Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50

Рис. 177. Общий вид «Зиба-на» - «танцующего» автомобиля:

/ - пусковой рычаг; 2,4 - командные рычаги; 3 - рулевой обруч; 5 - контейнер электродвигателя; 6 - место для аккумуляторов; 7 - сиденье водителя; 8 - продольный силовой элемент корпуса; 9 - подножка; 10 - натяжной трос; - корпус автомобиля


ся на две составляющие: вектор скорости движения самой машины и вектор вращения колес вокруг оси ротора.

Чтобы колеса находились в постоянном контакте с поверхностью, лучи роторов амортизированы пружинами. Устройство корпуса ротора показано на рис. 176.

При наезде колеса на невысокое препятствие луч ротора этого колеса поворачивается относительно ступицы ротора на сегментах и одновременно перемещается вместе с ними вверх по пазам, которые имеются в ступице. А имеющаяся пружина поглощает удар. Управление аппаратом осуществляется с помощью командного рычага (рис. 177) путем его отклонения в ту или иную сторону.

Интересная идея была предложена инженером Л. Сухановым. Для транспортных средств, которым не нужны высокие скорости движения, он предложил новый тип движителей, которые назвал траковыми. Для реализации своей идеи он предложил сконструировать дачу-амфибию, которая могла бы сама перемещаться куда угодно (рис. 178).

В предлагаемой конструкции траковый движитель расположен в центре, устойчивость при передвижении и повороты должны осуществляться за счет четырех колес, свободно вращающихся на своих осях и не имеющих привода. Конструкция самих траков может быть любой. Самое главное здесь, чтобы тяга и сцепление с направляющими обеспечивали самоподъем траков по направляющим на их вертикальных участках. Для амортизации при движении части траков, соприкасающиеся с поверхностью, лучше выполнить в виде надувных подушек.

В качестве источника энергии можно использовать маломощные бензоэлектростанции или же создать свою конструкцию, объединив двигатель внутреннего сгорания с несколькими автомобильными генераторами. Перемещение траков по направляющим происходит при подаче напряжения на последние. Конструктивная схема движителя показана на рис. 179.

Для амфибии водоизмещение должно быть рассчитано таким образом, чтобы нижняя часть направляющих находилась в воде, а верхняя над водой. При этом опорные элементы движителя


Рис. 178. Самодвижущаяся дача-амфибия



Рис. 179. Конструктивная схема дачи-амфибии:

/ - лодка-поплавок; 2 - жесткие направляющие (например, из дюралюминиевого уголка); 3 - опорный элемент; 4 - электродвигатель; 5 - редуктор; 6 - надувная подушка; 7 - прижимной каток с пластинчатой пружиной; 8 - ведущий каток; 9, 10 - косяки и поперечины жесткого крепления лодок; 11 - боковое поддерживающее колесо (поворачивающееся); 12 - амортизатор поддерживающего колеса; 13 - жесткая часть корпуса

будут работать как весла и переход от движения по суше к перемещению по воде не потребует никакой дополнительной подготовки.

Прикрепив к замкнутой ленте надутые резиновые подушки, получим пневматические гусеницы. Давление воздуха в подушках низкое и при достаточно большой площади соприкосновения их с поверхностью они оказывают слабое давление на грунт, но в то



же время являются хорошими амортизаторами. Вездеходы с такими гусеницами обладают хорошей проходимостью и могут преодолевать водные преграды, так как подушки являются одновременно поплавками.

А если снабдить подушками колесо и поочередно выпускать из них воздух, а затем вновь надувать, колесо покатится. Такое колесо предложил инженер из Чехословакии Ю. Мацкарле. В ту подушку (камеру), которая в данный момент опирается на дорогу, подают давление. Подушка увеличивается в объеме и, оказавшись позади колеса, продвигает его на шаг. На место этой подушки подходит другая, которая также, раздуваясь, подвигает колесо еще на шаг. По мере подъема камер по колесу при его проворачивании давление в них с помощью золотников распределителя уменьшается.

Однако у такого колеса был недостаток. Оно не могло преодолевать неровности на дороге. Усовершенствование, которое внесли советские ученые, поставив между подушками и осью колеса пневмоцилиндры со штоками в виде колесных спиц, помогло устранить этот недостаток и повысить проходимость машин с такими колесами. Пневмоцилиндры-спицы в момент подачи сжатого воздуха удлиняются и отталкиваются от поверхности. Схема такого колеса показана на рис. 180. Это как бы новый вариант мотор-колеса. Для приведения в движение машины, оборудованной подобными колесами, потребуется компрессор. Такое колесо собственно и не катится, а как бы переступает с одной подушки на другую. Получается транспортное средство со своеобразными шагающими колесами.

Многолетние эксперименты, проведенные в Чехословакии, показали, что шагающему колесу предстоит большое будущее. Автомобиль, оборудованный двенадцатью подушками на каждом колесе, оказался отличным вездеходом и показал чудеса маневренности.

