Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Автомобиль создается для человека, а поэтому размеры его должны соответствовать размерам тела человека. Эта соразмерность изделия с человеком носит в теории композиции название- масштаб. Чтобы показать масштаб, художник-конструктор обычно рядом с рисунком изделия изображает фигурку человека. Масштаб самым непосредственным образом связан с пропорцио-нированием. В дизайне были даже сделаны попытки разработать особые шкалы, объединяющие эти два понятия, связать пропорциональные отношения с размерами тела человека.

Два других понятия: контраст и нюанс - позволяют дизайнеру более успешно решать свои композиционные задачи. Контраст- это противопоставление двух начал. Он делает форму заметной, выделяя ее среди других, активизирует форму. Но в композиции необходимо соблюдать определенную меру и умело пользоваться контрастом, дополняя его нюансной проработкой. Без этого форма может оказаться жестко примитивной. Если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой.

Членение элементов формы (объемов, поверхностей, линий) с определенной закономерностью создает либо метрический повтор, либо ритм. Метрический повтор - это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Метрический повтор может быть простым и сложным. Сложный повтор объединяет одновременно несколько метрических поворотов. Однако применение метрического повтора большей частью позволяет подчеркнуть статичность изделия, а поэтому в форме автомобиля его стараются применять редко, хотя в других промышленных изделиях он является хорошим организующим началом.

Чаще используется при формообразовании такое средство, как ритм. Ритм - это постепенное количественное изменение чередующихся элементов. Ритм задает форме активное композиционное движение и помогает художнику-конструктору подчеркнуть динамичность формы и ее композиционное равновесие. При решении формы автомобиля ритм может использоваться как при горизонтальном, так и при вертикальном членении формы.

Следующим средством гармонизации формы является цвет, хотя его значение как средства гармонизации еще мало изучено. Но цвет играет большую роль как в жизни человека, так и в области техники. Цвет используется не только как средство композиции, но и как средство психофизиологического комфорта, а также как средство информации. Он позволяет активизировать другие средства композиции. Им можно подчеркнуть контраст и, наоборот, выполнить нюансную проработку, выделить метрический повтор и подчеркнуть ритм. Цвет - это средство в развитие и дополнение идей композиции. В то же время цвет - одно из

самых субъективных средств композиции. Применяя цвет, следует подумать, какое воздействие на форму он будет оказывать. Неумелое использование цвета может привести к разрушению целостности композиции.

Следующее понятие - пластика форм1. Она характеризует особенности объемно-пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями, ее пластичность и скульптурность. Очень важно, чтобы на форме хорошо выражалась светотеневая структура. При проектировании и изготовлении необходимо уточнить ее действие на форму. Не нарушит ли она объемно-пространственную структуру всего изделия, как пройдут блики по внешней поверхности его. Это очень сложная и важная задача при создании формы автомобиля, в частности его кузова. Поверхность автомобиля не может состоять из простых геометрических форм - плоских поверхностей, прямых линий, пирамид. Поэтому, работая над поверхностью кузова, необходимо выполнить его макет в натуральную величину и отработать на этой мастер-модели все элементы поверхности.

При разработке сложных поверхностей нельзя не учитывать влияния светов1х бликов, светов1х линий. Блики сразу выявят дефекты поверхности, а световая линия - правильный выбор сложной поверхности. При разработке сложной поверхности световой блик и световая линия являются самым лучшим контролером. Чтобы иметь представление о световой линии, необходимо взять блестящую пластинку, согнуть ее и вынести на освещенное пространство. На ее поверхности четко будет видна световая линия. Поэтому, построив макет автомобиля, тщательно отработав его поверхность, модель освещают с разных сторон и проверяют по световым бликам и линиям правильность построения сложных поверхностей.

Если в форме автомобиля используется линия значительной длины, то со стороны она будет казаться искривленной. Точно так же значительные поверхности, образованные плоскостью, будут казаться вогнутыми. Все это требует при выполнении формы автомобиля пользоваться лекальными кривыми, а при изготовлении объемной модели - сложными поверхностями.

