Запорожец Издания
tu принимается равной 10 мин и определяется суммой времени нагрузки N и времени паузы R, т. е. = N + R. Для повторно-кратковременного режима работы выпускаются двигатели с продолжительностью работы ПВ 15, 25, 40 и 60%: ™=кТТ-100%. На рис. 1.12, в изображены кривые нагрева и охлаждения двигателя при кратковременном режиме работы. Для этого режима изготовляются двигатели с длительностью периода неизменной номинальной нагрузки 15, 30, 60, 90 мин. Теплоемкость двигателя - величина значительная, поэтому нагрев его до установившейся температуры может продолжаться несколько часов. Двигатель кратковременного режима за время нагрузки не успевает нагреться до установившейся температуры, поэтому он работает с большей нагрузкой на валу и большей подводимой мощностью, чем такой же двигатель продолжительного режима работы. Двигатель повторно-кратковременного режима работы также работает с большей нагрузкой на валу, чем такой же двигатель продолжительного режима работы. Чем меньше продолжительность включения двигателя, тем больше допустимая нагрузка на его валу. Для большинства машин (компрессоры, вентиляторы, картофелечистки и др.) применяются асинхронные двигатели общего применения продолжительного режима работы. Для подъемников, кранов, кассовых аппаратов применяются двигатели повторно-кратковременного режима работы. Двигатели кратковременного режима работы используются для машин, применяемых во время ремонтных работ, например электрических талей и кранов. 1.8. Выбор двигателей Выбор рода тока, напряжения и частоты вращения. Большинство предприятий торговли и общественного питания снабжаются электроэнергией от сетей трехфаз- дого тока общего назначения. Поэтому производственные механизмы и машины имеют электропривод с асинхронным двигателем трехфазного или однофазного тока. Лишь незначительная часть предприятий, например вагоны-рестораны, снабжается электроэнергией постоянного тока. Здесь применяются двигатели постоянного тока с последовательным и параллельным возбуждением. Основная часть машин мощностью до 600 Вт, работающих непродолжительное время в течение дня, комплектуется однофазными двигателями. Они не требуют трехфазной проводки, так как могут включаться в однофазные штепсельные розетки. Это особенно важно для переносных и передвижных машин и механизмов. В данном случае в различных местах подключения требуются только однофазные штепсельные розетки, подсоединенные иногда даже к осветительным групповым щиткам. Коэффициенты полезного действия и мощности (cos ф) однофазных двигателей меньше, чем трехфазных, но применение их незначительно влияет на увеличение эксплуатационных расходов предприятий, так как мощность этих двигателей невелика, а время их работы непродолжительно. Для рабочих машин мощностью свыше 600 Вт применяются двигатели трехфазного тока, в основном асинхронные с короткозамкнутым ротором. Они могут работать от сетей трехфазного тока с напряжекпем 3 220 и 3~380 В. В первом случае обмотки двигателей соединяют в треугольник, во втором - в звезду. Однофазные двигатели напряжением 220 В для включения в трехфазную сеть 3~220 В подключаются к двум линейным проводам, для включения в трехфазную сеть 3~380 В - к линейному и нулевому. Трехфазные и однофазные асинхронные двигатели промышленной частоты 50 Гц имеют частоту вращения не более 3000 об/мин (50 с~). Частота вращения магнитного поля при одной паре полюсов - 3000 об/мин (50 с~), при двух парах полюсов- 1500 об/мин (25 с-), при трех - 1000 об/мин (16,6 с"). Чем выше частота вращения двигателя, тем меньше его габариты и масса. Двигатели с большой частотой вращения имеют КПД и cos ф выше, чем двигатели той же мощности с меньшей частотой вращения. В большинстве случаев меньшую частоту вращения рабочей машины получают от двигателя большей ско- рости посредством редуктора. Для рабочих машин, требующих более 3000 об/мин (50 с~) при небольшой мощности (до 60 Вт), применяют однофазные коллекторные двигатели. Выбор типа электродвигателей. При выборе электродвигателя общего применения нужно учитывать исполнение его по способу монтажа, по способу охлаждения и защиты от воздействия окружающей среды и по защите обслуживающего персонала от поражения электрическим током, т. е. степени защиты оболочки. По способу монтажа наиболее широкое применение в оборудовании предприятий торговли и общественного питания получили следующие исполнения двигателей (рис. 1.13): 1М 1001 - на лапах и с двумя подшипниками, 1М 3001 - фланцевое с большим фланцем и 1М 2001 - на лапах с фланцем со стороны конца вала. Двигатели исполнения 1М 1001 устанавливают в машинах, когда движение передается через зубчатую ременную или цепную передачу. Двигатели исполнения 1М 3001 применяют в редукторном электроприводе, когда их укрепляют на стенку редуктора (универсальные приводы, мясорубки, картофелечистки). Двигатели исполнения tfl Рис. 1.13. Исполнения двигателей по способу монтажа: а- 1М 1001 - на лапах с двумя подшипниковыми щитами; б- IM200I - иа лапах с фланцем; в - 1М3001~ фланцевое; г - внешний вид двигателя 1М 1001 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57
|