Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 26. Соединение двигателя с коробкой передач с использованием удлинительного вала:

1 - коленчатый вал; 2 - корпус двигателя; 3 - маховик; 4 - удлинительное кольцо с зубчатым венцом; 5 - стартер; 6 - нажимной диск сцепления; 7 - картер сцепления; 8 - фланец удлинителя; 9 - труба удлинителя; 10 - вал; 11 - шайба-уловитель; 12 - шлицевая муфта; 13 - стяжной хомут; 14 - первичный вал коробки передач; 15 - подкос стакана; 16 - стакан фланца коробки передач; 17 - фланец коробки передач; 18 - передняя стенка коробки передач



шестерня для отбора мощности -Ведомая

естерня коленчатого бала-оеоущая


истнаерт1ерру

к прерыбателю Кривошип

Рис. 27. Схема самодельного двухцилиндрового двигателя, созданного В. Ки-линхм



Рис. 28. Схема устройства принудительного охлаждения оппозитного двигателя:

а - двумя вентиляторами; б - центробежным вентилятором с кожухом

Двигатели, устанавливаемые на мотороллеры, мотоколяски и микролитражные автомобили, которые выпускает промышленность, имеют специальные вентиляторы с направляющими кожухами для создания необходимой циркуляции воздуха вокруг нагретых частей. Поэтому при установке их на самодельный микроавтомобиль следует только позаботиться о создании специальных воздухозаборных отверстий в кузове и, если возникает необходимость, направляющих кожухов.

Когда мотоциклетный двигатель стоит на мотоцикле, он при движении последнего находится непосредственно в воздушном



потоке и циркуляция воздуха вокруг оребренной головки вполне достаточна для его нормального охлаждения. Но как только этот двигатель будет размещен в-подкапотном пространстве микроавтомобиля, охлаждение его нарушается и возникает необходимость создавать принудительную циркуляцию воздуха вокруг нагреваемых частей двигателя.

У одноцилиндрового мотоциклетного двигателя принудительное охлаждение можно выполнить подобно охлаждению силовых агрегатов мотороллеров. Для двухцилиндровых мотоциклетных двигателей можно применить кожух с встроенным в него центробежным вентилятором (рис. 28). Вентилятор располагается поверх горизонтально расположенных цилиндров, а кожух охватывает почти всю поверхность оребрения, имея только окна для отвода воздуха снизу.

ПОДБОР ВЕНТИЛЯТОРА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Чтобы правильно подобрать вентилятор для принудительной циркуляции воздуха, необходимо знать количество потребного охлаждающего воздуха в единицу времени и требуемую величину напора. Подсчитать необходимый расход воздуха можно исходя из того, что для охлаждения автомобильных карбюраторных двигателей требуется примерно 50 ... 80 м3/ч • кВт воздуха.

При определении напора учитывается сопротивление оребре-ния головки двигателя и сопротивление направляющих кожухов, расположенных до и после двигателя. Так, для карбюраторных автомобильных двигателей среднее значение падения давления в оребрениях головки доходит до 150 мм вод. ст. Общее же падение давления при подборе и расчете охлаждающей системы можно принять около 200 мм вод. ст.

Для охлаждения можно применить вентилятор центробежного типа, который при отсутствии в продаже можно изготовить самому. На рис. 29 показаны основные необходимые для изготовления размеры центробежного вентилятора, которые должны быть определены при его расчете. Ниже приводится упрощенный расчет этих размеров по методике, предложенной М. П. Кали-нушкиным. Для расчета должны быть заданы: производительность в секунду Q (м3/с), напор, необходимый для преодоления потерь давления в системе, Н (мм вод. ст.) и частота вращения вала вентилятора (об/мин).

Частоту вращения можно принять равной частоте вращения коленчатого вала двигателя, так как обычно колесо вентилятора либо насаживается на продолжение вала двигателя, либо соединяется с ним при помощи клиноременной передачи, в которой передаточное отношение обычно равно 1.


Рис. 29. Основные размеры центробежного вентилятора

Вначале определяем быстроходность вентилятора пу (удель ную частоту вращения) по формуле


где обхчно Лу = 20 ... 55 об/мин.

Затем определяем диаметр входа в вентилятор До (М) из условия обеспечения наименьших потерь по формуле


Диаметр входа в колесо принимаем по конструктивным соображениям равным диаметру входа в вентилятор Д1 = До.

Наружный диаметр колеса у вентилятора простейшего типа, когда яу = 20...5 5 об/мин, с постоянной шириной колеса и с лопатками, кромки которых загнуты вперед, можно определить по формуле


Ширина кожуха В принимается из соотношения

В = 0385 До.

Ширина колеса b при лопатках, загнутых вперед, определи ется по формуле



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50