Запорожец Издания
Рис. 1.5. Схемы пуска двигателя: а - переключением со звезды на треугольник; б - при помощи автотрансформатора; е - с добавочными сопротивлениями ножевого переключателя, ножи которого соединяются как с верхними неподвижными контактами, так и с нижними. Ножи переключателя располагают в среднем (выключенном) положении. Провода сети подсоединяют к неподвижным контактам рубильника Q1. К подвижным контактам (ножам) рубильника подсоединяют начала обмоток двигателя f/1, V\, V/\, а к подвижным контактам (ножам) переключателя Q2 - концы обмоток двигателя С/2, V2, W2. Один ряд неподвижных контактов переключателя соединяют между собой, а к другому ряду контактов переключателя подсоединяют начала обмоток (фаз) двигателя. При этом необходимо, чтобы подвижные контакты (ножи) переключателя в верхнем положении соединяли обмотки в треугольник. Поэтому нож, к которо-рому подсоединен конец первой обмотки С/2, должен замыкаться с неподвижным контактом, соединенным с началом второй обмотки VI. Ножи, к которым подсоединены концы обмоток V2 и W2, соответственно должны соединяться с неподвижными контактами, к которым подходят начала обмоток WI и С/1. Перед включением двигателя рубильником Q1 подвижные контакты переключателя Q2 устанавливают в нижнее положение, так, чтобы концы обмоток соединились друг с другом. Замыканием контактов рубильника Q1 подают напряжение на двигатель, обмотки которого соединены в звезду. При небольшой нагрузке на валу или при холостом ходе двигатель начинает вращаться. По мере увеличения скорости двигателя ток его уменьшается. Как только увеличение скорости прекращается, подвижные контакты (ножи) переключателя Q2 из нижнего положения должны быть быстро переведены в верхнее. Обмотки двигателя при этом соединяются в треугольник. За время переключения двигатель не успевает остановиться, поэтому в нем не будет пускового тока. В дальнейшем двигатель продолжает работать при номинальном напряжении на обмотках. Схема пуска двигателя М с помощью автотрансформатора изображена на рис. 1.5, б. Трехфазный автотрансформатор имеет выводы 4, 5, 6 от части витков обмоток и 1. 2, 3 - от всех витков. На выводные клеммы 1, 2, 3 обмоток подают напряжение сети, а с клемм 4, 5, 6 снимают напряжение меньшей величины, которое поступает на двигатель. Для включения двигателя при пониженном напряжении и переключения его на полное напряжение можно воспользоваться шестиножевым переключателем Q2. К трем ножам переключателя, которые замыкаются с клеммами 2, 3 автотрансформатора, от рубильника Q1 подводят провода сети, а к трем другим ножам подключают электродвигатель. Для включения двигателя переключатель ставят в нижнее положение и замыкают рубильник Q1. Двигатель начинает работать при пониженном напряжении. Как только двигатель достигнет постоянной скорости с помощью рукоятки, все шесть ножей переключателя Q2 переводят из нижнего положения в верхнее. Верхние неподвижные контакты переключателя попарно соединены между собой. На один из них после переключения подается напряжение сети, а с других оно снимается на двигатель. Двигатель после этого работает при номинальном напряжении. После включения данного двигателя автотрансформатор можно использовать для запуска других двигателей, так как он оказывается отключенным. С помощью автотрансформатора можно включать двигатели, нормально работающие при соединении обмоток в треугольник или звезду. Схема пуска двигателя с последовательно включенными индуктивными сопротивлениями изображена на рис. 1.5, в. Три дросселя LI, L2, L3 включены последовательно двигателю М. При замкнутом рубильнике Q1 и разомкнутом Q2 ток проходит по обмоткам двигателя через последовательно включенные сопротивления дросселей и на них поступает часть напряжения сети. Другая часть теряется в дросселе. Величина потери напряжения зависит от полного сопротивления дросселя. Дроссель (катушка с сердечником или без него) обладает большим индуктивным сопротивлением и незначительным активным. В схеме могут применяться и реостаты с активным сопротивлением. После разгона двигателя до постоянной скорости вращения включают рубильник Q2. Сопротивления дросселей замыкаются накоротко, и двигатель продолжает работать под напряжением сети. Эту схему можно применять при любом соединении обмоток двигателя. Увеличение пускового вращающего момента. Вращающий момент Мпуск трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в начальный момент пуска невелик даже при включении на полное напряжение сети. Он близок к величине номинального вращающего момента (см. рис. 1.2, б). Большинство рабочих машин включается при их полной нагрузке (компрессоры, насосы). Момент сопротивления при пуске таких машин значительно превышает его величину во время работы. При пуске действует суммарный момент сопротивления - статический и динамический, при равномерном движении - только статический. 0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57
|