Своеобразный пневмоход был создан в кружке при Доме культуры Московского отделения окружной железной дороги. Принцип работы колеса такого пневмоцилиндра показан на рис. 181. В камеру колеса, заглушённого с одного конца, подается воздух под давлением. Другой конец этой камеры открыт. В месте контакта колеса с дорогой создается своеобразная подушка (пневматический клин), которая заставляет колесо проворачиваться до тех пор, пока оно не повернется на один оборот и из камеры через свободный конец не выйдет воздух. Небольшую часть оборота колесо проходит по инерции, после чего вновь образуется пневматический клин и колесо повторит свой цикл - сделает еще один оборот. Созданный образец пневмохода развивал скорость до 10 км/ч. Машины с подобными колесами могли бы при использовании в них инертных газов найти применение во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.

А если взять не колесо, а ленту с поперечными камерами,



Рис. 180. Шагающее колесо с пнев-моцилиндром

Рис. 181. Колесо пневмохода:

/ - камера; 2 - колесо; 3 - сжатый воздух или газ; 4 - канал для выхода воздуха


Рис. 182. Принцип действия волнового движителя:

/ - волновая лента; 2 распределитель; 3 - амортизатор; 4 - продольные каналы; 5 каналы

поперечные

в которые по продольным каналам (рис. 182) в определенном порядке будет поступать воздух, а затем выходить, то получится новый вид движителя - волновой. Такими лентами-гусеницами, вернее волновыми лентами, можно оборудовать машину. Она будет перемещаться по суше и по воде. Чтобы волнообразные




Рис. 183. Безопасный автомобиль М. Драгика:

/ - двигатель; 2 - руль; 3 - цепная передача; 4 - колесо; 5 подвешенная к оси колес

кресло для водителя; 6 - платформа,-

движения ленты не передавались автомобилю, между лентой и корпусом размещают своеобразные амортизаторы - баллоны с жидкостью. Распределение воздуха по каналам, впуск его и выпуск осуществляются специальным роторным распределителем. Скорость движения машины будет находиться в прямой зависимости от вращения ротора распределителя.

Множество различных идей воплощают самодеятельные конструкторы. Вот пример одной машины, возникшей в результате попытки сделать «безопасный автомобиль». Швед Милютин Драгик из предместья Стокгольма создал двухколесный экипаж, напоминающий среднеазиатскую арбу (рис. 183). Взяв два больших тракторных колеса, он соединил их осью, на которую подвесил платформу, служащую ему салоном. В этой своеобразной кабине он разместил мотоциклетный руль и двигатель, топливный бак и кресло водителя. От ведомого вала на два колеса сделал цепную передачу.

Управляется машина притормаживанием или полной остановкой одного из колес. Упругие шины и свободное раскачивание кабины гасят удар при столкновении с препятствием. Однако стремление конструктора к безопасности свело на нет другие преимущества, присущие автомобилю. В этой машине нет места для багажа и пассажиров, а также недостаточен комфорт для самого водителя. Но безопасность машины Драгик продемонстрировал, направив ее со скоростью 12 км/ч в стенку. Столкновение прошло благополучно как для конструкции автомобиля, так и для самого водителя.

В момент зарождения транспортных средств человек не оставлял мысли создать шагающий автомобиль и другие самодвижущиеся экипажи. Сложность механических передач, обеспечивающих кинематику движения и сложность управления гидравлическими системами не приводили к желаемым результатам. Появление небольших компьютеров, используемых для управления движением, позволяет надеяться, что эта задача будет решена. В этом направлении пробуют свои силы и самодеятельные конструкторы. Примером такой конструкции может служить шагающая машина, созданная американцем Сазерлендом. Машина имеет шесть ног, которые приводятся в действие гидравлическим приводом. Управление движением ног осуществляется микропроцессором. Источником энергии является двигатель внутреннего сгорания мощностью 18 л. с. Расчетная скорость 4 км/ч.

Литература

1. Афанасьев Л. Л. и др. Конструктивная безопасность автомобиля: Учеб. пособие для студентов втузов, обучающихся по специальности «Организация дорожного движения».- М.: Машиностроение, 1983.

2. Ежи Б е н ь. Модели и любительские суда на воздушной подушке : Пер. с польского.- Л. : Судостроение, 1983.

3. Геслер В. М. Автомобиль своими руками.- М.: ДОСААФ, 1970.

4. Гришкевич А. И. Автомобили. Теория : Учебник для вузов.- Минск: Высшая школа, 1986.

5. Е р е ц к и й М. И. Автомобиль карт в школе. С альбомом чертежей: Пособие для руководителей автоконструкторских кружков.- М. : Просвещение,

1969.

6. Каминский Я- Н., А т о я н К- М. Электрооборудование автомобилей : Справочное пособие по проектированию.- М. : Машиностроение, 1971.

7. М а с и к о М. А. и др. Автомобильные материалы: Справочник инженера-механика.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Транспорт, 1979.

8. Проценко В. Б. Организация рабочего места водителя. Технико-эстетические и эргономические принципы. / Под ред. В. А. Осепчугова.- М. :

Изд-во ВНИИТЭ, 1973.

9. Синельников А. X. Электроника на автомобиле.- 3-е изд., пере-раб.- М. : Радио и связь, 1985.

10. Сомов Ю. С. Композициям технике.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : Машиностроение, 1987.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50