Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 143. Различные компоновочные решения багги, созданного на базе мотоколяски:

/ - двухместный учебно-туристский вариант; 2-спортивный вариант; 3 - «Багги-ЮТ»

Рис. 144. Конструкция рамы, разработанной на Московском экспериментальном механическом заводе:

/..........стапель; 2- лонжерон; 3- балка передней подвески; 4 -распорка; 5 - поперечная распорка панели приборов; 6 - косынка; 7.....трубы боковой защиты отделения водителя; 8-- дуга безопасности; 9 стойка; 10- задняя поперечная трубка; ---подкос; 12 - кронштейн внешнего шарнира рычага задней подвески;

13 - верхняя проушина амортизатора;

14 --- передний кронштейн силового агрегата; 15-педальная траверса



Рис. 145. Каркас багги студенческого КБ Марийского политехнического института:

1, 2 - дуги безопасности; 3, 4 - кронштейны крепления двигателя; 5 -защитный каркас силового агрегата; 6" -ушко ограничителя заднего рычага; 7 - усиление рычага; 8-рычаг задней подвески; 9 - съемный отбойник; 10 - поворотный кулак; - нижний рычаг передней подвески; 12 - верхний рычаг передней подвески; 13 - амортизатор

Передняя подвеска на треугольных поперечных рычагах сварена из стальной трубы 0 28X2,5. Нижние рычаги этой подвески усилены продольной перекладиной и имеют кронштейн для крепления амортизатора. Задняя подвеска монтируется на стандартных продольных рычагах автомобиля «Запорожец». На их концах наварены усиливающие стальные пластины, к которым крепятся кронштейн амортизатора и ушко подсоединения ремня ограничителя максимального хода.

Много полезного для себя могут найти создатели багги в книге М. М. Назарова «Специальные кроссовые автомобили-багги» (М. : ДОСААФ, 1980) и в приложении к журналу «Юный техник» «ЮТ для умелых рук» (1986, № 6).

Для более подробного ознакомления с особенностями багги рассмотрим конструкцию, созданную шофером из Эстонии Яном Тильком. Общая компоновка этой машины показана на рис. 146. Ян Тильк создал свою, принципиально новую конструкцию. Основой каркаса является мощная центральная балка из прямоугольной трубы сечением 40X40 мм. Эта хребтовая балка несет на себе узлы передней и задней подвесок, двигатель, главную передачу. К ней крепится каркас машины с дугами безопасности. Две продольные бортовые трубы 0 35 мм, сваренные с хребтовой балкой, создают трехгранную ферму очень высокой жесткости. Дуги безопасности из труб прямоугольного сечения упростили сварку каркаса.




Рис. 146. Общая компоновка спортивного автомобиля Яна Тилька:

/ - продольная хребтовая балка (прямоугольная стальная труба 40 X 40); 2 - лобовая рама каркаса кузова; 3 - поперечный рычаг передней подвески; 4 - поворотный кулак; 5 - опорный диск переднего гидравлического тормоза; 6 - шкворень поворотного кулака; 7 - блок педалей; 8 - корпус блока педалей; 9 - бачок для тормозной жидкости; 10 - продольная боковая труба каркаса кузова; - рулевой вал; 12 - место приборного щитка; 13 - рычаг переключения передач; 14 - рулевое колесо; 15 - наклонная труба системы дуг безопасности; 16 - поперечная труба; 17 - продольная труба; 18 - плечевые привязные ремни безопасности; 19 - топливный бак; 20 - задние наклонные трубы системы дуг безопасности; 21 - диагональная труба; 22 - задняя поперечная труба; 23 - воздухозаборник карбюратора; 24 - двигатель; 25 - кормовая часть хребтовой трубы; 26 - кожух системы охлаждения двигателя; 27- задние амортизаторы; 28-ведущее колесо (5ХЮ); 29 - ведущая полуось; 30 - поперечный рычаг задней подвески; 31 - коробка передач (самодельная); 32 - баллон огнетушителя (пеногаситель выведен в моторный отсек); 33 - сиденье водителя; 34 - поясные ремни безопасности; 35-переднее колесо (снято вместе с полуосью и тормозной системой); 36-шланг гидротормозной системы; 37 - шаровой наконечник поперечной тяги; 38 - панель ключа зажигания и контрольной лампы зарядки аккумулятора; 39 - указатель температуры головки цилиндра; 40 - спидометр (от мотоцикла «Ява»); 41-счетчик оборотов (тахометр); 42 - панель выключателей электромоторов принудительного охлаждения

Поперечные рхчаги подвесок изготовлены из прямоугольной трубы сечением 25X25 мм. Передние подвески подрессорены одним пружинно-гидравлическим амортизатором, а на задних рычагах подвески установлены по два амортизатора от мотоцикла «Ява-350». Рулевое управление сектор-червяк взято от автомобиля ВАЗ, для гонок оно оказалось лучше реечного.

С целью экономии массы машины двигатель «Иж-350 кросс» крепится непосредственно к хребтовой раме с помощью щечек. Днище своего автомобиля от блока педалей до пожарной перегородки за спиной сиденья Ян Тильк закрыл стальным листом толщиной 1 мм, который приварен к хребтовой балке и лонжеронам.

