Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50

дочкой цепью. При нажиме на педаль собачка входит в зацепление с храповым колесом и проворачивает коленчатый вал двигателя. После снятия ноги с педали возвратная пружина, установленная на валу, возвращает механизм в исходное положение

(рис. 158).

Устройство пуска двигателя потребовало видоизменить механизмы сцепления. Вместо заводского сцепления на приводном валу укреплены два металлических и один резиновый диски. Один из дисков, расположенный со стороны приводной звездочки, под действием вилки управления сцеплением может перемещаться вдоль оси. При перемещении в сторону двигателя он соприкасается с резиновым диском и передает вращение от двигателя на звездочку приводной цепи. Перемещаясь в противоположную сторону, подвижный диск отсоединяет двигатель, а при дальнейшем перемещении соприкасается с тормозной колодкой, осуществляя торможение ведущего колеса.

Управление автомобилем производится с помощью рулевого колеса, установленного на рулевом валу. На другом конце рулевого колеса установлена звездочка с цепью, концы которой заделаны в трос. Трос своими верхними концами проходит через текстолитовую колодку, укрепленную на полу кузова. Нижние концы троса проходят через регулировочные штуцеры, установленные на балке переднего моста. Концы тросов тщательно заделаны и припаяны к концам поворотных рычагов.

Кабина оборудована следующими органами управления и приборами: рулевым колесом, рычагом управления газом, рычагом управления сцеплением, выключателем зажигания, переключателем фар и подфарников, спидометром, часами и радиоприемником.

Недостатки автомобилей с бензиновыми двигателями (шум и загазованность) заставляют любителей строить автомобили

Рис. 158. Пусковой механизм двигателя:

/ - храповик; 2 - собачка храповика; 3 - возвратная пружина; 4 - вал; 5 - цепь; 6 - рычаг-педаль





Рис. 159. Передняя подвеска и рулевой механизм детского электромобиля:

/ - рулевое колесо; 2 - рычаг; 3 - продольная тяга; 4 - передняя ось; 5 - поворотная цапфа- 6 - поперечная тяга; 7 - рычаг; 8 - шайба; 9 - колесо; 10 - шплинт; 11 - декоративный колпак

для детей с электроприводами. Небольшой детский электромобиль «Аленушка» был построен А. Логвиным. Каркас кузова электромобиля состоит из двух панелей, двух перегородок, продольных реек сечением 20X20 мм и рамы из брусков сечением 30X40 мм. Перегородки вырезаны из 10-миллиметровой фанеры. Сверху каркас обтянут фанерой толщиной 2... 3 мм, предварительно разогретой в горячей воде. Формованные панели укрепляются на каркасе шурупами и клеем.

Передний мост вместе с рулевым управлением жестко крепится к раме и представляет собой трубу 0 22 мм, на концах которой имеются втулки для поворотных цапф. Рулевое управление рычажного типа состоит из рычага, установленного на валу рулевого колеса, и продольного рычага, соединенного с фасонным рычагом, который другим концом соединен с поперечной тягой рулевой трапеции (рис. 159). Колеса со сплошными резиновыми шинами взяты от детских велосипедов. Диаметр колес 230 мм. Задняя подвеска зависимая рычажного типа, одним концом соединена с рамой, а на другом ее конце установлены пружины от седла дорожного велосипеда.

Электродвигатель мощностью 50 Вт питается от аккумулятора типа 12-А-ЗО емкостью 26 А • ч напряжением 24 В. Этот двигатель позволяет автомобилю развивать скорость до 7 км/ч. Привод осуществляется на одно заднее колесо. Другое колесо на ось насажено свободно. На щитке управления размещены: выключатель «массы», переключатель реверсивного электродвигателя, контрольная лампа включения заднего хода, предохранитель, контрольная лампа указателей поворотов, вольтметр, переключатель указателей поворотов, выключатели фар и подфарников, радиоприемник. Питание электрооборудования (кроме двигателя) 12-вольтовое. Управление движением осуществляется педалью хода, расположенной под правой ногой водителя.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ САМОДЕЛЬНЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автомобиль, которому в 1986 году исполнилось сто лет, развивался как колесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Но еще на заре его развития вместе с ним развивался его соперник - электромобиль, у которого источником энергии служил электрический аккумулятор. Вначале соперничество шло успешно. Например, в 1899 году электромобиль раньше автомобиля преодолел рубеж скорости 100 км/ч. Затем основные недостатки электромобиля (большая масса, малый запас хода даже при невысокой скорости движения) не позволили ему конкурировать с автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания.

