Запорожец Издания
машины. Применение дорогой термостойкой изоляции в некоторых случаях может привести к заметному увеличению стоимости всего изделия. Кроме того, в процессе эксплуатации экономия на стоимости активных материалов за счет увеличения нагрева в короткий срок перекрывается расходами на оплату энергии потерь. Поэтому термостойкие изоляционные материалы применяются только в специальных сварочных трансформаторах с ограниченными габаритами и массой. 2.11.4. Изготовление и пропитка лаком дисковых катушек. Намотка дисковых катушек (рис. 2.16, б) производится на специальном намоточном станке. На шпиндель передней бабки крепится оправка, состоящая из сердцевины и одной щеки. Осевой размер сердцевины выбирается по ширине провода, из которого наматывается катушка, а остальные ее размеры определяются в соответствии с внутренними размерами катушки. Намотка катушек, предназначенных для одного трансформатора, но изготовляемых из проводов разной ширины, производится на оправках, отличающихся только осевой длиной сердцевины. При намотке катушек голым проводом после каждого слоя прокладываются две или три изоляционные прокладки в виде лент, материал и толщина которых выбираются в соответствии с табл. 2.7. Двойная междуслойная прокладка обеспечивает надежную изоляцию между витками, особенно по краям, где в процессе намотки возможны выскальзывания и сдвиги прокладок. В катушках из изолированного провода между витками делается одна прокладка толщиной до 0,12 мм, как указано в табл. 2.7. Если намотка катушки производится несколькими проводами в параллель, изоляционные прокладки делаются только между витками. Между параллельными проводами одного витка прокладок не требуется. Ширина прокладок должна быть больше ширины голого провода примерно на 0,5 мм. Для изоляции катушек от стержня и ярм магнитопровода используются изоляционные прокладки толщиной до 1 мм. Внутренняя гильза кладется на оправку перед намоткой катушки, наружная- после намотки последнего витка. При намотке катушек необходимо следить за тем, чтобы прокладка ложилась сим-метрично относительно провода. Намотка катушки осуществляется следующим образом. Концы провода, заведенные через разжатые планки натяжного приспособления, крепятся на оправке и плотно к ней прижимаются. Затем включается станок и начинается процесс намотки, который производится с постоянным натягом провода. В процессе намотки катушки в различных местах производится приварка или припайка выводных концов. Выводы изготовляются в виде прямой полосы с отогнутым концом и припаиваются к проводу катушки твердым припоем (фосфористой медью). По окончании намотки провод отрезается и катушку снимают с оправки, спрессовывают по всем плоскостям, кроме плоскости, где расположены выводы, затем накладывают наружную изоляцию, пропитывают лаками и покрывают эмалью. Основным назначением пропитки и покрытия катушек является уменьшение гигроскопичности изоляции и некоторое увеличение механической прочности за счет склеивания лаком витков и изоляционных деталей. Как правило, пропитка производится дважды или трижды с дополнительным покрытием. В качестве пропиточного лака для катушек с изоляцией классов А и В применяется электроизоляционный лак МЛ-92 по ГОСТ 15865-70, разбавленный ксилолом или толуолом до вязкости 18-22 с по вискозиметру ВЗ-4, при температуре 20 °С с концентрацией 40-45 %. Перед пропиткой катушки тщательно очищаются от пыли и грязи. Затем их погружают в пустой котел, где они сушатся при температуре 130 °С в течение 2 ч под вакуумом. После предварительной сушки катушки охлаждаются до (55± ±10) °С и пропитываются лаком в течение 15-20 мин до прекращения выделения пузырьков. После стекания лака на воздухе (около 1 ч) катушки подвергаются сушке при температуре (130+10) °С в течение 10-12 ч, затем охлаждаются до (55± ± 10) °С и пропитываются в той же последовательности второй и третий раз. Охлажденные после третьей пропитки катушки Рис. 2.17. Конструктивные размеры катушек, дисков и изолирующих шайб: "г - магнитопровод; б -катушка; в -диск сварной из меди Ml; г -изолирующая шайба покрываются дважды электроизоляционной эмалью ГФ-92ГСпо ГОСТ 9151-75, разбавленной ксилолом или толуолом до вязкости 20-25 с по вискозиметру ВЗ-4. После часовой выдержки на воздухе катушки подвергаются сушке при (115±10) °С в течение 3-4 ч. Поверхность лаковой пленки должна быть ровной, гладкой, блестящей, без отлипа. 2.11.5. Конструктивные размеры дисковых катушек, пропитанных лаком. Размеры дисковых катушек уточняются после выбора провода, размеров магнитопровода (в частности, размеров окна и стержня, на котором размещаются катушки) и размеров вторичного витка. Если вторичный виток изготовлен из медных дисков, конструктивные размеры катушек первичной обмотки в миллиметрах выбираются следующим образом (рис. 2.17). 1. Внутренний размер катушек по ширине. Этот размер равен Б = Ъс+Ж, где Ьс - ширина стержня, на который надевается катушка; Ж-зазор между катушкой и стержнем, равный 10-15 мм. Величина зазора Ж выбирается в зависимости от габаритов трансформаторов и способа резки листов. Этот зазор необходим для размещения изоляции магнитопровода и наружной изоляции катушки, материал и толщина которых указаны в табл. 2.7, а также для свободного монтажа катушек на стержне. 2. Внутренний размер катушки по длине. Он равен В = к+Г, где h - толщина пакета; Г - зазор, который в обычных трансформаторах принимается равным 10-26 мм (5-13 мм на сторону) и в специальных трансформаторах больших мощностей и габаритов - до 43 мм. Этот зазор необходим для изоляции обмоток от магнитопровода и для размещения клиньев, укрепляющих катушку на стержне. 3. Радиус закругления углов R (по внутренней изоляционной прокладке). При намотке прямоугольных дисковых катушек переход с одной стороны на другую необходимо производить плавно по радиусу, что создает производственные удобства и позволяет сохранить изоляцию провода в углах при изолированном проводе. Этот радиус обычно выбирается равным 5-10 мм. 4. Радиальный размер катушки. Этот размер составляет /4 = = ™к(йи + бпр)+7, где Wv. - число витков в катушке; - толщина обмоточного провода с изоляцией; бпр - толщина между-слойной изоляции (прокладки), выбранная по табл. 2.7; 7=2 + + 3 + 2 мм - соответственно толщина внутренней и наружной гильз, толщина наружной изоляции с учетом разбухания ее после пропитки и увеличение радиального размера катушки после снятия ее с оправки. 5. Радиальный размер лобовой части катушки. Этот размер лобовой части катушки Е, где размещены выводы, будет больше размера А на суммарную толщину изолированных выводов Gie. и, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139
|