Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Часть топлива сливается в топливный бак через штуцер рециркуляции топлива 21 (см. рис. 28) с калиброванным отверстием 1,2 мм.

Рециркуляция топлива предназначена для охлаждения топливного насоса, что не позволяет образовываться парам бензина в топливном насосе и улучшает пуск горячего двигателя, особенно сразу после его остановки.

Игла 7 (см. рис. 72) топливного клапана с уплотнительной резиновой шайбой 8 свободно помещена в корпусе, опирается на язычок 2 рычага поплавка 1, установленного на оси 4, которая укреплена в стойках крышки поплавковой камеры. Нижнее положение поплавка ограничивается упором рычага 3 поплавка в стойку. Поплавок поддерживает необходимый уровень топлива.

Для удаления из поплавковой камеры отстоя и грязи в днище камеры имеется отверстие, закрываемое сливной пробкой главного жиклера.

Обогатительное устройство - экономайзер служит для обогащения смеси при положении дроссельной заслонки, близком к полному открытию. При этом горючая смесь обогащается, что позволяет двигателю развивать наибольшую мощность. К системе экономайзера относятся привод, шток 33 (см. рис. 29), клапан экономайзера 31, главный топливный 13 и воздушный 10 жиклеры.

Приводы клапана экономайзера и ускорительного насоса конструктивно объединены и осуществляются от рычага, закрепленного на оси дроссельной заслонки.

При открытии дроссельной заслонки, близком к полному, шток 32 открывает клапан 31 экономайзера. Когда клапан 31 открыт, бензин поступает не только через главный жиклер 13, но и дополнительно через жиклер экономайзера, смесь обогащается, и двигатель переходит на режим наибольшей мощности.

Ускорительный насос служит для кратковременного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки, что необходимо для хорошей приемистости двигателя. Ускорительный насос 2 состоит из цилиндра с поршнем, деталей привода, шарикового обратного клапана 30, топливоподводящего винта 4 с калиброванным отверстием распылителя 3.

При открытии дроссельной заслонки рычаг и затем шток опускаются, планка, жестко связанная со штоком, скользя вдоль него, сжимает пружины, под действием которой поршень вместе со штоком опускается вниз. При опускании поршня бензин, находящийся под ним, поступает через топливоподводящий винт 4 в распылитель 3, обратный клапан 30 при этом преграждает путь бензину в поплавковую камеру. Распылитель направлен вниз и впрыскиваемый бензин проходит между большим и малым диффузором, интенсивно распыляется, обеспечивая требуемое обогащение смеси.

При закрытии дроссельной заслонки, когда поршень перемещается вверх, цилиндр заполняется бензином, поступающим из поплавковой камеры через обратный шариковый клапан 30. Клапан топливоподводящего винта препятствует проходу воздуха из главного воздушного канала в цилиндр.

Система холостого хода включает в себя топливный 11 и воздушный 12 жиклеры, каналы, имеющие расположенные на различной высоте отверстия - верхнее и нижнее 26, сечение которого регулируется клапаном 24.

При работе двигателя на режиме холостого хода, когда дроссельная заслонка 27 закрыта, бензин поступает из поплавковой камеры через топливные жиклеры - главный 13 и холостого хода 11. На этом пути к нему подмешивается воздух, поступающий через воздушные жиклеры - главной системы 10 и холостого хода. Образовавшаяся эмульсия проходит через отверстия распылителя 25 автономной системы холостого хода. Количество эмульсии, а следовательно, количество горючей смеси регулируется клапаном 24. Качество смеси регулируется винтом 19.

При открытии дроссельной заслонки верхние отверстия оказываются в зоне действия разрежения, в результате чего через него будет поступать топливная эмульсия из канала холостого хода. Это позволяет двигателю плавно переходить с режима холостого хода на нагрузочный режим.

В карбюраторе предусмотрена автономная система холостого хода с экономайзером 23 принудительного холостого хода (ЭПХХ), установленным в корпусе смесительной камеры и микровыключателем 39, связанным с приводом дроссельной заслонки.

Экономайзер принудительного холостого хода 23 состоит из диафрагмы с клапаном 24, установленным в корпусе, закрытом крышкой. В крышке установлен винт 22, регулирующий количество поступающей в двигатель смеси и ограничивающий ход клапана 24 с диафрагмой. Это устройство образует основной регулирующий элемент, которым управляет разрежение, возникающее во впускной трубе, соединенной с полостью В над диафрагмой через электромагнитный клапан 21 и штуцера с трубками.

Со стороны привода дроссельной заслонки на кронштейне 38 винтами 40 укреплен микровыключатель 39. От точности его установки зависит эффективность действия ЭПХХ.

Управление экономайзером производится электромагнитным клапаном 21 и электронным блоком управления 35, установленным отдельно. Применение ЭПХХ позволяет повысить экономичность автомобиля и уменьшить токсичность отработавших газов при сохранении хороших ездовых качеств.

