Запорожец  Издания 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Книга самодеятельного конструктора

Несмотря на бурное развитие автомобилестроения во всем мире, появление на дорогах машин, удовлетворяющих любой вкус и любые потребности, существует большой круг людей, которые желают создать автомобиль собственной конструкции - по своему вкусу. В нашей стране, если не брать отдельные экземпляры, созданные до 50-х годов, любительское автостроение стало заметно развиваться в конце 50-х и начале 60-х годов нашего столетия.

Например, в Москве организованное самодеятельное автостроение начало свой отсчет с лета 1962 года. По инициативе журнала «Техника - молодежи» в октябре 1963 года была организована небольшая выставка самодельных автомобилей. В 1965 году у Центрального парка культуры и отдыха проводился парад-выставка автомобилей умельцев. Начиная с 1966 года каждая вновь создаваемая модель проходила экспертизу и рассматривалась членами контрольной технической комиссии. В этом же году был проведен первый конкурс авто- и мотоконструкций, который затем стал традиционным. В 1967 году выставка самодельных автомобилей была организована на ВДНХ СССР в рамках выставки технического творчества. А с 1969 года стали традиционными междугородные пробеги автомобилей самодеятельных конструкторов.

Первоначально создавались небольшие машины, чаще предназначенные для детей. Однако с развитием этого вида технического творчества стали создаваться машины и для взрослых. Самодельные автомобили стали появляться на дорогах и привлекать внимание не только ГАИ. Постепенно улучшался их внешний вид, отделка, совершенствовались узлы, хотя надо иметь в виду, что полностью изготовить автомобиль любителю не под силу. Появились оригинальные конструкции.

Проводимые ежегодно пробеги и смотры самодельных

автомобилей показали, как широко распространился этот вил технического творчества. Созданные руками умельцев конструкции начинают привлекать внимание специалистов в области проектирования автомобилей. Они стали внимательно приглядываться к новинкам, которые самодеятельные автоконструкторы применяли в своих автомобилях. Такие любительские автомобили как «Панголина» А. Кулагина, «Лаура» Д. Парфенова и Г. Хаи-нова, были признаны прообразами будущих машин. Самодель-щики применили на своих автомобилях такие устройства которых нет еще на отечественных серийных машинах. Вот несколько примеров: электроподъемник боковых стекол; регулируемое на ходу давление в шинах; автоматическое выравнивание уровня багажника в зависимости от нагрузки; поворот фар вместе с поворотом колес, примененные в конструкции М. Пого сяна и Я. Чернодарова; объединение функционально противоположных педалей в одну (автомобиль «Мир» Л. Саокяна) безопасный бампер конструкции Е. Чаплинского; клиноременный вариатор Миронова и многое другое. В некоторых конструкция} были применены микроЭВМ, бортовые компьютеры.

Приступая к созданию своего собственного автомобиля самодельный конструктор задается извечным вопросом - с чего начать? Современный автомобиль - довольно сложное техниче ское изделие. Конечно, начинать надо с изучения конструкции автомобиля, чтобы знать хорошо работу его агрегатов и узлов понять их взаимодействие. В этом большую помощь окажет изу чение специальной литературы, список которой приведен в при ложениях. Необходимо иметь навыки в обработке металлов в сборочных операциях. Здесь не говорится о том, что самодея тельный автостроитель должен уметь водить автомобиль. Этс понятно каждому.

Любой конструктор, создающий новую модель, должен знать что было сделано до него. Самодеятельному конструктору также желательно ознакомиться с уже созданными конструкциями не только серийных, но и самодельных автомобилей. Если по серий ным автомобилям можно найти в книгах и журналах подробное описание их конструкций и технические характеристики, то по любительским машинам существуют отрывочные сведения, раз бросанные по периодическим изданиям.

