Запорожец  Издания 

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

ние деталей над поверхностью панели кузова, на которых они установлены, допускается:

для декоративных решеток, накладок не более 10 мм; для петель дверей, капота и крышки багажника не более 30 мм; для наружных ручек и кнопок замков дверей не более 40 мм; для козырьков и ободков фар не более 30 мм, в том чисе относительно поверхности рассеивателя.

3.5.3. Установка буферов должна соответствовать ГОСТ 1902-74 «Буфера легковых автомобилей. Размеры». Радиусы закруглений деталей буферов должны быть не менее 5 мм, концы буферов должны быть загнуты в направлении наружной поверхности кузова и отстоять от нее с зазором не более 2 ммч

3.5.4. Нижний край панели приборов должен иметь радиус закругления не менее 10 мм. Рычаги, переключатели и кнопки органов управления должны удовлетворять требованиям травмобезопасности пп. 2.2; 2.3; 2,5 ГОСТ 37.001.017-70 «Органы управления легковых автомобилей. Безопасность, конструкция и расположение».

3.5.5. Кузов должен быть оборудован противосолнечным козырьком и зеркалом заднего вида.

3.5.6. Двери, крышки капота и багажника должны быть оборудованы замками, обеспечивающими их надежную фиксацию в закрытом состоянии при движении автомобиля.

3.5.7. Стекла кузова должны быть безопасными: из закаленного безосколочного стекла типа «сталинит» или «триплекс». Допускается для стекол, кроме лобового, использование органического стекла, боковое стекло сдева от водителя должно быть опускным или сдвижным.

3.6. Расположение топливного бака в целях повышения попарной безопасности рекомендуется внутри базы автомобиля, изолированно от пассажирского помещения.

4. Требования, предъявляемые к приборам и оборудовании

4.1. Автомобиль должен быть оборудован приборами внещнего освещения и световой сигнализацией в соответствии с ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости».

4.2. Автомобиль должен быть оснащен звуковым сигналом и стеклоочистителем промышленного изготовления.

4.3. Автомобиль должен быть оборудован как минимум спидометром, замком зажигания, переключателем освещения и указателем поворотов, индикатором указателей поворотов.

5. Прочие требования

5.1. На автомобиле должны быть предусмотрены места для установки номерных знаков по ГОСТ 3207-77 и установлены ремни безопасности по ГОСТ 21015-75. Автомобиль должен быть укомплектован аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки.

5.2. При представлении к регистрации автомобиля, изготовленного в индивидуальном порядке для личного пользования, его владелец должен представить в ГАИ по месту жительства акт технической экспертизы контрольно-технической комиссии при республиканской (краевой, областной) организации добровольного общества автомотолюбителей, подтверждающий соответствие конструкции данным техническим требованиям, а также документы, удостоверяющие законность приобретения агрегатов, узлов, деталей и материалов.

5.2.1. Согласование эскизных проектов самодельных автоконструкций производится контрольно-техническими комиссиями ДО AM, выдающими акты технической экспертизы.

5.3. Технические требования к легковым автомобилям, изготовленным Е индивидуальном порядке, утвержденные в 1980 году, считать утратившими силу.

Наряду с техническими требованиями вводится в действие «Временное положение о контрольно-технической комиссии (КТК) самодельного конструирования ДОАМ». Контрольно-техническая комиссия не только будет проводить техническук экспертизу самодельных автомобилей, составлять акт для ГАИ но и давать консультации самодеятельным автоконструкторам

Итак, выполнив необходимый предварительный анализ, опре делив в общих чертах создаваемый автомобиль, можно присту пить к его компоновке, предварительным расчетам, подбору не обходимых агрегатов, узлов и деталей. Минимум необходимы) сведений, которые понадобятся самодеятельному конструктору приводятся в следующих разделах данной книги. Эти сведенш окажут помощь при постройке и конструировании собственно! модели. Главное же - это самостоятельное творчество.

Техническое творчество настолько многогранно и столькс различных самоделок изготовлено умельцами, что никакая книп описать их не в состоянии. В стране развивалось не только само деятельное автостроение. Появлялись конструкции новхх велоси педов, мотоциклов, различных снегоходов, включая аэросаш и мотонарты, различного типа катера и другие аппараты длз движения по воде, подводные, летательные аппараты и другш средства передвижения. В данной же книге будут рассмотрень транспортные средства, близкие к автомобилям.

