Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

перегибах трос спидометра будет вращаться рывками и стрелка прибора будет совершать большие колебания по шкале.

Мы рассмотрели только те приборы, без которых автомобиль не будет зарегистрирован в ГАИ. При желании можно устанавливать на автомобиле и другие контрольные приборы, описание которых есть в специальной технической литературе. Для автомобилей, изготавливаемых для малышей, количество приборов должно быть минимальным.

Когда подобраны все контрольные приборы, их необходимо вместе с органами управления разместить в кабине водителя; при этом необходимо учитывать общепринятые нормы. Контрольные приборы должны хорошо просматриваться водителем, не отвлекая его от наблюдения за дорогой,

Неплохо изготовить посадочный макет рабочего места водителя и на нем предварительно отработать положение каждого рычага и педали. Посадочный макет можно изготовить из имеющихся под рукой досок, фанеры и различных деревянных брусков и других легко обрабатываемых материалов.

Дополнительно следует поместить зеркало заднего вида, солнцезащитный козырек (один или два) и желательно на передней панели сделать ящик для мелких вещей. Все органы управления должны размещаться в зоне досягаемости рук водителя.

На рис. 101 изображены приборная доска и основные органы управления спортивного автомобиля «Спорт-750». На рис. 102 изображена часть салона самодельного автомобиля с размещением в нем основных органов управления и контрольных приборов.

Количество приборов на приборной доске определяется потребностью управления автомобилем и контроля за его работой. Самый главный прибор, который применяется на всех самодель-н1х автомобилях, кроме детских,- спидометр. Если на приборном щитке всего один прибор, то это, конечно, спидометр. На серийно выпускаемых автомобилях вторым по важности является указатель уровня топлива. Затем идет термометр для контроля температуры охлаждающей жидкости. Иногда этот прибор заменяется контрольной лампочкой. Дальше идут указатель давления масла, амперметр, тахометр и указатель температуры масла.

Тахометры чаще всего устанавливаются на спортивных машинах, имеющих форсированный двигатель. Для лучшего контроля за работой двигателя устанавливают указатели давления и температуры масла. Амперметр позволяет судить о работе аккумулятора.

Композиция приборной доски будет зависеть от того, какие приборы будут у автомобиля, а также от формы передней части салона. В свою очередь изящно оформленный приборный щиток будет сам оказывать влияние на композицию всей машины. Вместо надписей на кнопки управления можно нанести условные обозначения (рис. 103).


Рис. 101. Приборная доска и основные органы управления автомобиля «Спорт-750»:

1 - ножной переключатель света; 2- ручной привод бензонасоса; 3- бензиномер; 4--монетка опережения зажигания; 5-педаль сцепления; 6- амперметр; 7- педаль тормоза; 8 - спидометр; 9-педаль газа; 10 - масляный термометр; 11 - ручной переключатель света; 12 - замок зажигания; 13 - переключатель приемника; 14 - ручка управления поплавками карбюраторов; 15 - ручка управления заслонкой воздухозаборника двигателя; 16 - ручка управления заслонкой отопи-теля; 17-перчаточный ящик; 18 - счетчик оборотов; 19 - ручной тормоз; 20-рычаг переключения передач; 21 - рычаг включения заднего хода


Рис. 102. Оборудование рабочего места водителя:

/ - педаль сцепления; 2 - педаль тормоза; 3-стенка багажника; 4......стояночный ручной тормоз;

5 - педаль газа; 6-рулевой вал; 7- приборный щиток; 8 нерхиия панель приборного щитка; 9 - угловая стойка ветрового стекла; 10-центральная стойка; 11-. .,..рулевое колесо; 12 - дверь; 13 - рычаг переключателя передач; 14 - сиденье водителя; 15 спинка сидений; 16 - перегородка; 17 - тяга управления сцеплением; 18 - тяга тормоза; 19-тяга переключателя; 20 - тяга реверса; 21 - рычаг реверса; 22-стойка сиденья; 23-блок педалей











Рис. 103. Условные обозначения согласно ОСТ 37.001.012-85/3, которые наносятся на органы управления и сигнализаторы

Современные достижения науки и техники позволяют совершенствовать приборы контроля и сигнализации, сделать процесс предъявления информации водителю более активным, устранить ненужную в данный момент информацию, отвлекающую водителя. Водитель должен воспринимать показания только тех приборов, которые дают ему информацию, необходимую в данный момент. Предпринимаются попытки, используя достижения микроэлектроники, создать так называемый активный щиток. На этом щитке, когда автомобиль работает нормально и все его агрегаты - в требуемом режиме, четко выделяются показания спидометра и индикатора, сигнализирующего о нормальной работе всей системы. Если же какой-либо агрегат системы вышел из требуемого режима, на приборном щитке высвечиваются показания приборов, информирующие водителя о состоянии этой системы. При неисправностях в самом щитке водитель должен получить информацию об этом. Такой активный щиток позволяет подавать водителю большое количество информации, уменьшая при этом информационную нагрузку. Самодеятельные конструкторы начинают применять на автомобилях бортовые компьютеры на базе микроЭВМ, которые рассчитывают параметры движения, выдают водителю по его желанию требуемую информацию, следят за расходом топлива, выдают информацию о маршруте и дорожной ситуации. Примером может служить приборная панель и бортовой компьютер, созданные Д. Парфеновым и Г. Хаиновым. Схема оборудования приборной панели приведена на рис. 104. Водитель получает информацию о работе агрегатов


Рис. 104. Схема приборной панели автомобиля «Лаура»:

/ - экономер; 2- индикация топливной системы; 3- контроль системы смазки; 4 - контроль системы охлаждения; 5 - цифровой спидометр; 6 - ручка управления термостатом и звуковым сигналом; 7 - ручка управления стеклоочистителем и омывателем стекол; 8 - цифровой тахометр; 9 - индикация ручного тормоза; 10- индикация гидравлической системы; - индикация положения кузова; 12- часы; 13-магнитофон; 14 - вещевой ящик; 15 - система вентиляции; 16 - бортовой компьютер; 17-пере-ключатель света фар; 18-переключатель сигналов поворотов и управления часами

от цифровых индикаторов, а режим движения может задать с помощью бортового компьютера.