Для помощи самодеятельным конструкторам ниже приводят ся таблицы с краткими характеристиками автомобилей, создан ных умельцами. Таблицы, сгруппированные по автомобилям в зависимости от числа мест в них, составлены на основе мате риалов, опубликованных в печати. Поэтому в таблицах приводят ся источники, в которых более подробно описаны конструкции Предлагаемое справочное пособие, как уже отмечалось, пред назначено для оказания помощи в самодеятельном автостроении и построено таким образом, чтобы дать толчок мысли, собствен ной инициативе и поэтому не включает подробного описания



и чертежей конструкции. Желающие более подробно ознакомиться с той или иной конструкцией могут обратиться к указанному источнику.

Обратимся теперь к таблицам. В табл. 1 приведены характеристики одноместных автомобилей. Масса такого автомобиля вместе с водителем может достигать 260 кг. В зависимости от массы, развиваемой скорости в этих автомобилях применены двигатели мощностью от 1,1 до 9,2 кВт (от 1,5 до 13 л. с). Небольшое количество таких автомобилей в общем количестве самоделок можно объяснить тем, что в последние годы стали вновь бурно развиваться транспортные средства с приводом от педалей - веломобили, завоевавшие в силу определенных преимуществ популярность среди самодеятельных автостроителей. Описание различных конструкций веломобилей можно найти не только в периодических изданиях, но и в книгах. Список литературы по веломобилям приведен в прил. 4 в конце книги.

Значительное количество автомобилей, созданных любителями, предназначено для перевозки двух человек (водитель и пассажир). Табл. 2 знакомит с краткими характеристиками двухместных машин. Масса этих автомобилей вместе с водителем и пассажиром достигает 500 кг. На них при движении на средних скоростях достаточно установить двигатель мощностью 10 кВт (13,5 л. с). На спортивнхх моделях, предназначенных для движения с повышенными скоростями, мощность двигателя возрастает до 13... 14 кВт (17,6... 19 л. с), а у автомобиля «Панголина» А. Кулагина мощность двигателя составляет 97,8 кВт (65 л. с.) при скорости до 160 км/ч.

В перспективе с развитием небольших городских автомобилей, предназначенных для поездки двух человек, на них будут устанавливаться главным образом двигатели с воздушным охлаждением и здесь, несомненно, пригодится опыт самодеятельных конструкторов, использовавших в своих машинах мотоциклетные двигатели.

В табл. 3 представлены трехместные автомобили. Собственная масса этих автомобилей достигает 250 кг. В качестве силового агрегата используется в основном одноцилиндровый мотоциклетный двигатели мощностью 5,6... 13 кВт (7,6...18 л. с). В этой группе встречаются трехколесные автомобили с двумя передними и одним задним колесом. Последняя схема для изготовления не рекомендуется, но тем не менее встречается в конструкциях стандартных автомобилей зарубежных фирм.



Одноместные самодельные автомобили

Таблица 1

Двигатель

Габариты, мм

Мак-

Название автомобиля, кем изготовлен

Колес-

Рабочий

объем, см3

Мощность

Колея, мм

База, мм

Масса,

си-маль-

Краткая характеристика автомобиля

Источник информации

ная формула

Модель

л. с.

Длина

Ширина

Высота

Шины

ная скорость км/ч

Автомобиль В. Кустова

1120

90/20

Гоночный автомобиль без кузова

МК, ,1971* №4

«Дружок», КЮТ, г. Новосибирск

49,8

т-50

1520

1005

5.00 10

Открытого типа из металла

МК, 1974, № 6

«Робот» А, Игнатова

Т-200

2650

1400

1300

1200

1700

4.00 10

Трицикл с кузовом лодочного типа, амфибия

МК, 1976,

«Мария», КЮТ, г. Новосибирск

Иж-56

13,0

2140

1000

1410

Автомобиль с кузовом открытого типа

МК, 1972,

«Комета» И, Лозовского

К-125

2800

1400

Автомобиль с сигарообразным кузовом открытого типа из алюминия

Автомобиль своими руками

Обозначения в графе «Источник информации»: МК-«Моделист-конструктор»; ТМ - «Техника - молодежи»; ЮТ



[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50