Электромагнитный клапан 21 размещен на стенке моторного отсека и предназначен для включения и отключения подачи разрежения к диафрагме клапана. Электронный блок управления 35 является важной составной частью системы ЭПХХ. Он устанавливается на стенке моторного отсека и управляет работой электро-пневмоклапана, регулируя ее в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

Работа системы ЭПХХ. До пуска двигателя микровхключатель 39 выключен ргчагом 41 привода. При пуске двигателя электронный блок управления 35 замыкает цепь питания электромагнитного клапана 21,



который открывает доступ разрежению из впускной трубы от штуцера 3 по трубкам к штуцеру 6 (см. рис. 28) к полости В экономайзера (см. рис. 29).

Диафрагма экономайзера под действием разрежения оттягивает клапан 24 и открывает отверстие 26. Ход диафрагмы ограничивается регулировочным винтом 22. Разрежение в поддиафраг-менных полостях А и Б ниже, чем в полости В. Так обеспечивается режим минимальной частоты вращения на холостом ходу. При открытии дроссельной заслонки рычаг 43 поворачивается, освобождая рычаг 41, микровыключатель 39 включается и подает напряжение к электромагнитному клапану.

При частоте вращения коленчатого вала двигателя менее 1500...1800 об/мин электронный блок остается замкнутым, при частоте более 1500...1800 об/мин блок отключается, но электромагнитный клапан остается включенным благодаря замкнутому микровыключателю.

На режиме принудительного холостого хода (торможение двигателем, движение под уклон с включенной передачей) при резком закрытии дроссельной заслонки рычаг 41 нажимает на рычаг микровыключателя и выключает его.

При частоте вращения более 1500...1800 об/мин электромагнитный клапан 21 отключается, перекрывает доступ вакууму в полость В и сообщает ее с атмосферой через вентиляционный штуцер 20. Разрежение в полостях Б и В ниже, чем в полости Д, диафрагма изгибается влево, и клапан 24 перекрывает отверстие 26, отключая подачу топливной смеси в двигатель. При снижении частоты вращения ниже 1500 об/мин электронный блок управления включается и подает напряжение на электромагнитный клапан. Клапан включает разрежение, поступает к диафрагме экономайзера, которая прогибается вправо, клапан 24 открывает отверстие 26, и вновь начинается подача топливной смеси из системы холостого хода.

Следует помнить, что заводская регулировка карбюратора обеспечивает максимальную мощность и топливную экономичность двигателя. Поэтому любые изменения заводской регулировки неизбежно приводят к снижению мощности двигателя и к повышению расхода бензина.

Единственной эксплуатационной регулировкой, рассчитанной на выполнение водителем, является регулировка карбюратора на холостой ход двигателя, которая существенно влияет на топливную экономичность автомобиля и может вызвать калильное зажигание при переобогащении смеси на холостом

ходу.

Пусковое устройство предназначено для подачи сильно обогащенной горючей смеси, необходимой при запуске холодного двигателя. Основным элементом этого устройства является воздушная заслонка 5, установленная в приемном патрубке и имеющая двойной привод - ручной и автоматический.

При пуске холодного двигателя следует включить полностью пусковое устройство, вытянув до отказа кнопку управления; на педаль управления дросселем нельзя нажимать даже в том случае, если двигатель не пускается. Этим исключится перелив топлива.

При вытягивании кнопки пускового устройства одновременно приоткрывается дроссельная заслонка. При появлении вспышек в цилиндрах возрастает разрежение во впусковом тракте. Так как ось воздушной заслонки смещена относительно оси горловины разностью давлений на расположенные неравные части заслонки, она будет приоткрываться независимо от положения рычага. Это возможно потому, что рычаг с осью соединен не жестко, а телескопической тягой. Величина открытия заслонки зависит от создаваемого разрежения при пуске двигателя.

После пуска при прогреве двигателя нужно постепенно выключить пусковое устройство, обеспечивая устойчивую работу двигателя, а когда двигатель полностью прогреется, выключить пусковое устройство, вернув кнопку управления в исходное положение.


Рис. 30. Общий вид карбюратора ДААЗ 2101-20: 1 - рычаг привода дроссельных заслонок; 2 - винт регулировки открытия дроссельных заслонок;

3 - патрубок подвода картерных газов из фильтра;

4 - рычаг привода воздушной заслонки; 5 - винт крепления троса воздушной заслонки; 6 - винт крепления оболочки воздушной заслонки; 7 - винт токсичности; 8 - винт топливного жиклера системы холостого хода; 9 - пробка фильтра; 10 - рычаг привода насоса ускорителя; 11 - винт регулировки состава смеси холостого хода

(рис. 30), МеМЗ-968Г

Карбюратор ДААЗ 2101-20 установленный на двигателях (мощностью 45 л. с.) не взаимозаменяем с карбюратором ВАЗ-2101 автомобиля «Жигули». На впускной трубе карбюратор закреплен четьфьмя шпильками с гайками.

