Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Hi, H2 и Ki, K2 создается магнитное поле, сдвинутое относительно поля первого рассматриваемого мгновения на угол 45° против часовой стрелки.

В третье из рассматриваемых мгновений (через /4 периода относительно начального) ток /2 = О, а ц - положительный. По первой обмотке HiKi проходит ток положительного направления - от Я1 к /Сь а во второй обмотке Н2К2 ток отсутствует. Создается магнитное поле, направленное внутри статора сверху вниз.

Таким образом, за четверть периода магнитное поле повернулось относительно первоначального положения на четверть оборота против часовой стрелки.

По направлениям магнитного поля всех восьми рассматриваемых мгновений (через /в периода) можно сделать вывод, что оно вращается и за период изменения тока делает один оборот. За 1 с поле сделает 50 оборотов, за 1 мин - 3000 оборотов. Для получения меньшего числа оборотов обмотки (витки) располагают так, чтобы образовалось большее число полюсов.

На рис. 1.8, а изображена схема однофазного двигателя М с двумя обмотками РО и ВО без фазосмещающего элемента. Обмотки имеют одинаковое отношение активного сопротивления к полному, поэтому их точки 1р, In отстают от напряжения на одинаковый угол ф. Эти токи создают пульсирующее магнитное поле, которое не обеспечивает получения пускового вращающего момента.

На рис. 1.8, б изображена схема двигателя, к вспомогательной (пусковой) обмотке ВО которого последовательно подключен резистор (активное сопротивление). Ток /„ в этой обмотке сдвинут относительно напряжения на меньший угол, чем ток /р в рабочей обмотке. Фазосме-щающий элемент может быть выполнен отдельно или заключен в обмотке. В этом случае вспомогательная обмотка выполняется с большим активным сопротивлением.

На рис. 1.8, в изображена схема двигателя, к вспомогательной обмотке которого последовательно подключен конденсатор. В зависимости от величины емкости конденсатора в этой обмотке получают ток с отставанием от напряжения на меньший угол, чем в рабочей обмотке, или даже с опережением.

Электродвигатель М (см. рис. 1.8, а, б, в) включается рубильником Q1 при замкнутых контактах выключателя Q2. Ток в первое рлгновение проходит и по рабочей обмотке РО, и вспомогательной ВО. После того как частота вращения ротора достигнет номинальной величины, кон-





h Х Х/р

Рис. 1.8. Схемы однофазных двигателей с пусковыми (а, б, е) и вспомогательными (г, &) обмотками:

а - без фазосмещающего элеме[1та; б - с резистором; в - с пусковым конденсатором; г - с рабочим конденсатором; д - с рабочим и пусковым конденсаторами

такт выключателя Q2 размыкают (вспомогательную обмотку отключают), и двигатель продолжает работать на одной рабочей обмотке.

Наиболее широкое применение нашли асинхронные двигатели с пусковым сопротивлением и конденсаторные двигатели. В двигателях с пусковым сопротивлением вспомогательная обмотка имеет повышенное активное сопротивление по сравнению с рабочей обмоткой и она включается в сеть только на время пуска. В конденсаторном двигателе последовательно к вспомогательной обмотке ВО подключен конденсатор (рис. 1.8, г, д). Наряду с основным конденсатором Ср, который подключен к вспомогательной обмотке во время пуска и работы, может подключаться дополнительный конденсатор С„ (только на время пуска). Дополнительный конденсатор подсоединяется параллельно основному для получения большего сдвига фаз между токами в обмотках РО и ВО и для получения большего пускового вращающего момента.

Конденсаторный двигатель М (рис. 1.8, г) включается рубильником Q, а конденсаторный двигатель (рис. 1.8, &) -рубильником Q1 при замкнутых контактах выключателя Q2. После того как ротор наберет обороты, контакт последнего размыкается.

Однофазные асинхронные двигатели серии 4А выпускаются в следующем исполнении: Е - с пусковым сопротивлением (рис. 1.8, б); У - с пусковым конденсатором (рис. 1.8, е); Т -с рабочим конденсатором (рис. 1.8, г); УТ - с рабочим и пусковым конденсаторами (рис. 1.8, д).





Рис. 1.9. Электрические схемы включения однофазных двигателей:

а. б. е - с пусковым сопротивлением; г - конденсаторного двигателя

Для отключения вспомогательной обмотки ВО у двигателя с пусковым сопротивлением после того, как он наберет частоту вращения, близкую к номинальной, применяются различные устройства. У некоторых двигателей на вал ротора укрепляется подвижная часть центробежного выключателя, контакт которого размыкается под действием раздвигающихся грузиков при определенной частоте вращения. Контакт центробежного выключателя Q2 (рис. 1.9, а) при неподвижном роторе замкнут, поэтому после подключения рубильника двигателя М рубильником Q1 к электрической сети ток в первое мгновение проходит и по рабочей обмотке РО, и по вспомогательной ВО. Токами двух обмоток создается вращающееся магнитное поле, и ротор начинает вращаться. Когда частота вращения увеличится до величины, близкой к номинальной, грузики центробежного выключателя разойдутся и разомкнут контакт Q2. После этого двигатель М продолжает работать на одной рабочей обмотке РО.

На рис. 1.9, б изображена схема двигателя с пусковым токовым реле КА. Обмотка этого реле подключается последовательно к рабочей обмотке РО двигателя, а его замыкающий контакт находится в цепи вспомогательной обмотки ВО. При включении двигателя выключателем Q по цепи рабочей обмотки проходит большой пусковой ток. В этой цепи находится обмотка пускового реле, которое срабатывает (подтягивается якорь), и контактом КА замыкается. Через замкнувшийся контакт КА к сети подключается вспомогательная обмотка. Ротор двигателя начинает вращаться, в результате чего ток в цепи рабочей обмотки уменьшается. Якорь реле отпадает, контакт КА



0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57