Запорожец Издания
и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, которые выполнены в передней и задней стенках картера коробки передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стенки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а нижний - заодно с вилкой 2-й передачи В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач, что вместе составляет избирательное устройство (рис. 50). Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фиксируют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из шарика, толкателя и замка. Управление коробкой передач производится рычагом на туннели пола кузова (см. рис. 51). Нижний конец рычага установлен в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном. Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе механизма - бурт. Поэтому категорически запрещается во время движения при включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач. В противном случае может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач. Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и закрыт крышкой с резиновым колпаком. Ползун соединен с валом управления специальным установочным винтом, который периодически подтягивайте. Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с помощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконечником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой. Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач болтом с гайкой. Гайка шплинтуется. Механизм переключения передач регулируется на заводе при сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке механизма. Для правильной установки механизма: 1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопорным болтом. 2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не затягивайте их. 3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки туннеля и вверните муфту 8 (см. рис. 51) в вал управления до размера приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты. 4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте. 5. Установите корпус механизма переключения передач так, Рис 51 Механизм управления коробкой передач 1 - рукоятка рычага 2 - рычаг 3 - кожух 4 - крышка 5 - болт стопорный 6 управления 7 - колпак пхлезащитнхй 8 - соединительная упругая муфта 9 ительная упругая муфта 9 - контр- 12 - шайба 13 - гайка 14 - шплинт, 15 - втулка опорная 16 - нижняя 20 - чашка верхняя 21- пружина 22 - ползун 23 - пружина 24 неля 25 - болт крепления корпуса к туннелю 26 - корпус гайка 10 - болт 11 - ползун коробки передач опорной втулки 17 - гайка 18 - шплинт 19 - чашка тун- кожух чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма к туннелю 6 Затем установите рычаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включайте его Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение: для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала управления ползун следует повернуть против часовой стрелки) В таком положении, придерживая ключом вал, затяните контргайку 9 7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач и при необходимости подрегулируйте После регулировки болты крепления корпуса механизма затяните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак Уход за механизмом переключения передач заключается в периодической по мере надобности, проверке положения рычага переключения передач и подтяжке соединений. Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать трущиеся детали графитной смазкой Неисправности механизма переключения передач и способы их устранения Непременным условием четкого и легкого включения всех передач является надежная затяжка стопорного болта ползуна и вала управления, затяжка и шплинтовка гайки болта, соединяющего муфту с ползуном коробки передач, затяжка контргайки, муфты, а также положение корпуса механизма переключения передач под углом 90° к плоскости туннеля кузова В процессе эксплуатации в результате ослабления креплений и естественного износа могут наблюдаться затруднения в переключении передач, а также неисправности, причины которых и способы устранения приводятся ниже , Причина неисправности Способ устранения Затруднено включение или не включаются 1-я и 2-я или 3-я и 4-я передачи и задний ход 1 Ослабла затяжка гайки болта крепления муфты 2 Ослабла затяжка стопорного болта ползуна и вала управления 3 Ослабла затяжка контргайки муфты 1 Расшплинтовать и подтянуть гайку. После подтяжки зашплинтовать 2 Снять крышку с туннеля и торцовым ключом подтянуть стопорный болт. 3 Установить ртчаг переключения передач в положение, при котором включается задний ход, но не включать его Ползун коробки передач с муфтой повернуть также в положение включения заднего хода и, придерживая ключом вал, затянуть контргайку Не включаются или включаются неполностью 1-я и 3-я передачи 4 Корпус механизма переключения передач смещен назад 4 Снять крышку механизма Отпустить болты крепления корпуса механизма к тоннелю и передвинуть его вперед так, чтобы включение передач было четким Закрепить корпус, поставив крышку на место Не включаются или включаются неполностью 2-я и 4-я передачи и задний ход 5 Корпус механизма переключения передач смещен вперед 5 Втполнить операции, описаннте выше, переместив корпус механизма назад 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
|