Рисунки на форзаце книги представляют небольшую част] самодельных конструкций, созданных в различное время. По нш видно, как непохожа одна конструкция на другую и сколь безгра ничны возможности технического творчества.

Завершив обзор самодельных конструкций, в дальнейши: разделах остановимся на конкретных примерах процесса кон струирования машин, отвечающих вашим замыслам.



КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЯ

Автомобиль является чрезвычайно сложным по своей конструктивной основе устройством, а поэтому при его создании невозможно обойтись без такого этапа проектирования, как компоновка. При проектировании трудно разграничить отдельные составляющие этого процесса, поэтому в эту главу частично включены вопросы, связанные с художественным конструированием (дизайном) и аэродинамикой автомобиля.

Что такое компоновка? В своем первоначальном значении она означает создание чего-то целого из отдельных частей. Применительно к автомобилю можно говорить об относительном расположении агрегатов шасси и кузова. От того, какая компоновочная схема будет принята вами, зависят габаритные размеры кузова, его масса, форма кузова, число мест и т. д. Все это, конечно, на первом этапе проектирования выполняется в первом приближении.

При проработке компоновочного решения автомобиля необходимо стремиться к рациональному размещению агрегатов с точки зрения распределения массы по осям, снижения центра масс с целью повышения устойчивости движения автомобиля, обеспечения необходимого пространства для водителя и пассажира.

Прежде чем приступить к компоновке, следует иметь четкое представление о том, для какой цели создается автомобиль. Будет ли он использоваться только для городских поездок или же будет предназначен для более универсального применения? Какое количество мест должно быть в автомобиле? Ибо, как показывает опыт, современные четырех- и пятиместные автомобили чаще всего перевозят одного или двух пассажиров. Будет ли автомобиль повышенной проходимости или он будет эксплуатироваться только на дорогах с твердым покрытием? Будет ли автомобиль использован только для отдыха? А также ряд других условий.

28 •

Первоначальная компоновка зависит от учета мест в автомобиле, расположения и типа двигателя, типа кузова. Конечно, в дальнейшем она может корректироваться, но все же первоначальная компоновка будет определять поиск конструктивного решения.

Количество мест определяет размеры салона, габаритные размеры автомобиля и учитывает требования выдвигаемого автором проекта. При любой компоновке следует обеспечить максимум удобств для водителя и пассажиров. Разрабатывая, например, конструкцию микроавтобуса или автомобильной дачи, следует обеспечить рациональное размещение пассажиров не только при движении, но и на стоянке. В спортивных же кузовах очень часто не делают два полноценных ряда сидений. Задний ряд сидений выполняют меньших размеров и предназначают главным образом для перевозки детей. Подобная компоновка называется «2 взрослых и 2 детских» и обозначается 2 + 2. Выяснив, сколько мест будет в автомобиле, необходимо провести тщательную эргономическую проработку как рабочего пространства для водителя, так и свободного пространства для пассажиров.

Следующий этап - размещение силового агрегата. Выбор силового агрегата и расчет трансмиссии будет изложен в последующих разделах книги, поэтому в данной главе мы остановимся лишь на отдельных компоновочных решениях в зависимости от размещения двигателя. В зависимости от типа привода и расположения двигателя различают следующие виды компоновки.

По так называемой классической компоновке построено наибольшее количество не только самодельных автомобилей, но и выпускаемых промышленностью. В такой компоновке двигатель размещен в передней части автомобиля, а ведущими являются колеса задней оси. К преимуществам данной компоновки относятся возможность получения более одинаковых масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, высокие ходовые качества, возможность использования готовых узлов серийных автомобилей. К недостаткам следует отнести нерациональное использование пространства кузова из-за большого пространства, занятого двигателем и карданом, проходящим через весь кузов по середине пола салона.