Карбюратор ДААЗ 2101-20 двухкамерный вертикальный с последовательным открытием дроссельных заслонок. Привод дросселя вторичной камеры механический и осуществляется системой рычагов от оси



дроссельной заслонки первичной камеры. Карбюратор оснащен автоматическим пусковым устройством и диафрагменным ускорительным насосом. На оси дроссельной заслонки первичной камеры установлен золотник системы вентиляции картера двигателя. Такая конструкция позволяет получить высокую мощность двигателя в сочетании с хорошей экономичностью, устойчивой работой на всех режимах и надежным пуском.

Основные технические данные карбюратора ДААЗ 2101-20

первая камера вторая камера

Диаметр смесительной камеры, мм 32 32 » диффузора, мм:

большого 23 23

малого 10,5 10,5

Диаметр топливного жиклера, мм:

главного 1,20 1,25

холостого хода 0,60 0.60

обогатительного устройства - 1,50

Диаметр воздушного жиклера, мм:

Главного 1,50 1,90

холостого хода 1,70 0,70

обогатительного устройства - 0,90

пускового устройства 0,70 0,70

Диаметр, мм:

распылителя смеси 4,0 4,5

отверстия распылителя насоса-ускорителя 0,5 -

перепускного жиклера насоса-ускорителя 0,40

эмульсионного жиклера обогатительного устройства - 1,70

эмульсионной трубки F15 F15

отверстия в седле топливного клапана 1,75

Подача насоса-ускорителя за 10 полных ходов, см3 7+25% -

Масса поплавка, г 11...13 Расстояние поплавка от крышки карбюратора с прокладкой, мм 6,5±0,25

Главная дозирующая система карбюратора ДААЗ 2101-20 работает следующим образом. Топливо через игольчатый клапан 6 (рис. 31, а) поступает в поплавковую камеру 8, поплавок 7 поддерживает необходимый уровень топлива. Из поплавковой камеры топливо через главные жиклеры 9 поступает в эмульсионный колодец 10, смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 11 (рис. 31,а), в которые он поступает через воздушные жиклеры 3. Затем через распылители 17 топливо попадает в малые 16 и большие 15 диффузоры карбюратора.

Главные воздушные жиклеры 3 первичной и вторичной камер по внешнему виду одинаковые. Различаются они по маркировке, выбитой на верхней плоскости головки жиклера (например, «150» или «190»), которая обозначает диаметр отверстия жиклера (1,50 или 1,90 мм).

У главных топливных жиклеров 9 маркировка наносится на боковой поверхности головки («120» или «125») и тоже обозначает диаметр жиклера (1,20 или 1,25 мм).

Эмульсионные трубки II первичной и вторичной камер одинаковые. На цилиндрической поверхности в нижней части трубок наносится маркировка (например, «15»), которая обозначает номер тарировки трубки. На малых диффузорах 16 также имеется маркировка (например, «4» или «5»), обозначающая номер тарировки отверстия распылителя 17.

Обогатительное устройство (эконостат) включено во вторичную камеру карбюратора ДААЗ 2101-20 (см. рис. 31, о). Топливо из поплавковой камеры через топливный жиклер 5 поступает в каналы эконостата, расположенные в крышке корпуса карбюратора, где к нему подмешивается воздух, поступающий через жиклер 4. Топливно-воздушная эмульсия по каналу 2 проходит через калиброванное отверстие жиклера 1, поступает в малый канал распылителя и диффузор 16. Эконостат вступает в работу на скоростных режимах, близких к максимальному при полностью открытых дросселях.

Золотниковое устройство вентиляции картера (см. рис. 31,а) включает в себя золотник 14, сидящий на оси 12 дроссельной заслонки первичной камеры. Трубка 18 соединена с системой вентиляции картера двигателя и может сообщаться с полостью, открытой в задроссельное пространство. Работа устройства описана в разд. «Система вентиляции картера двигателя».

Привод управления дроссельнгми заслонками (рис, 31, б) работает следующим образом. При воздействии тяги привода педали управления дроссельными заслонками (на схеме не показана) на шаровой палец рычага 28 рычаг, жестко сидящий на оси дроссельной заслонки первичной камеры, поворачивается против часовой стрелки, в результате дроссельная заслонка начинает открываться. Сектор 29, жестко сидящий на оси, также поворачивается, при этом его выступ, поворачивающийся вместе с осью, проходит некоторый участок до тех пор, пока не упрется в промежуточный рычаг 31, палец которого входит в паз рычага 33, сидящего на оси дроссельной заслонки вторичной камеры



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33