Создавая свой автомобиль, самодеятельный автоконструктор все время должен помнить о проблемах, стоящих сейчас перед автостроением. Главные из них - улучшение топливной экономичности, снижение загрязнения окружающей среды, вопросы безопасности и надежности.

Эти проблемы частично можно решить, применяя в своем автомобиле достижения современной электроники. В настоящее время уже разработаны микропроцессорные системы зажигания. Они позволяют, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и разрежения во всасывающем коллекторе, корректировать угол зажигания, учитывая при этом температуру охлаждающей жидкости, всасываемого воздуха, положение и скорость открытия дроссельной заслонки, а также сигналы, поступающие от датчиков детонации.

Электроника применяется в антиюзовых устройствах системы торможения, для управления пневмоподвеской, для контроля давления в шинах во время движения, в устройствах регулирования скорости движения автомобиля, в системах аварийной сигнализации отдельных агрегатов. Бортовые компьютеры получают распространение в работе самодеятельных автоконструкторов. С помощью электроники создаются различные противоугонные устройства.




Рис. 105. Принципиальная электрическая схема конденсаторной системы зажигания

Из электронных систем зажигания в последнее время получили распространение два вида: транзисторная и тиристорная. Транзисторная система отличается от классической системы зажигания лишь тем, что в нее вводится мощный транзистор, который коммутирует ток катушки зажигания. Но эта система становится эффективной только при наличии специальной катушки зажигания. Поэтому она редко применяется в любительском автостроении.

В тиристорной (или конденсаторной) системе зажигания энергия искрообразования накапливается не в катушке зажигания, а в специальном накопительном конденсаторе. В этом ее принципиальное отличие от классической и транзисторной систем. В конденсаторной системе не требуется замены стандартной катушки зажигания, Достоинством электронной системы зажигания этого типа является то, что в процессе эксплуатации она практически не требует обслуживания.

Существуют две разновидности тиристорной системы: с импульсным накоплением энергии и с непрерывным. Предпочтительной является система с непрерывным накоплением энергии.

Принципиальная схема конденсаторной системы приведена на рис. 105. В ней имеются преобразователь напряжения ПН, накопительный конденсатор С1, коммутатор S2 и схема управления СУ. Преобразователь необходим для преобразования напряжения аккумуляторной батареи в высокое - 350 В. В накопительном конденсаторе накапливается энергия искрообразования. Коммутатор подключает накопительный конденсатор то к выходу, то к обмотке col катушки зажигания. Назначение остальных элементов то же, что и в обычной системе зажигания. Желающие могут подробнее прочитать об этой системе в книге А. X. Синель-

ппкова «Электроника в автомобиле», вышедшей в массовой ра-дпобиблиотеке издательства «Радио и связь» в 1985 г. В этой книге можно найти описание других электронных устройств, применяемых в автомобиле (автомобильный сторож, стробоскоп, тахометр, реле батареи стартера).

Однако электронная система зажигания имеет и свои недостатки. Она более подвержена отказам и менее ремонтопригодна по сравнению с классической. Для ремонта или проверки электронного блока требуется специальное оборудование и соответствующая квалификация. Кроме того, электронные блоки системы зажигания обязательно должны иметь средства защиты от импульсных помех, достигающих в бортовой электросети автомобиля амплитуды более 100 В.

Несмотря на это, электронное оборудование все чаще и чаще применяется в автомобилестроении, в том числе и в любительском. Самодельные автоконструкторы должны создавать свои автомобили, отвечающие современным требованиям. Некоторые конструкции отдельных узлов уже превосходят уровень, достигнутый в современном автомобилестроении.

Сведения о применении электроники на автомобилях можно найти в книге «Автомобильные электронные системы» (Под ред. Ю. М. Галкина.- (Пер. с англ.- М.: Машиностроение, 1982).

Самодеятельные автоконструкторы часто используют в качестве силового агрегата двигатели с воздушным охлаждением. В этом случае для обогрева салона в прохладную погоду необходимо автомобиль дооборудовать отопительной установкой. Можно использовать установку 0-15, применяемую в автомобилях ЗАЗ-965А, ЗАЗ-965В. В этой установке вентилятор приводится в действие электромотором и работает в двух режимах. Режимы работы переключаются переключателем П300. Воздух нагревается за счет сгорания топлива, подаваемого в установку бензонасосом БН100. Для воспламенения топлива служит свеча накаливания СР65.

Работа отопителя контролируется при помощи двух биметаллических датчиков, один из которых установлен на выходе выпускаемых газов, а другой - на выходе горячего воздуха. Интенсивность накаливания свечи контролируется при помощи контрольной спирали, устанавливаемой на приборном щитке.

Объем подогреваемого воздуха у отопителя 0-15 составляет 60 м3/ч, температура нагрева воздуха 90 °С при расходе топлива 0,27 л/ч. Масса установки 5 кг. Диаметр корпуса 122 мм, длина корпуса 400 мм.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50