Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84

исследований используется стандартная и специально разрабо-танная аппаратура и оборудование. Периодичность проведения контрольных наблюдений устанавливается на основе прогнозных расчетов и опыта контроля исходя из задачи получения данных с задаваемой точностью.

На рис. 11 приведена схема контроля и примеры получаемых результатов.

На основании получаемых данных измерений строятся графические материалы, отражающие состояние геологической среды: схемы изопьез, изолиний активности и содержаний компонентов РАО в пластовой жидкости и породах, температур, геолого-гидрогеологические разрезы с нанесением данных контроля и т.д. Эти материалы являются основой для уточнения параметров моделей путем решения обратных задач, для корректировки и оптимизации режимов эксплуатации.

4.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГЛУБИННОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ЖИДКИХ РАО

Глубинное захоронение жидких РАО, представляюпщх большую потенциальную опасность, является весьма ответ-с I венным мероприятием, связанным со значительными экономическими затратами, вовлечением природных ресурсов и участков недр. Такой вид деятельности подлежит регулированию со стороны государства, осуществляемого на основе специально создаваемых документов и контроля за выполнением требований этих документов.

Как показывает опыт государственного регулирования глубинного захоронения жидких РАО с 1955 г., нормативно-правовая документация в этой области может быть условно подразделена на 3 основные группы.

К первой группе относятся законодательные акты или подобные им документы, носящие характер законов. Эти документы содержат основополагающие требования к защите человека и охране окружающей природной среды, основные принципы деятельности по захоронению РАО. Эти документы имеют долговременный характер.

К документам второй группы относятся различные нормы, правила, положения, технические условия, в которьос конкретизируются требования законодательных актов, приводятся конкретные значения различных параметров и характеристик, способы их достижения, технологии и т. д. Документы этой группы могут корректироваться и дополняться в зависимости




I ЖЖЖЗГЕШШК хж ж • I жж ж ж


1-1 I 1 > J .,11 J I .1 I

®

Рис. 11. Примеры данных контроля захоронения жидких РАО

1-пласт-коллектор, 2-интервалы отбора проб жидкости, 3-7-результаты соответственно гамма- и бетта-каротажа, термометрии, расходометрии, резистивиметрия, 8-уровень подземных вод в скважине, 9-г зависимость изменения положения уровня ПВ во времени, 10-зависимость содержаний компонентов отходов в скважине.



от получаемых результатов научных проработок, экономических задач, практического опыта.

К документам третьей группы относятся технологические нормы и регламенты, методики, разрабатываемые для каждого производства или предприятия, видов работ и исследований.

Нормативно-правовые документы 3 указанных групп отличаются порядком и уровнем подготовки, согласования и утверждения, вводом в действие. Если разработка и принятие законодательных документов являются пререгативой высших органов власти, то нормативные документы разрабатываются и утверждаются главным образом ведомствами с привлечением, а иногда под руководством заинтересованных структур, в том числе Академии Наук, Национальной Комиссии по радиационной безопасности и др. Нормативные документы производственного характера разрабатываются предприятиями или по их заданию институтами, обычно утверждаются подразделениями ведомств.

Разработка и утверждение нормативно-правовой базы захоронения РАО требовали определенного времени и соответствующих научных проработок. Ввиду необходимости безотлагательного решения проблемы захоронения РАО в конце 50-х -начале 60-х годов роль законодательных документов выполняли постановления и распоряжения Правительства, принимавшиеся на основе обсуждения предварительных научных проработок и их рассмотрения на научно-технических советах Министерств среднего машиностроения, здравоохранения, геологии и с участием экспертов А1садемии Наук. Первое распоряжение по вопросам глубинного захоронения жидких РАО было принято 13.09.58 (№ 3019рс) и подписано премьер-министром правительства А. Н. Косыгиным. В постановлении рассматривались основные задачи и требования к проведению работ, основные принципы организации деятельности, назначались ответственные ведомства.

В связи с важностью вопросов охраны окружающей среды, в том числе при создании систем захоронения жидких РАО, в 1959 г. было принято соответствующее постановление Правительства № 1036 «Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и о мероприятиях по их охране» и разработано «Положение о порядке использования и охране подземных вод на территории СССР (1960 г.)». Все работы по созданию систем захоронения проводились с учетом «Положения...».



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84