Ян Тильк отказался от общепринятой практики применять для шин размером 5.00-10 уширенные ободья и использовал нормальный обод. Тем самым он повысил надежность колес при гонке. Резину нормального профиля он несколько видоизменил, убрав часть рисунка протектора. Тормозная система гидравлического типа с двумя главными цилиндрами, раздельно работающими на колодочные тормоза передних и задних колес. Стояночный тормоз обычного механического типа действует только на задние колеса. Тормозные барабаны и опорные щиты самодельные. Колесные тормозные цилиндры взяты от автомобиля

ВАЗ.

Как правило, на багги применяют приборные щитки с минимально возможным количеством приборов. Автомобиль Яна Тилька оборудован спидометром, тахометром, термометром, показывающим температуру головки цилиндра, термометром наружного воздуха, амперметром и часами с секундомером.

Рулевое колесо самодельное с деревянным ободом на облегченном основании из дюралюминия толщиной 5 мм. Сиденье анатомического типа с подголовником и привязными ремнями, авиационного образца. Внутренняя часть рабочего пространства водителя покрыта поролоновыми накладками и цветным кожзаменителем для предотвращения травм при опрокидывании машины.

На багги нет традиционной воздуходувки для охлаждения двигателя. Охлаждение обеспечивается потоком воздуха через специальные направляющие из-под днища. При перегреве двигателя включаются два электровентилятора, расположенные в непосредственной близости от цилиндров.

В конце книги в приложении приведена литература и статьи, посвященные спортивным автомобилям багги.

КАРТАХ

Несколько раньше, чем багги, получили распространение малые спортивные автомобили-карты. Вначале они носили название го-карты, что по-английски означает бегающие повозки. Изобрели их совершенно случайно. Американские летчики во время дежурства на аэродроме приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетные двигатели и начали совершать на них поездки по летному полю. Затем, сделав несколько подобных колясок, стали проводить на них соревнования-гонки. Так зародился картинг, который быстро стал распространяться по всему миру.

Популярность этого технического вида спорта объясняется тем, что постройка карта тоже доступна почти каждому. Его лег-




устанавливать два двигателя, имеющих в сумме объем не выше установленного. Применение впрыска топлива и наддува воспрещается. Можно форсировать двигатель, но без замены его деталей.

Глушитель, установка которого обязательна, должен располагаться сзади места водителя на высоте не более 450 мм от поверхности земли. Тип карбюратора и их количество может быть произвольными. Система зажигания любая, но обязательно снабженная удобно расположенным выключателем. Двигатель должен быть снабжен защитным экраном, оберегающим водителя от ожогов о нагретые части. Рама только металлическая. В отличие от других автомобилей, на картах не разрешается установка какого-либо кузова, обтекателей, ветрового стекла. Для обеспечения достаточной прочности при малой массе раму изготавливают из стальных бесшовных горяче- и холоднокатаных труб. Допускается также брать стальные электросварные трубы. Рекомендуемые трубы, которые можно применять для изготовления рамы карта, приведены в табл. 37.

Таблица 36


Рис. 147. Основные элементы спортивного автомобиля-карта:

/ - рама; 2 - рулевое управление; 3 - двигатель с передачей; 4 - бензобак; 5 - сиденье; 6 - тормоз; 7 - ступица колеса; 8 - полудиск колеса; 9 - шина; 10 -поворотный кулак рулевого управления; 11 - блок педалей

ко изготовить одному своими силами из деталей и агрегатов мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, выпускаемых промышленностью. К тому же управлять картом разрешается с 10-летнего возраста.

Особенностью картов является то, что они не имеют подвески, кузова и электрооборудования, кроме системы зажигания. Конструкция их обычно включает в себя следующие агрегаты (рис. 147): раму, руль с рулевым управлением простейшего типа без зубчатых, червячных и реечных передач, двигатель (одноцилиндровый) с воздушным охлаждением, бензобак, глушитель, сиденье, обеспечивающее гонщику боковую опору, силовую передачу от двигателя на один или оба задних колеса, ормоз, четыре колеса на подшипниках качения, обутые в пневматические шины, блок органов управления и защитную платформу. Федерация автомобильного спорта СССР установила требования к спортивным автомобилям формулы К (картам), а также классификацию их. По этой классификации они подразделяются на шесть классов (табл. 36): три международных и три всесоюзных.

Федерация автомобильного спорта установила также технические требования к картам. Двигатель может быть только двухтактным, не превосходящим установленный объем. Разрешается

Классы автомобилей формулы К

Класс

Рабочий объем двигателя, см3, не более

Минимальная масса, кг

Всесоюзные классы

Е (юношеский)

Т а б л иц а 37 Трубы, рекомендуемые для изготовления рам1 !карта

Марка стали

Минимальн1й наружный диаметр, мм

Минимальная толщина стенки, мм

Ст. 2; Ст. 10

Ст. 3

Ст. 20; Ст. 4

10Г2; 20Х-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50