Запорожец Издания
и упорными шайбами установлена ступица, на которой установлена шестерня 25 заднего хода, являющаяся одновременно и муфтой включения 1 и II передач. Сухари, пружинные кольца и кольца синхронизаторов конструктивно такие же, как для III и IV передач, и описаны выше. В средней стенке картера запрессован шариковый подшипник, за которым в третьей секции на шлицах установлены ведомые шестерни третьей 20, четвертой 18 передач и ведущая 19 привода спидометра. В задней стенке запрессован шариковый подшипник 17. Синхронизаторы предназначены для бесшумного и безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два синхронизатора (рис. 86): для IV и III передач и для II и 1, Синхронизаторы имеют одинаковые устройства и размеры, но в синхронизаторе II и 1 передач муфтой служит ведомая шестерня заднего хода. Рис. 86. Синхронизатор Ступица 3 синхронизатора внутренними шлицами надета на шлицы промежуточного вала и удерживается на нем вместе с другими деталями (см. рис. 84) шайбами 9 и 26 и гайкой 39. На наружной поверхности ступицы (см. рис. 86) нарезаны шлицы, по которым может перемещаться муфта 5 синхронизатора. Кроме шлицев, на ступице вырезаны на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 2 с выступами А на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты 5 двумя пружинными кольцами 4, причем выступы А сухарей входят в кольцевую проточку Б муфты. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торцах этих колец, обращенных к ступице, сделано по три паза В, в которые входят концы сухарей 2. Блокирующие кольца имеют внутреннюю коническую поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов синхронизатора шестерен. На конической поверхности колец нарезана мелкая резьба. Она разрывает масляную пленку между блокирующим кольцом и конической поверхностью шестерен включаемой передачи при их соприкосновении, вследствие чего между кольцом и конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах имеются короткие прямые зубцы, такие же, как и на соседних с ними венцах синхронизатора шестерен. Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами блокирующих колец и с зубчатыми венцами. Муфты и ступицы подбирают на заводе комплектами. Таким образом обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты по ступицам с минимальным зазором. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач. Механизм переключения передач состоит из муфт, вилок, подвижных штоков, параллельных друг другу и расположенных в одном ряду. Штоки перемещаются в отверстиях, расточенных в задней и средней стенках картера коробки. Штоки имеют пазы, расположенные в полости задней крышки. В пазы штоков входит ползун переключения, который перемещает один из штоков при включении передачи. Для четкой фиксации рабочих положений штоков на их поверхности профрезерованы лунки (см. рис. 85), в которые входят шариковые фиксаторы 17, расположенные во втулках и поджимаемые пружинами 16. Втулки запрессованы в отверстия картера и закрыты общей крышкой 14. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из верхнего 22 и нижнего 25 замков и толкателя 24. Диаметр замков нижнего 25 и верхнего 22 штоков - 7,5-0013-0028 мм, длина их соответственно 10,l-012 мм и 15,3-0,12 мм, а диаметр толкателя 24 замков-4-001-0,002 мм, длина его-11,5-0,14 мм. Главная передача состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями; передаточное число 4,125. Ведущая шестерня главной передачи выполнена как одно целое с ведомым валом коробки передач, который вращается на трех опорах. Ведомая шестерня главной передачи (рис. 87) прикреплена к корпусу 10 дифференциала совместно с крышкой 4 дифференциала болтами 9 с пружинными шайбами. Ведомая шестерня вместе с корпусом дифференциала и крышкой вращается на двух конических подшипниках 5, установленных в отлитых из ковкого чугуна корпусах 8 подшипников. Корпусы подшипников вставлены в боковые отверстия картера коробки в сборе с картером сцепления и прикреплены к нему шестью шпильками 14 каждый. Для уплотнения мест разъема между корпусами подшипников дифференциала и картером установлены уплотнительные резиновые кольца 7. Конические подшипники ведомой шестерни зажимаются регулировочными гайками 6, которыми устанавливается боковой зазор в зацепления главной пары в пределах 0,08...0,22 мм. Стопорение регулировочных гаек осуществляется стопорами 2, которые внутренними усами входят в пазы гайки 6, а наружными - в пазы, расположенные на торце корпуса 8 подшипников дифференциала. Для безшумной и надёжной работы главной передачи ведущую и ведомую шестерни подбирают попарно в комплект. После подбора на шестернях пишется эректрографом их порядковый номер и, кроме того, на торце ведущей шестерни - поправка на натяжное расстояние А = 87 мм + 0,04 мм. Заменяют шестерни главной передачи только комплектно. /7 f6 Рис. 87. Главная передача: 1 - картер коробки передач; 2 - стопор регулировочной гайки; 3 - шестерня полуоси; 4 - крышка корпуса дифференциала; 5 - конический подшипник; 6 - регулировочная гайка; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - корпус подшипника дифференциала; 9 - болт крепления ведомой шестерни; 10 - корпус дифференциала; 11 - ведомая шестерня главной передачи; 12 - сателлит; 13 - опорная шайба шестерни полуоси; 14 - шпильки крепления корпуса дифференциала; 15 - гайки; 16 - стопорное кольцо пальца сателлитов; 17 - палец сателлитов. РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ Внешними признаками, определяющими потребность в проверке коробки передач, главной передачи и дифференциала, являются повышенный шум при движении автомобиля, плохое включение, а также самовыключение передач. Следует также иметь в виду, что износ колец синхронизатора проявляется постепенно и не приводит к отказу коробки передач в работе, но тем не менее приводит к изнашиванию более ответственных деталей, к каким следует отнести венец синхронизатора шестерен, муфты и др. Поэтому своевременная замена изношенных колец синхронизатора способствует продлению общего срока службы коробки передач и предотвращает проведение впоследствии более трудоемких и дорогостоящих работ. При определении неисправностей следует по возможности избегать даже частичной разборки. Но если разборка неизбежна, то при сборке коробки передач необходимо следить, чтобы ее основные детали, если их не заменяли, были установлены на их места и в положения, в которых эти детали находились до разборки. Разборка коробки передач и дифференциала. При разборке и последующей сборке необходимо иметь приспособление для крепления коробки передач, оправку для удержания шестерен, съемник подшипника дифференциала, торцовые ключи с набором головок 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с головкой 17 и 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, выколотку, съемник оси шлицевого вала заднего хода, контрольные приспособления для подбора толщины регулировочных шайб и проверки зазора в главной паре, приспособление для выпрессовки подшипника главной пары. Коробку передач и дифференциал автомобиля рекомендуется разбирать в следующей последовательности цигла. Для бесшумной и надежной работы главной передачи ведущую и ведомую шестерни подбирают попарно в комплект. После подбора на шестернях пишется электрографом их порядковый номер и, кроме того, на торце ведущей шестерни - поправка на монтажное расстояние А = 87 мм ± 0,04 мм. Заменяют шестерни главной передачи толъко комплектно. Рис. 88. Приспособление для сборки и разборки коробки передач установить коробку передач на приспособление (рис. 88), отвернуть (см. рис. 84) гайки и, постукивая по приливам, снять заднюю крышку, а затем верхнюю крышку; отвернуть (см. рис. 87) гайки 15 крепления корпусов 8 подшипников дифференциала и, пользуясь выколоткой, выпрессовать корпусы подшипников дифференциала (при этом рекомендуется ослабить гайки крепления картера сцепления); отвернуть гайки крепления картера сцепления, легким постукиванием снять картер сцепления и вынуть дифференциал в сборе. При необходимости снять механизм выключения сцепления: снять (см. рис. 85) крышку 14 фиксаторов пружины 16 и шарики 17; отвернуть болт 36 крепления поводка рычага включения заднего хода и, слегка поворачивая, вынуть шток 19 переключения заднего хода из картера; снять кронштейн 8 механизма выключения заднего хода с поводком и вилкой в сборе, ползун 20 переключения передач со штоком в сборе, после чего - ползун со штока 21, стопорное кольцо 35 с оси кронштейна и поводок рычага с вилкой в сборе: отогнуть (см. рис. 84) отгибные шайбы 38 на прометочном 3 и ведомом 15 валах, включить II передачу и вручную ввести в зацепление шестерни заднего хода, отвернуть гайки промежуточного и ведомого валов; снять крышку /3 заднего подшипника ведущего вала коробки передач. Легким постукиванием мягкой выколоткой через отверстие промежуточного вала выпрессовать ведущий вал II коробки передач с подшипником. При необходимости снять стопорное кольцо 14 с ведущего вала и спрессовать подшипник 12 ведущего вала. Снять упорное кольцо с подшипника; отвернуть болт крепления вилки III и IV передач, вынуть шток переключения и вилку, затем отвернуть болт крепления вилки 1 и 11 передач, вынуть шток переключения, вилку и замки штоков; пользуясь съемником (рис. 89), выпрессовать ось шлицевого вала из картера коробки, вынуть шлицевый вал с промежуточными шестернями заднего хода; снять крышку 31 (см. рис. 84) переднего подшипника и, слегка постукивая мягкой выколоткой в сторону дифференциала, вынуть ведущую шестерню главной передачи шестерни 1 и II передач, ступицу и ведомую шестерню заднего хода из картера коробки передач. Втулки шестерен, игольчатые подшипники и кольца синхронизаторов поместить по шестерням. Перестановка их не рекомендуется; при необходимости выпрессовать конический упорный подшипник с ведомого вала. Выколоткой из мягкого металла со стороны задней крышки выбить промежуточный вал 3, вынуть шестерни 7 и 4 соответственно III и 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33
|