Запорожец Издания
вода. Последний слой ленты приваривается в нескольких местах точечной сваркой. Вместе с оправкой магнитопровод поступает в вакуумную печь, где подвергается отжигу при температуре 790-800 "С по специальному режиму. Этот отжиг не приводит к изменению изоляционного слоя, но снимает механические напряжения и восстанавливает магнитные свойства холоднокатаной стали, утраченные в результате деформации, возникающей при навивке. После этого пакет пропитывается или клеем БФ-4 или лаком 1154, запекается и разрезается карборундовой фрезой на две симметричные половины. На торцы каждой половины наносится влагостойкое противокоррозийное покрытие. Готовые половины магнитопроводов комплектуются попарно. Теоретически витые неразрезные магнитопроводы представляют собой образцы магнитопроводов самого высокого качества. Но на самом деле это не так. Во-первых, процесс ввивания ленточной стали в готовый моноблок обмоток является чрезвычайно трудоемким, малопроизводительным, требующим специального сложного технологического оборудования и высокой культуры производства. Во-вторых, витые магнитопроводы уже не могут быть подвергнуты отжигу и, следовательно, утраченные магнитные свойства исходного материала в этих магнитопроводах не восстанавливаются. Это обстоятельство отрицательно сказывается на массе, габаритных и в некоторой степени энергетических показателях трансформаторов. Магнитопроводы витые неразрезные тороидальные до сих пор широкого внедрения не получили. 2.10.5. Конструктивные элементы магнитопровода. Пакеты магнитопроводов прессуются рамами и стягиваются шпильками и гайками. Шпильки (см. рис. 2.6) могут быть размещены внутри пакета и вне пакета, у его боковых поверхностей (см. рис. 2.7). Для шихтованных магнитопроводов наиболее распространен первый вариант, который имеет следующие преимущества: пакет стягивается плотно и надежно, во время работы трансформатора вибрации отдельных пластин отсутствуют; сборка и разборка всей активной части трансформатора при изготовлении и при ремонте просты. Число шпилек и диаметр их выбираются в зависимости от размеров пластин на основании механических расчетов (см. гл. 8). В магнитопроводах стержневого типа число шпилек равно четырем и шпильки располагаются в углах, как показано на рисунке в табл. 2.5. Шпильки ставятся на пути главного магнитного потока только тогда, когда пластины очень высокие и пакеты толстые. Часть каждой стяжной шпильки, находящейся внутри пакета, надежно изолирована от пластин и от прессующих рам. Размер изолированной части шпильки должен быть таким, чтобы она доходила до электроизоляционной шайбы, лежащей на полке стягивающей рамы. В качестве изоляционного материала для шпилек применяется бакелизированная бумага толщиной 0,1 мм, которая наматывается в несколько слоев на горячую шпильку, опрессовывается и склеивается. Толщина изоляции равна 1 мм. Электрическая прочность изоляции шпильки испытывается напряжением 1500 В при частоте 50 Гц. Более надежная изоляция шпилек получается путем напыления пластмассовыми порошками. Диаметр отверстия (в пластинах) выбирается с запасом, чтобы изолированная шпилька могла свободно войти, не повредив изоляции. Необходимо иметь в виду, что в магнитопроводах со шпильками, проходящими внутри пакета, несколько ослабляется активное сечение магнитопровода в местах прохода шпилек. Кроме того, плохо снятые заусенцы отверстий могут проколоть изоляцию шпильки, в результате чего образуется замкнутый электрический контур на пути потока трансформатора, приводящий иногда к чрезмерному нагреву магнитопровода, шпилек и рам. Шпильки размещаются вне пакета только в тех случаях, когда пластины заготовляются не штампом или имеют очень малую ширину, и для стяжки витых магнитопроводов. Достоинством этих магнитопроводов является относительная простота изготовления пластин, а недостатками - большая трудоемкость сборки трансформатора и необходимость полной разборки его даже в случае небольшого ремонта (например, при замене катушки). Надлежащая механическая прочность и жесткость всей конструкции трансформатора обеспечиваются двумя сварными или литыми рамами (рис. 2.15). С помощью рам достигается сжатие пакета магнитопровода, фиксируются его размеры и крепится трансформатор в машине. Кроме того, рамы воспринимают электродинамические усилия, возникающие при работе трансформатора под нагрузкой и действующие на обмотки вдоль оси стержня (см. гл. 8). В связи с этим в трансформаторах с дисковыми обмотками лобовые части катушек первичной обмотки и дисков вторичной обмотки должны быть крепко стянуты с помощью болтов (см. рис. 2.6), ввинчиваемых в полки рам и упирающихся через изоляционные планки в поверхности крайних катушек. Это крепление обеспечивает сохранность изоляции от механических износов и надлежащий тепловой контакт между первичной и вторичной обмотками. В зависимости от высоты окна и габаритов катушек стяжные болты ввинчиваются в полки обеих рам или с одной стороны, или с двух сторон. Конструктивное исполнение рам может быть самым разнообразным. Наиболее распространены 8omS.0/S 20 ie TIE 31 J-<> -ho; Рис. 2.15. Разновидности рам: о -сварные; б -литые 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139
|