Запорожец Издания
ваны. Драпировка предохраняет головки от пыли, улучшает архитектурное оформление зала и способствует общему эффекту худон<.ественного восприятия фильма. 6. Громкоговорители нельзя устанавливать в сырых местах. Под действием сырости происходит деформация диффузора и центрирующей шайбы, что в конечном итоге приводит к дребезжанию громкоговорителей. Причины возникновения и методы устранения дребезжания. Дребезжание громкоговорителей является наиболее часто встречающейся неисправностью и может возникать из-за следующих основных причин: неправильного центрирования звуковой катушки; деформации звуковой катушки; сползания витков звуковой катушки; засорения кольцевого воздушного зазора; разрыва диффузора; повреждения фазоинвертора громкоговорителя; дребезжания близко расположенных и плохо укрепленных предметов; перегрузки громкоговорителя; нелинейных искажений в усилителе. Перечисленные дефекты устраняют следующими способами: порванный конус диффузора подклеивают папиросной или промокательной бумагой с обеих сторон при помощи клея БФ-2; диффузор, порванный на гофре, подклеивают марлей с применением резинового клея или клея БФ-6; при сползании витков звуковой катушки их осторожно укладывают на место и катушку два-три раза покрывают тонким слоем нитроклея АК-20 (можно применить цапон-лак или густой киноклей); расколотый ящик громкоговорителя склеивают столярным клеем; при деформации звуковой катушки ее плотно надевают на деревянную болванку соответствующего диаметра и два-три раза покрывают нитроклеем. Болванку вытачивают из твердых пород дерева (дуба, бука), предварительно пропитанного маслом или парафином. Затем в ней ножовкой делают продольный разрез (рис. 20) и зажимают в токарном станке так, чтобы края прорези плотно сошлись. После этого наружный диаметр болванки точно подгоняют под внутренний диаметр звуковой катушки. Продольный разрез придает болванке упругие свойства, а пропитка маслом или парафином устраняет возможность приклеивания звуковой катушки. Катушку снимают с болванки после полного высыхания клея. Если упругие свойства болванки недостаточны для того, чтобы ликвидировать деформацию, то после нанесения первого слоя нитроклея в продольный разрез можно вставить металлическую пластинку соответствующей толщины; кольцевой воздушный зазор чистят деревянной палочкой,- а металлические опилки в громкоговорителях с постоянными магнитами лучше удалять стальной иглой. Если металлическая стружка «прилипла» к фланцу, стальную иглу прижимают к керну, подводя острие к стружке. Стружка притягивается к острию иглы, а затем легко удаляется. Иногда кольцевой зазор чистят путем заливки в него расплавленного парафина. После застывания парафин удаляют деревянной палочкой вместе с мелкой металлической стружкой. Разбирать магнитные системы громкоговорителей при чистке зазора или в других случаях не рекомендуется; при резких громких звуках (выстрелах, взрывах) необходимо уменьшать уровень громкости. Несоблюдение данного правила может привести к повреждению подвижной системы громкоговорителя; плохо закрепленные детали (зажимы на фазоинверторе или высокочастотной головке, крышка фазоинвертора и т. д.) могут во время работы вызывать дребезжание, что следует учитывать при эксплуатации. Центрирование. Под центрированием понимают установку звуковой катушки в центре кольцевого воздушного зазора. Центрирование производится путем перемещения центрирующей шайбы. В заводских условиях громкоговорители центрируют на специальных стендах. В практической деятельности центрирование можно выполнять следующими способами: на слух, кольцом пленки, постоянным током, переменным током. Перечисленные способы центрирования элементарно просты, но для получения положительных результатов необходимо иметь некоторые практические навыки. При центрировании на слух головку громкоговорителя кладут на стол диффузором вверх и ослабляют гайки крепления центрирующей шайбы. Пятью пальцами правой руки периодически нажимают на вершину конуса диффузора. Левой рукой осторожно перемещают центрирующую шайбу и находят положение, при котором звуковая катушка не будет задевать за керн или фланец. Придерживая центрирующую шайбу, осторожно завертывают гайки (или винты) крепления. Проверяют качество центрирования на слух. Центрирование кольцом пленки рекомендуется для громкоговорителей, в которых отсутствует сферический колпачок. Ослабив гайки крепления центрирующей шайбы, между звуковой ка- Рис. 20. Болванка для намотки и выправления каркаса звуковой катушки a \ iIiI Рис. 21. Сфазированные и несфазированные громкоговорители: £2 - 1-я группа, 6 - 2-я группа тушкой И керном вставляют кольцо пленки (в один слой). Закрепляют центрирующую шайбу, вынимают кольцо пленки и проверяют качество центрирования на слух. При центрировании постоянным током ослабляют гайки крепления центрирующей шайбы и к звуковой катушке подключают источник постоянного тока напряжением 8-10 в. В результате взаимодействия магнитного поля и звуковой катушки с постоянным током катушка сама устанавливается в центре кольцевого воздушного зазора. Придерживая центрирующую шайбу осторожно закрепляют гайки крепления. Отключают источник постоянного тока и проверяют качество центрирования на СЛУХ. Центрирование переменным током производят несколько иначе: звуковую катушку громкоговорителя подключают к источнику переменного тока напряжением 10-12 в (необходимое напряжение можно снять с контактов регулятора напряжения автотрансформатора КАТ-14, КАТ-15 или КАТ-16). Катушка начнет совершать колебательные движения с большой амплитудой. Ослабив гайки крепления, центрирующую шайбу перемещают в различных направлениях и находят положение, при котором звуковая катушка не будет задевать за керн или фланец. После закрепления центрирующей шайбы отключают источник переменного тока. Если громкоговорители имеют электромагнитное возбуждение, при центрировании постоянным или переменным током к обмотке возбуждения подводят номинальное напряжение питания. Фазирование. Под фазированием понимают такое включение, ори котором диффузоры всех громкоговорителей зала в любой момент времени перемещаются в одинаковых направлениях. Фазирование производится в том случае, если в зрительном зале работают два громкоговорителя или более. Последствием неправильного фазирования может быть уменьшение громкости звука на нижних или верхних частотах, которое вызовет значительные частотные искажения. Если диффузоры громкоговорителей перемещаются в направлении стрелок А (рис. 21), то громкоговорители 1-й группы сфа-зированы правильно, а 2-й группы - неправильно. Чтобы сфазировать громкоговорители 2-й группы, необходимо изменить направление движения диффузора любого громкого- 0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
|