Запорожец Издания
Рис 78 Схема электрооборудования автомобилей ЗАЗ 965А и ЗАЗ 965АБ I - подфарник, 2 - фара, 3 - соединительная панель 4 - звуковой сигнал 5-аккумуляторная батарея, 6 - датчик уровня бензина, 7 электродвигатель стеклоочистителя, 8 - включатель стеклоочистителя, 9 - включатель зажигания и стартера 10 - плафон освещения кузова, II - реле включателя стартера 12 - контрольная лампа работы генератора, 13 - стартер, 14 - подкапотный фонарь 15 - свеча зажигания, 16 - катушка зажигания 17 - распределитель зажигания 18 - селеновый выпрямитель 19 - фонарь освещения номерного знака, 20 - генератор 21 - задний фонарь 22 - датчик температуры масла 23 - датчик аварийного давления масла 24 - реле блокировки 25 - реле регулятор, 26 - центральнхй переключатель света 27 - биметаллический кнопочнхй предохранитель 28 - кнопка включения звукового сигнала, 29 - ножной переключатель света 30 - переключатель указателей поворотов 31 - прерыватель указателя поворота, 32 - контрольная лампа указ трольная лампа Цвета проводов к переключатель и фар 37 - контрольная лампа аварийного давления масла, 38 - блок предох 40 - фонарь бокового сказателя поворота 41 - включатель сигнала «стоп» коричневый, кр - красный, ж - желтый, о - оранжевый г -голубой з -зеленый, ножной переключатель света 30 - переключатель указателей поворотов 31 - прерыватель указателя поворота, 32 - контрольная лампа поворота, 33 - лампа освещения щитка приборов 34- указатель температуры масла 35 - указатель уровня бензина в баке, 36 - кон-дальнего света фар 37 - контрольная лампа аварийного давления масла, 38 - блок предохранителей, 39-штепсельная розетка указателя черный, с - серый, б - белый
Следует иметь в виду, что при низкой температуре воздуха электролит с малой плотностью может замерзнуть. Повхшение плотности электролита приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи, поэтому повышать плотность электролита необходимо только в холодное время, учитывая температуру замерзания электролита: Чем выше плотность, тем ниже температура, при которой замерзает электролит Плотность электролита, приведенная к 15° 1,05 1,100 1,150 1,200 1,250 1,300 I Температура замерзания в градусах С - 3,0 - 7,0 -14,0 -25,0 -50,0 -68,0 Низкую плотность имеет и разряженный аккумулятор. Сильно разряженную батарею следует немедленно отдать на зарядку, так как в противном случае происходит сульфатация (отложение на пластинах белого плотного налета сернокислого свинца). Сульфа-тация уменьшает активную поверхность пластин и уменьшает электрическую емкость аккумулятора. Удаление сульфатации производится длительной зарядкой аккумулятора током малой сил1. В случае сильной сульфатации восстановить аккумулятор невозможно. При уменьшении температуры электролита аккумуляторной батареи на один градус ее емкость падает приблизительно на 1-2%, что соответственно при температуре -15° емкость уменьшается примерно на 40% в сравнении с емкостью при +15°. Чтобы продлить срок службы батареи и обеспечить ее исправную работу при низких температурах и безгаражном хранении, на время ночной стоянки автомобиля батарею нужно снимать и ставить в теплое или прохладное место Проверка уровня электролита. Нормально уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше защитной решетки пластин. Высота уровня измеряется при помощи стеклянной трубки внутренним диаметром 3-5 мм, желательно предварительно нанести от конца трубки метки 10-15 мм. Перед проверкой очистите чистой ветошью пробки элементов и всю поверхность батареи. Выверните пробки и поочередно опускайте трубку в наливную горловину каждого элемента до упора в решетку, а затем закройте сверху пальцем руки и выньте (рис. 79). Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над защитной решеткой. Если уровень недостаточен, долейте дистиллированной воды. В тех случаях, когда установлено, что понижение уровня произошло не вследствие испарения, а вследствие утечки, следует доливать электролит. Плотность его должна быть такой же, как и оставшегося в элементе. Заливать во-Рис 79 Проверка уровня электролита ду следует через воронку с аккумуляторной батареи бумажным фильтром или рези- После заливки новой грушей. дистиллированной воды нужно еще раз проверить уровень электролита и, если он окажется выше нормы, отсосать резиновой грушей. При отсутствии дистиллированной воды можно употреблять воду, получаемую из чистого снега, или дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Перед заливкой воду профильтровать. Применение водопроводной воды категорически запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и другие), которые разрушающе действуют на батарею После проверки уровня электролита пробки установить на место и тщательно завернуть. Определение степени заряженности аккумулятора по его напряжению. Один раз в месяц следует проверять состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой током большой величины Для этого пользуются нагрузочной вилкой, снабженной сопротивлением и вольтметром (рис 80) При проверке вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление, рассчитанное примерно на ток 150 а, напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 в и не должно изменяться в течение 5 сек. Если напряжение ниже 1,7 в или снижается во время проверки, это означает, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Если напряжение отдельных банок аккумулятора неодинаково и отличается более, чем на 0,2 в, батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
|