Запорожец  Издания 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатели МеМЗ-968Н и МеМЗ-968Г-карбюраторные, четхрехтактные, верхнеклапанные, V-образные с рабочим объемом 1197 см3, с уравновешивающим механизмом, имеют четхре отдельных цилиндра, укрепленных на картере попарно под углом 90° (рис. 4 и 5). Охлаждение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

На двигатель МеМЗ-968Н мощностью 40 л. с. устанавливается карбюратор К-133 или К-133 А, а на двигатель МеМЗ-968Г мощностью 45 л. с.-карбюратор ДААЗ 2101-20. Базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Н. Двигатель МеМЗ-968Г отличается от базового двигателя двухкамерным карбюратором, впускной трубой, сухим воздушным фильтром и системой привода карбюратора.

Как для двигателя МеМЗ-968Н, так и для двигателя МеМЗ-968Г, степень сжатия равна 7,2, применяется бензин А-76.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЯ Кривошипно-шатунный механизм


�19941



Рис. 4. Продольный разрез двигателя: 1 - генератор; 2 - карбюратор; 3 - прерыватель-распределитель; 4 - маслянхй радиатор; 5 - уплотнитель; 6 - штуцер; 7 - картер коленчатого вала; 8 - крышка; 9 - втулка; 10 - шпонка; 11 - балансирнхй вал; 12 - противовес; 13 - распределительнхй вал: 14 - маховик; 15 - задняя манжета коленчатого вала; 16 - болт крепления маховика; 17 - штифт; 18 - масляный насос; 19 - ведущая шестерня привода распределительного вала; 20 - ведущая шестерня привода балансирного вала; 21 - болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя; 22 - передняя манжета коленчатого вала; 23 - корпус маслоочистителя; 24 - крышка маслоочистителя; 25 - ведомая шестерня балансирного вала; 26 - ведомая шестерня распределительного вала

Картер двигателя (рис. 6) туннельного типа отлит из магниевого сплава МЛ-5. В задней стенке картера имеется расточка для установки привода прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса. С левой стороны картера находятся два продольных канала: канал 13 для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и канал 14 для подвода масла к подшипникам коленчатого вала.

В верхней части картера расточены четыре отверстия 8, расположенные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и головки цилиндров крепятся шпильками 15, ввернутыми в картер.

Средняя опора коленчатого вала - разъемная из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально расположенными болтами 4 (рис. 7).


Рис. 5. Поперечный разрез двигателя: 1 - масляный поддон; 2 - картер коленчатого вала; 3 - термостат; 4 - коленчатый вал; 5 - шатун; 6 - цилиндр; 7 - поршень; 8 - свеча; 9 - головка цилиндров; 10 - карбюратор; 11 - направляющий аппарат вентилятора с рабочим колесом и генератором в сборе; 12 - топливный насос.

Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала- неразъемные: задний запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором, а передний - в переднюю опору и фиксируется штифтом.

Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из алюминиевого сплава. Выше расточек под



коренные подшипники в средней, передней и задней стенках картера расточены распределительный вал. В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.

опоры 3 под


Рис. 6. Картер коленчатого вала в сборе: 1 - картер; 2 - заглушка; 3 - передняя, средняя и задняя опоры распределительного вала; 4 - шпилька крепления масляного радиатора; 5 - прокладка; 6 - подводящий штуцер; 7 - шпилька крепления картера сцепления; 8 - расточка под цилиндры; 9 - вкладыш; 10 - стопор подшипника; 11 - отгибная шайба; 12 - стопорный болт; 13 - канал подвода масла к центробежному маслоочистителю; 14 - канал подвода масла к коренным подшипникам; 15 - шпильки крепления головок цилиндров; 16 - отводящий штуцер

Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемы. Диаметр цилиндра - 76+0,04-0,01 мм.

Для обеспечения зазора 0,05...0,07 мм между поршнем и цилиндром цилиндры по диаметру сортируют на пять размерных групп, которые различают по цветовой маркировке, нанесенной на верхнем ребре (см. прил. 2). Цилиндры на двигателе установлены так, что плоские длинные ребра первого и третьего обращены в сторону крышки распределительных шестерен, а второго и четвертого - в сторону маховика.

Поршни изготовлены из жаропрочного алюминиевого сплава, луженые, имеют плоское днище. На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца; две верхние - под компрессионные, нижняя - для стального маслосъемного кольца. Юбка поршня имеет форму эллипсного конуса, большое основание которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось аллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.

Поршни, как и цилиндры, разбиты на размерные группы (см. прил. 2). Литер группы, определяющий номинальный диаметр и действительный размер ремонтного увеличения, наносится на наружной поверхности днища поршня. На днище поршня наносится также стрелка для правильного смещения оси поршневого пальца при монтаже. Направление стрелки на всех поршнях должно быть обращено в сторону вентилятора.

По диаметру отверстия под палец поршня сортируют на четыре размерные группы, обозначенные краской на бобышке поршня.

Поршневые пальцы - стальные, плавающие, закаленные и полированные. Диаметр пальца 22 мм, длина 65,6 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами. Пальцы изготовлены с высокой точностью и рассортированы на четыре группы по наружному диаметру (см. прил. 2). Обозначение размерной группы наносится на внутренней поверхности поршневого пальца. При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы, этим обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от 0 до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002...0,007 мм (при температуре 20°С).

Поршневые кольца (рис. 8). На каждом поршне установлены три кольца: два компрессионных из специального чугуна и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо / (хромированное) с тупыми кромками, нижнее 2 - фосфатированное с острыми кромками. На его наружной поверхности выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольцо устанавливают фаской вниз. Все эле- менты маслосъемного кольца - стальные. Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25. ..0,55 мм для компрессионных и 0,9...1,5 для дисков маслосъемных колец.

Шатуны - стальные кованые, двутаврового сечения (рис. 9). В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируют у головки цветовым индексом. Нижняя головка шатуна разъемная с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышки нижних головок шатунов невзаимозаменяемы.



0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33