Художественно-конструкторская проработка автомобиля не должна ограничиваться его внешней формой. Эстетической проработке следует подвергнуть элементы рабочего места и внутреннее пространство салона. Весь интерьер и все элементы рабочего места водителя должны быть взаимосвязаны на принципе целостной организации объемно-пространственной структуры и выполнены с учетом закономерностей композиции, рассмотренных выше.

Доминирующим элементом в рабочем пространстве водителя, несомненно, является рулевое колесо. Остальные элементы интерьера служат ему фоном. К ним следует отнести приборный щиток, переднее стекло автомобиля, органы управления, стекло-



очистители и зеркало заднего вида. Основной деталью рулевого колеса является обод, с которым в тесной взаимосвязи находятся спицы, ступица, включатель звукового сигнала и эмблема, часто располагаемая на рулевом колесе. Форма рулевого колеса должна максимально соответствовать его функции. Размер обода должен информировать о классе автомобиля, его представительности, обеспечивать удобство управления машиной, создавать впечатление надежности конструкции. В настоящее время не используются рулевые колеса с четырьмя крестообразными спицами, а если и применяют четыре спицы, то их располагают Х-образно. Чаще применяют две спицы или одну. При использовании одной или двух спиц форма их должна быть тщательно продумана, ибо, например, малая их толщина может создать впечатление непрочности. Надежность колеса с одной спицей, которая желательна из условий лучшей видимости приборов, может быть подчеркнута окрашиванием ее в светлый, контрастный по отношению к ободу тон.

Тектоничность формы рулевого колеса зависит от правильного построения сочленений его элементов. Радиусы сопряжений должны соответствовать общей функциональной выразительности конструкции и материала. Ступица колеса, являющаяся переходным элементом его к рулевой колонке и далее к плоскости щитка, должна иметь плавный переход к оси рулевого колеса.

Все элементы рулевого колеса должны находиться в стилевом единстве и подчеркивать общий композиционный замысел. Это может быть подчеркнуто выпуклыми (вогнутыми) линиями верхней и нижней кромок щитка приборов и формой спиц. Любым композиционным приемом следует слегка выделить в интерьере обод рулевого колеса, а рулевую колонку как бы растворить в элементах интерьера. Формы рукояток управления и педалей, помимо их проработки с точки зрения функции и эргономики, должны быть выполнены в общем едином стилевом решении всего рабочего места водителя. Это относится и к сиденью. Художественно-конструкторское решение его должно быть теснейшим образом связано с интерьером кабины. Для отделки сиденья могут использоваться однотонные материалы или же комбинации материалов, имеющих различную цветовую гамму и фактуру поверхности. Эстетические качества сидений оцениваются не только их красивым видом, но и тем, насколько хорошо они проработаны эргономически. Они должны обеспечить водителю удобную, уверенную позу и устранять побочные, неприятные ощущения.

На форзаце в конце книги приведены отдельные примеры форм автомобилей.

ОЦЕНКА

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ

АВТОМОБИЛЯ

Несмотря на то, что самодельный автомобиль изготавливается в одном экземпляре, он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к серийным машинам.

Автомобиль собран, окрашен и готов к поездке. Однако прежде чем предъявить его Государственной автомобильной инспекции для получения номера и приступить к окончательной эксплуатации, следует провести его испытания. Испытания необходимы для уточнения параметров технической характеристики и для получения сведений, требуемых в акт технической экспертизы контрольно-технической комиссии. В промышленности любая новая модель автомобиля проходит заводские и государственные испытания для оценки его эксплуатационных качеств и только после этого запускается в серийное производство. В наших условиях провести обширные испытания, которые обычно проводятся на автодромах с применением специальных приборов, не удастся. Но, применив простейшие методы испытаний, можно определить, какими эксплуатационными качествами будет обладать разработанный и построенный своими руками автомобиль.

Любое испытание начинается с составления технической характеристики, являющейся своеобразным паспортом созданной конструкции. Техническая характеристика, разработанная в НАМИ, составляется в следующем виде. Слева пишется наименование определенного параметра, справа - данные, соответствующие этому параметру. По этим параметрам можно ознакомиться с конструктивными особенностями автомобиля и даже оценить некоторые его эксплуатационные качества.

