Таблица 1. Проверка технического состояния двигателя по шумности в работе
Место прослушивания | Тепловое состояние двигателя | Режим работы двигателя | Характер стука | Возможная причина | Возможность дальнейшей эксплуатации | Способ устранения |
В нижней части картера коленчатого вала | Не зависит | Переменный | Резкий металлический стук среднего тона | Ослабление крепления маховика | Требуется ремонт, так как возможно срезание штифтов, фиксирующих маховик, крупные аварийные поломки | Закрепить маховик |
То же | Прогрет | » | Глухой, низкого тона | Ослабление посадки опор коленчатого вала или увеличенный зазор в коренных подшипниках | К эксплуатации допускается до сохранения давления масла в системе смазки | Заменить опоры и коренные подшипники |
В районе цилиндров | Холодный | На холостом ходу | Сухой, щелкающий стук, уменьшается по мере прогрева двигателя | Увеличенный зазор между юбкой поршня и цилиндром | К эксплуатации допускается до достижения предельного расхода масла | Заменить поршни |
Боковая поверхность цилиндров | Прогрет | То же | Отчетливый звонкий стук, резко выделяющийся из шума работы клапанного механизма | Ослабление посадки седла клапана | Требуется ремонт, так как возможна поломка седла и аварийное повреждение поршня, головки клапана | Заменить седло клапана или головку цилиндров в сборе |
Верхняя часть картера коленчатого вала в районе расположения отверстий под толкатели | Холостой | » | Отчетливый, звонкий стук | Износ рабочего торца толкателя | Требуется замена толкателей, возможен износ кулачков распределительного вала | Проверить состояние толкателей, заменить толкатель |
В районе вентилятора | Прогрет | При средних частотах вращения коленчатого вала | Шум, четко вхделяю-щийся из-за шума работы подшипников генератора | Отсутствует смазка в подшипниках генератора | Не допускается, так как возможен повышенный износ и разрушение подшипников генератора | Заполнить подшипники смазкой |
То же | » | При работе двигателя на частотах вращения коленчатого вала выше средних | Шум высокого тона (вой) на входе воздуха в вентилятор | Нарушение режима работы вентилятора из-за изменения сопротивления на выходе воздуха | Не допускается, так как уменьшается количество охлаждающего воздуха, что приведет к перегреву двигателя | Очистить масляный радиатор \\ проверить сопряжение кохов системы охлаждения |
В нижней части картера коленча- | Не зависит | Переменный | Резкий металлический стук | Выплавливание вкладышей шатуна | Не допускается, так как возможны задир шатунных шеек | Заменить негодные детали |