Второй по распространенности является переднеприводная компоновка, при которой передние колеса являются одновременно ведущими и управляемыми. К несомненным достоинствам данной компоновки следует отнести высокую устойчивость при движении, низкие механические потери в трансмиссии вследствие более короткого силового потока, более полное использование пространства кузова (его салона). К недостаткам следует отнести более сложную конструкцию узла двигатель - коробка передач, разгрузку передних колес при трогании. Опыт последних лет в самодеятельном автостроении показывает, что любители чаще стали прибегать в своей конструкции к такому типу компоновки.



Ее использовали, например, в своем автомобиле Д. Парфенов и Г. Хаинов из Ленинграда.

Третьим типом компоновочного решения являются автомобили с расположенн1м сзади двигателем. Такая компоновка получила распространение среди любителей самодеятельного автостроения благодаря использованию агрегатов автомобиля «Запорожец». Достоинством подобной схемы является хорошая загруженность ведущих задних колес, возможность более рационально спроектировать салон. К недостаткам относятся меньшая масса, приходящаяся на переднюю ось, что приводит к ухудшению управляемости автомобиля.

Как частный случай заднемоторной компоновки может быть названа среднемоторная компоновка. Подобная компоновка получила распространение на спортивных автомобилях, так как такое расположение двигателя нагружает задние колеса, а также обеспечивает лучшую устойчивость. Двигатель в этом случае находится в середине кузова перед задней осью или над ней.

Недостатком подобной компоновки является размещение двигателя внутри салона, что увеличивает шумовой фон и тепловыделение в салоне. В спортивных автомобилях эти недостатки перекрываются определенными преимуществами.

Рассмотрение компоновок по типу привода было бы неполным, если не рассматривать так называемые полноприводные автомобили, когда все колеса как передней, так и задней оси являются ведущими. Такая компоновка используется в основном на автомобилях повышенной проходимости. Различают постоянный полный привод и отключаемый полный привод, когда может быть отключен привод на одну из осей: либо переднюю, либо заднюю. К преимуществам такой компоновочной схемы относится повышенная проходимость автомобиля за счет хорошего сцепления всех колес, высокая устойчивость на скользкой дороге. К недостаткам следует отнести повышенную сложность конструкции шасси и привода. Необходимо устанавливать дополнительную раздаточную коробку и дополнительные карданные сочленения. Автомобили, скомпонованные по этой схеме, имеют повышенный расход топлива за счет увеличения механических потерь в трансмиссии.

Кто пожелает более подробно ознакомиться с различными конструкциями шасси автомобилей, рекомендуем прочитать книгу И. Раймпеля «Шасси автомобиля» (М.: Машиностроение, 1983).

Компоновка в немалой степени зависит от типа кузова автомобиля. В настоящее время наиболее распространены двух- и трехобъемные кузова (рис. 1). Двухобъемный кузов включает в себя объем моторного отсека и объем салона. К подобным кузовам можно отнести универсалы и комби. По подобной схеме построены кузова автомобилей «Иж-комби», ВАЗ-2102, ВАЗ-2104, ВАЗ-2108. Трехобъемный кузов состоит как бы из трех самостоя-




Рис. 1. Двухобъемный а и трехобъемный б кузова автомобилей

тельных объемов: моторного отсека, салона и выступающего багажника.

Попробуем связать принятые типы кузовов с типом привода и расположением двигателя.

Трехобъемный кузов позволяет практически использовать любой вид привода и любое расположение силового агрегата. Недостатком автомобилей с таким кузовом является нерациональное использование всего объема автомобиля за счет уменьшения объема моторного отсека и багажника, которые занимают значительную длину всего автомобиля.

Двухобъемный кузов позволяет лучше использовать как площадь, так и объем салона, так как моторный отсек в этом случае занимает только одну треть длины автомобиля.

Стремление как можно рациональнее скомпоновать автомобиль привело к появлению автомобилей, которые можно было бы назвать однообъемными (т. е. без видимых различных выступающих объемов). Подобная компоновка еще называется вагонной и характерна для микроавтобусов, а также для различных экспериментальных автомобилей.

Выбрав наиболее приемлемый для себя вид компоновки автомобиля, можно переходить к построению компоновочного чертежа. Компоновочный чертеж лучше выполнять на миллиметровке или используя для этого масштабную сетку. Наиболее удобный масштаб для компоновочного чертежа 1:5. В таком



0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50