В 60-е годы нашего столетия, когда в городах стало очень много автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, отравляющих улицы ядовитыми выхлопными газами, стали усиленно проводиться работы по изысканию новых двигателей для автомобилей. И тогда вернулись к электромобилям как к перспективным транспортным средствам.

Для любителей же постройка электромобиля предоставляет большие возможности технического творчества, так как его разработка и постройка не связаны с большими трудностями. Электромобиль очень прост в изготовлении и эксплуатации, к тому же его размеры могут быть небольшие, что очень важно для городских улиц с интенсивным движением.

Первоначально самостоятельные автостроители изготавливали электромобили только для детей. Это были обычно небольшие электромобили с открытым кузовом. Например, электромобиль А. Степанюгина из Дивногорска, который он построил для своего трехлетнего сына. Машина рамной конструкции. Рама сварена из стальных уголков 20X20 мм. Задний мост крепится непосредственно к раме, передний же (рис. 160) соединен с ней шарнирно и представляет собой поперечную балку, к которой через шкво-




Рис. 160. Конструкция переднего моста электромобиля А. Степанюгина:

/ - рулевая колонка (часть детского самоката); 2 - рычаг рулевой колонки; <5 - рулевая тяга; 4 рычаг цапфы; 5 - шарниры передней балки; 6 - поворотные цапфы вилочного типа; 7 - шкворни; 8 поперечная тяга рулевой трапеции; 9 - рама; 10 - поперечная балка

рень присоединяются цапфы, изготовленные из стальной полосы шириной 25 и толщиной 4 мм. Рулевое управление рычажного типа с непосредственной передачей на рулевую трапецию.

Ведущее колесо заднее, оно отличается от остальных тем, что у него вместо спиц установлен диск. Электродвигатель вместе с крыльчаткой воздушного охлаждения, тормозным диском, двумя шестернями и ведущей звездочкой цепной передачи образует силовой блок электромобиля (рис. 161). Принципиальная электрическая схема всего электрооборудования приведена на рис. 162.

Другой пример небольшого электромобиля для детей показан на рис. 163. Это «Крокодил Гена» - электромобиль, созданный в конструкторской лаборатории КЮТ Челябинского металлурги-


Рис. 161. Силовой блок электромобиля А. Степанюгина:

/ - шестерня; 2 - тормозной диск; 3 - ведущая звездочка цепной передачи; 4 - зубчатое колесо редуктора; 5 - втулоч-но:роликовая цепь; 6 - опорная плита; 7 - промежуточный вал; 8 - крыльчатка воздушного охлаждения двигателя; 9 - электродвигатель


Рис. 162. Принципиальная схема электрооборудования:

Ы-обмотка возбуждения; S1 -переключатель реверса двигателя; Kl.l; K1-2 - силовые контакты реле К1 и К2; S2 - выключатель цепи управления; S4, S5 - микропереключатели педали управления скоростью; S3 - микропереключатель тормозной педали; В1 - звуковой сигнал; S6 - кнопка звукового сигнала; S7 - выключатель освещения; GB1 - аккумуляторная батарея; KJ, К2 - реле; HI - контрольная лампочка; Н2, НЗ - фары; Н4, Н5 - задние габаритные сигналы

ческого завода. Это предельно легкая машина с несущим кузовом из стеклопластика. Масса ее вместе с аккумулятором 60. кг. Задние полуоси приварены к стальным уголкам толщиной 2,5 мм и закреплены в колесных нишах несущего кузова. Поворотные цапфы передних колес, взятых от детского самоката, представляют собой П-образные скобы, согнутые из стального листа толщиной 2,5 мм. Управление передними колесами осуществляется с помощью 2-миллиметрового стального троса, охватывающего


Рис. 163. Электромобиль «Крокодил Гена»:

/ - электродвигатель; 2 - опорная скоба; 3 - ведущая звездочка; 4 - скоба с полуосью; 5 - ведомая звездочка; 6 - заднее колесо; 7 - рулевой трос; 8 - поперечная тяга рулевой трапеции; 9 - барабан троса; 10 - рулевой вал; - опорный кронштейн; 12 - поворотная цапфа с полуосью



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50