Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50 51 52 53


Рис. 7.5. Конструкция блока питания

них частью конденсаторов выходного фильтра (Свых)- Стрелками показано направление преобразования электроэнергии Ubx и сигналов управления СУ до уровня Ubhx- На рис. 7.4 показаны точки взятия обратной связи для ячеек ЯП1 с ШШ (0С1-0С4).

При конструировании шин для передачи электроэнергии низких напряжений с большими (до тысяч ампер) токами возникают трудности обеспечения низкоомного электрического контакта как разъемных, так и неразъемных соединений между отдельными частями токопровода. Качество контакта зависит от многих факторов: материала контактирующих элементов, качества обработки контактирующих поверхностей, размеров и конфигурации отдельных деталей разъемных соединений, технологии изготовления соединений, условий эксплуатации и т. д. Пути совершенствования многоамперных токопроводов, расчеты их параметров и варианты конструкций разъемных и неразъемных контактных соединений представлены, например, в работе [122].

Конструирование и надежность

Надежность ВПН сильно зависит от метода конструирования. Именно в процессе конструирования закладываются те или иные объемно-энергетические показатели, гонка за которыми может привести к существенному снижению показателей надежности, например, за счет повышения рабочих температур, а также к ухудшению ремонтопригодности. В работе [123] приводятся рекомендуемые объемно-эиергетические показатели для ИВЭП морского назначения в диапазоне 60 ... 190 Вт/см




т хи


Рис 7.6. Типовой элемент замены (ячейка)

Неоднократно упоминаемый в настоящей книге подход с организацией СВЭП параллельным включением значительного числа маломощных ВПН с возможностью их замены на ходу вносит в задач-; конструирования дополнительное требование: исключение подгорания контактов в разъемах ВПН во время их замены без выключения СВЭП. На рис. 7.6 [124] показана ячейка (типовой элемент замены ТЭЗ), обеспечивающая реализацию предложенного способа, исключающего подгорание контактов. Задача решается введением дополнительного разъема на передней панели ячейки. Перед тем, как установить новую ячейку взамен вышедшей из строя, через передний разъем новой ячейки подается напряжение, равное напряжению питания в шкафу РЭА. При этом конденсаторы выходного фильтра ячейки заряжаются до напряжения, равного напряжению на шинах шкафа и соответственно на ответной части заднего разъема ячейки. При установке ячейки на место и стыковке заднего разъема по его контактам емкостной ток заряда не протекает и, следовательно, подгорание контактов отсутствует. Данный способ используется не только при замене ячеек питания, но и при замене на ходу функциональных ячеек.

Конструирование и помехи

По мнению автора, классификацию внутренних средств подавления кондуктивных помех в работе [36] в части раздела «конструкторские» можно дополнить методом с названием: использование специальных многослойных шин для монтажа элементов. Этот метод заключается в использовании медных шин (см., на-



пример, рис. 7.3). Шины конструируются таким образом, чтобы прямой и обратный импульсные токи проходили в непосредственной близости, компенсируя таким образом в значительной степени внешнее магнитное поле от данного токопровода. Соединение одной из шин с корпусом создает эффект экранирования от высокочастотного электрического поля.

В работе [36] кондуктивные помехи разделяются на симметричные и несимметричные. Несимметричные помехи, борьба с которыми признается значительно более сложной, при использовании предлагаемых шин уменьшаются в несколько раз, так как подавляющая часть обратного импульсного тока протекает именно по сдвоенному токопроводу, имеющему низкое значение индуктивности, что снилает ответвление обратного тока по корпусу и другим путям. Применение многослойных шин в значительной степени также решает проблему организации заземлений. Нет необходимости в определении специальных точек соединения нулевого провода электрической схемы с корпусом ВПН, корпуса ВПН с корпусом шкафа и шкафа с защитным заземлением. Общая тенденция организации заземлений: чем больше соединений друг с другом перечисленных узлов, тем меньше помеха от электрической составляющей электромагнитного поля.

Экранирование - последняя возможность уменьшить помехи от электромагнитного поля, понизить которые до допустимых значений электрическими и конструктивными методами не удалось. Если источник электромагнитного поля заключен в экран из магнитного низкоомного проводящего материала без отверстий с толщиной стенок около 1 мм, то снаружи экрана электромагнитного поля практически не будет [125]. Малые отверстия (5-10 мм) почти не ухудшают качества экрана. Длинные узкие щели, допустимые для экранирования электрического поля, опасны при экранировании магнитного поля, если они направлены поперек контура замыкания вихревых токов. Таким образом, крышки экранов для исключения щелей необходимо скреплять друг с другом во многих точках с введением магнитных прокладок. Частое соединение отдельных частей экрана и корпуса друг с другом важно и для экранирования электрического поля, так как от качества контактов между частями экрана, определяющих разность потенциала между ними, почти целиком зависит его эффективность.

7.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВПН Организация производства

Производство ВПН можно разделить на пять основных этапов:

1) изготовление деталей;

2) сборка;

3) наладка и регулировка;

4) проведение испытаний;



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50 51 52 53