Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Рис. 61. Шлифовка фаски седла клапана

Рис. 62. Приспособление для проверки концентричности фаски седла клапана и оси направляющей втулки: /-шариковая головка; 2- вращающая муфта; 3-держатель; 4- оправка; 5- индикаторная головка



Рабочие фаски клапанов шлифуют на шлифовальных станках или на универсальном оборудовании с помощью суппортно-шлифовального приспособления. Рабочую поверхность шлифуют под углом 45° к оси стержня. При шлифовании снимают минимальное количество металла, необходимое для того, чтобы вывести изъян.

Проверяют высоту цилиндрического пояска головки клапана. Если после шлифования фаски эта высота окажется меньше 0,3 мм, то клапан заменяют (см. рис. 63). При обнаружении погнутости стержня клапана его



стержня на приспособлении с относительно стержня клапана

также следует заменить,

Проверяют концентричность рабочей фаски клапана относительно его индикаторными головками (рис. 60). Взаимное биение поверхности фаски должно быть не более 0,025 мм.

Шлифовка фасок седел клапанов. Эту операцию выполняют при замене направляющих втулок, клапана, а также при износе фасок и для восстановления концентричности фасок относительно отверстий в направляющих втулках.

Седла впускных и выпускных клапанов изготовлены из специального чугуна высокой твердости, поэтому их обрабатывают только шлифованием. Для шлифования применяют шлифовальную машинку с электрическим приводом (рис. 61). Машинка должна быть снабжена набором абразивных кругов с конусами 60, 90 и 120° и наружным диаметром 31...32 мм, набором оправок, вставляем1х в отверстия направляющих втулок, и приспособлением для правки абразивных кругов.

Перед шлифовкой фаски подбирают оправку, которая должна плотно входить в отверстие втулки. Шлифовальный камень заправляют под углом 89°±30. Шлифование седла клапана ведут до тех пор, пока инструмент не начнет снимать металл равномерно по всей окружности. При этом следует избегать излишнего съема металла.

Проверяют концентричность шлифованной фаски седла клапана и оси направляющей втулки приспособлением с индикаторной головкой (рис. 62). Допустимое биение для фасок седел впускных и выпускных клапанов должно быть не более 0,05 мм. При отсутствии приспособления можно ограничиться проверкой прилегания фаски клапана к седлу по краске.



Рис. 63. Углы шлифовки седла клапана

После проверки концентричности проверяют ширину и место расположения на фаске поверхности соприкосновения головки клапана с седлом. Для этого наносят на седле клапана тонкий слой краски (смесь масла с лазурью или ультрамарином). Вставляют клапан в направляющую втулку и, прижимая к седлу, проворачивают его. Поясок краски на рабочей фаске клапана должен располагаться посередине по всей окружности, а ширина пояска должна быть 1,4...2,0 мм как для впускных, так и для выпускных клапанов (рис. 63). Если указанные требования не выполнены, необходимо прошлифовать дополнительно седло клапана. При этом абразивный инструмент должен иметь угол 60 или 120° в зависимости от того, куда требуется сместить рабочую фаску седла клапана.

Замена седла клапана. При обнаружении ослабления посадки седла клапана, трещин или значительных обгаров седло подлежит замене. Вынимают его частями после преднамеренного облома или вырезанием на станке. Перед установкой нового седла следует зачистить гнездо от забоин и тщательно протереть. Нагревают головку цилиндров до температуры 200...220°С. Устанавливают седло на головку так, чтобы фаска на наружном диаметре была направлена к направляющей втулке клапана, а запрессовывают его до упора при помощи оправки (рис. 64). После запрессовки необходимо седло зачеканить по контуру оправкой (рис. 65) и прошлифовать на нем фаску.

Притирка клапанов к седлам. Для обеспечения герметичности после шлифовки рабочих фасок клапанов или седел, при замене направляющей втулки или при незначительных износах седел и головок клапанов клапаны притирают к седлам.

Эту операцию выполняют в следующем порядке. Наносят на фаску головки клапана тонкий слой притирочной пасты, приготовленной в виде смеси мелкого шлифовального порошка (шлиф-порошок электрокорунд М14) с маслом для двигателя. Смазывают стержень клапана веретенным маслом, устанавливают его в направляющую втулку, закрепляют в приспособлении (рис. 66) и, вращая поочередно в обе стороны, слегка прижимают к седлу. При притирке клапанов не следует снимать с рабочих фасок клапанов и седел слишком много металла, так как это сокращает число ремонтов седла и клапана и тем самым уменьшает общую продолжительность их службы.

К концу притирки уменьшают содержание шлифовального порошка в притирочной пасте, а с момента, когда притираемые поверхности станут гладкими и примут ровный серый цвет, притирку ведут только на масле. Внешним признаком удовлетворительной притирки является замкнутый поясок одинакового матово-серого цвета на рабочих поверхностях головки клапана и его седла. Ширина пояска должна быть для впускных и выпускных клапанов 1,4... 2 мм. После притирки тщательно промывают клапаны и седла от притирочной пасты и проверяют, не попала ли паста на рабочую поверхность направляющих втулок, так как паста может привести к интенсивному износу направляющих и стержней клапанов.



d.lR сволз.

d. /им \ d/ ¥м

чего

Bbtnuc-r-ного

33,5

-0.05


Рис. 64. Оправка для запрессовки седла клапана: /-оправка: 2-седло клапана; 3-подставка

Для проверки герметичности клапанов необходимо собрать клапанный механизм и залить керосин во

впускные и выпускные полости головки цилиндров. При выдержке в течение 3 мин пропуск керосина через

клапаны не допускается. В случае пропуска керосина следует повторять притирку.

Проверка состояния клапанных пружин. При проверке измеряют длину пружины в свободном состоянии.

Для новых пружин

она должна равняться 50 мм±1 мм для наружной и 47 мм±1 мм для внутренней. Если длина пружин меньше указанной на 5%, пружину необходимо заменить.

Кроме того, проверяют перпендикулярность оси пружины к опорному витку, для чего устанавливают угольник на плиту и приставляют к нему вплотную пружину. Наибольшее расстояние верхнего витка до ребра угольника должно быть не более 1,3 мм для наружной пружины и 1,22 мм для внутренней.

После этого проверяют на специальных весах упругость пружины. Усилие, необходимое для сжатия новой наружной пружины до длины 41 мм, должно быть 14,35...16,65 кгс, до длины 32 мм - 28,7...33,3 кгс. Усилие, необходимое для сжатия новой внутренней пружины до длины 38 мм, должно быть 9,9...11,5 кгс, до длины 29мм -20,81...24,19 кгс. Если нагрузка окажется меньше на 5% против указанной, пружины нужно заменить.

Если после шлифовки клапана и седла стержень клапана выступает настолько, что длина установленной пружины при закрытом клапане будет более 42,5 мм, то под опорную шайбу пружин следует установить дополнительную шайбу с тем, чтобы длина пружины при собранном клапанном механизме была 41,0...42,5 мм. В этом случае рабочая упругость пружины будет восстановлена (расчетная длина пружины при закрытом клапане составляет 39,64...41,71 мм).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33