довольно много проехали с таким багажником по различным дорогам, в том числе и по жесточайшей «стиральной доске», а однажды успешно приземлились на скорости 90 км/ч после прыжка с трамплина, сделанного нерадивыми дорожниками на шоссе. Никаких следов ухудшения состояния кузова мы не обнаружили.

Естественно, что груз на крыше заявляет о себе "не только массой, но и лобовой площадью, которая увеличивает сопротивление движению, а при боковом ветре снижает устойчивость автомобиля.

Говоря откровенно, уложиться в строгие нормы загрузки машины нам удавалось не всегда. Как показала практика, избежать отрицательных последствий можно и в этой ситуации, изменив стиль езды на более плавный, прогнозируя своевременно предстоящие маневры и избегая резких торможений.

НАДЕЖНОСТЬ

Для автомобилей в целом не устанавливается такой показатель надежности, как срок службы или ресурс. Поэтому оценивать надежность «Запорожца» мы будем по ресурсу его основных составных частей, исходя из собственного опыта.

Кузов «Запорожца» более долговечный, чем у «Жигулей» и «Москвичей», на нем позже возникают очаги коррозии. Если не проводить синтетической антикоррозийной обработки, то ржавчина появляется где-то на 5-7-м году в условиях городской эксплуатации.

Закругленная поверхность низа боковин кузова подвержена ударам камней, грязи, снега, что может привести к преждевременному повреждению лакокрасочного покрытия. Поэтому для «Запорожцев» в большей степени оправдано покрытие нижней части боковых поверхностей кузова мастикой для днища.

Двигатель воздушного охлаждения «Запорожца» имеет более напряженный тепловой режим, простую систему очистки масла (центрифугой), большую неуравновешенность из-за У-образного расположения цилиндров. Все это сказывается на ресурсе, который фактически меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением. Во всяком случае, ресурс около 100 тыс. км пробега вполне достижим при соблюдении правил эксплуатации и отсутствии скрытых технологических дефектов.

Из деталей, которым желательно продлить ресурс, следует отметить текстолитовую шестерню распределительного вала, которая даже при хорошем состоянии зубьев часто начинает прокручиваться на стальной ступице при пробеге автомобиля 60-80 тыс. км.

Проблемы распределительного вала, как в «Жигулях», У «Запорожца» нет, поскольку его двигатель не так чувствителен к износу кулачков, а его нижнее расположение создает лучшие условия для смазки.

Сцепление обычно требует замены после 60-80 тыс. км пробега. При этом изнашиваются ведомый диск сцепления и подпятник. Последний стал более долговечным после установки в нем подшипника качения.

Глушитель у «Запорожца» работает в очень неблагоприятных условиях: высокая температура из-за близости к цилиндрам, большая вероятность повреждения из-за жесткой связи его с двигателем. Поэтому «жизнь» штатного глушителя довольно коротка. Мы, например, меняем его, как правило, через два сезона. Лучшие результаты дает самодельный глушитель из нержавеющей стали, хотя он и проигрывает по уровню шума.

Коробка передач «Запорожца» достаточно долговечная, а о запасе прочности говорит успешное применение ее с



[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18