Иногда техническая характеристика составляется по отдельным агрегатам. У нас нет смысла это делать, тем более, что самодельные конструкции не всегда имеют все агрегаты и узлы, которые есть в серийных автомобилях. Ниже приводится пример технической характеристики, которая может дать четкое представление о созданной конструкции.



Техническая характеристика самодельного автомобиля

Тип автомобиля, тип кузова*...............

Вместимость* (количество пассажиров)............

Номер двигателя (двигатель заводского изготовления).......

База*, мм.......................

Колея передних колес*, мм.................

Колея задних колес*, мм.................

Габаритная длина*, мм..................

Габаритная ширина*, мм.................

Габаритная высота*, мм..................

Передний угол свеса, град................

Задний угол свеса, град.................

Наименьший радиус поворота*, мм.............

Максимальная скорость движения, км/ч............

Расход топлива на 100 км пробега, л............

Масса автомобиля без заправки и снаряжения, кг.......

Масса снаряженного и полностью заправленного автомобиля, кг . . . Тип двигателя (бензиновый, карбюраторный, двухтактный

с воздушным охлаждением)*................

Число и расположение цилиндров...............

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм.............

Номинальная мощность (кВт/л, с.) и соответствующая ей частота

вращения коленчатого вала двигателя* (об/мин)........

Тип карбюратора (данные по двигателю берутся из технических характеристик тех транспортных средств, от которых взят

двигатель)........................

Тип и модель сцепления..................

Тип коробки передач (количество передач)...........

Передаточные числа на всех передачах............

Передаточное число передачи заднего хода, если таковой на автомобиле

имеется.........................

Главная передача (ее тип)................

Передаточное число главной передачи.............

Тип дифференциала (если таковой имеется на автомобиле) . . . . Конструкция переднего моста (тип балки и поворотного устройства)

Углы установки передних колес, град.............

Углы наклона шкворней, град...............

Рулевой механизм* (его тип и передаточное число)........

Рабочий тормоз*, тип тормоза и привода (механический, гидравлический)

Стояночный тормоз*, его тип и расположение.........

Шины: тип, модель, размер* и давление воздуха в шинах . . . .

Статический радиус качения колеса, мм...........

Электрооборудование:

номинальное напряжение сети, В.............

генератор (модель и номинальная мощность) ........ ;

запальные свечи (модель, размер резьбы).........

Параметры, включенные в акт технической экспертизы.

51 00 \


Рис. 116. Определение угла свеса автомобиля

При желании эта техническая характеристика может быть расширена, а при отсутствии некоторых из указанных параметров сокращена.

Необходимые величины для технической характеристики определяются после того, как автомобиль полностью изготовлен и все его узлы отрегулированы. Рассмотрим методы измерения некоторых параметров автомобиля. Линейные размеры измеряются с помощью линейки и рулетки. Некоторые параметры определяются экспериментально. Углы свеса, например, можно определить с помощью линейки и отвеса (рис. 116). Зная соотношение или размеры катетов и гипотенузы полученного прямоугольного треугольника, нетрудно рассчитать определяемый угол спереди и сзади. С помощью отвеса из центра оси колеса можно измерить статический радиус качения колеса, который будет равен расстоянию от поверхности до центра оси колеса.

При желании можно определить и динамический радиус качения. Для этого на протекторе ведущего колеса проводится поперек беговой дорожки меловая черта. Затем следует пустить двигатель и проехать несколько метров. На поверхности асфальта останутся меловые отметки. Измерив расстояние между ними и разделив его на 2л, можно получить радиус качения колеса.

После определения размеров и занесения их в техническую характеристику следует произвести испытания автомобиля на дороге. Перед испытанием автомобиль приводится в технически исправное состояние, для чего после небольшого пробега тщательно проверяются и, если необходимо, регулируются сочленения и узлы автомобиля и подтягиваются ослабевшие крепежные детали. Во время обкаточного пробега обязательно следует обратить внимание на работу сцепления, коробки передач, карданного



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50