Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129

Заготовка также вращается и за один оборот червячной фрезы поворачивается на число зубьев, равное числу заходов фрезы. Таким образом, червячная фреза и нарезаемое колесо осуществляют зацепление зубчатого колеса с рейкой. Так как рейка может зацепляться с зубчатыми колесами того же модуля, но с различными числами зубьев, то, следовательно, колеса с различными числами зубьев можно нарезать одной червячной фрезой. Фреза устанавливается на глубину прорезаемой впадины t. Врезание составит величину у. С целью уменьшения величины у применяют врезание в радиальном направлении.

В этом случае фреза устанавливается по вБюоте на уровне верхнего торца нарезаемого колеса и врезается в заготовку радиально

с подачей Sp на требуемую глубину t, после чего происходит переключение радиальной подачи на вертикаль-. I , ную. Обработка червячными фрезами

ЁГШ1*1 f г*" выполняется на зубофрезерных стан-,(4UJ:v-;,,i;.;J,l Этт метод обработки является

наиболее распространенным в силу высокой производительности, точности обработки и универсальности. В соответствии с точностью применяемых фрез и оборудования зубо-фрезерованием нарезаются колеса обычно 6-8-й степеней точности. Для повышения производительности зубофрезерования применяют специальные фрезы для черновой обработки. Черновые фрезы позволяют повысить режимы резания за счет оснащения пластинками из твердого сплава или же наличия специальной геометрии. В первом случае фрезы работают с высокими скоростями резания, а во втором - с большими подачами [41 ].

Зубодолбление. На рис. 185 показана схема процесса зубо-долбления. Долбяк представляет собой зубчатое колесо, которому приданы углы, необходимые для резания.

Главное движение, определяющее скорость резания, является (при нарезании прямозубых колес) прямолинейным. При движении вниз долбяк срезает стружку с заготовки, а затем поднимается вверх, в исходное положение. Процесс обкатки совершается синхронным вращением долбяка и заготовки так, что при повороте на один зуб долбяка заготовка также поворачивается на один зуб (или угол, соответствующий одному шагу). Врезание производится поперечным движением и до тех пор, пока долбяк не углубится на заданную величину. После окончания врезания производится лишь обкатка, причем процесс обкатки заканчивается по выполнении нарезаемым колесом одного оборота. В ответственных случаях обработку выполняют за 2-3 прохода (оборота), при этом первые проходы выполняются при врезании дол-

Рис. 185. Схема процесса зубо-долбления




Рис. 186. Схема шевингования

бяка не на всю глубину зуба, а последний проход - при полном врезании. Во время поднятия долбяка с целью устранения трения заготовка несколько отводится от долбяка. Подача исчисляется за время одного хода долбяка, причем при обкатке подача s определяется по дуге начальной окружности заготовки, а при врезании Sp - в направлении врезания. Зубодолблением обрабатываются зубчатые колеса вплоть до 6-й степени точности. По производительности зубодолбление в отдельных случаях выгодней, чем зубо-фрезерование. В частности, зубодолбление широко применяют в мелкосерийном производстве, при нарезании колес малых модулей (до 2,5), нарезании .секторов, реек, колес внутреннего зацепления. Часто нарезание блочных зубчатых колес (с двумя и большим количеством зубчатых венцов) и зубчатых колес, имеющих фланцы червячными фрезами невыполнимо, так как фреза при нарезании заданного венца упирается в другой венец или фланец; в этих случаях также пользуются зубодолблением. Зубодолблением возмржшэ нарезать также колеса с винтовыми зубьями. При нарезании винтовых колес долбяк, совершая возвратно-поступательное движение, получает одновременно с помощью копира и вращательное движение. Копиры выбираются таким образом, чтобы долбяк врезался в заготовку по винтовым линиям требуемого шага.

Прочие способы зубонарезания. Помимо рассмотренных основных методов нарезания зубьев, применяют в отдельных случаях также и другие, например протягивание, зубострогание с помощью гребенок, зубострогание с помощью набора модульных фасонных резцов, зубофрезерование с помощью крупногабаритных модульных фасонных фрез, зуботочение, накатывание. Следует отметить, что накатывание зубчатых колес является прогрессивным методом и в условиях массового производства вытесняет нарезание. Рассмотренные методы образования зубьев применяются не только при изготовлении цилиндрических зубчатых колес, но и для некоторых других изделий, например: шлицевых валов, звездочек для цепных передач, изделий многогранного профиля (квадратного, шестигранного и т. д.), храповых колес и др.

Чистовая обработка зубчатых колес. Для чистовой обработки зубчатых колес обычно применяют шевингование и шлифование. Шевингование выполняется с помощью шеверов, представляющих собой точно изготовленные зубчатые колеса с канавками на



боковых сторонах зубьев (рис. 186, а). Канавки образуют режущие кромки. Шеверы изготовляют из быстрорежущей стали и для получения высокой твердости подвергают термической обработке. Шевер / (рис. 186, б) с заготовкой 2 составляет передачу с перекрещивающимися осями валов. Угол между осями в рекомендуется брать равным 10-20°. Так как точки на боковых поверхностях зубчатых колес с перекрещивающимися осями валов имеют скольжение друг относительно друга, то аналогичное явление при зацеплении шевера с заготовкой приводит к срезанию с поверхности последней тонких стружек.

Для того чтобы выдержать необходимую величину угла 6, шевер выполняется обычно косозубым с соответствующим углом наклона зубьев. В частности, для нарезания косозубых колес с углом Р = 10 + 20° можно применять прямозубые шеверы. В процессе работы обрабатываемое колесо имеет возвратно-поступательное движение (продольную подачу) и периодическое вертикальное перемещение. Помимо рассмотренных дисковых шеверов, также применяются шеверы в виде реек и червяков (червячные шеверы для шевингования червячных колес). Шевингованные зубчатые колеса обладают точностью до 6-й степени и чистотой рабочих поверхностей зубьев до 7-го класса. Шлифование зубчатых колес позволяет достичь более высокого качества, чем при шевинговании, но требует значительно большей затраты времени

§ 2. СИЛЫ РЕЗАНИЯ И МОЩНОСТЬ

При фрезеровании зубьев червячными фрезами окружная сила

резания

РСрГпзУ кГ,

Ср - коэффициент, соответствующий Рпри т и s, равных 1;

X и у

Таблица 20

Значения коэффициента Ср и показателей степени х к у

показатели степеней, зависящие от обрабатываемого материала (табл. 20).

Нетрудно видеть, что расчет силы резания Р подобен расчету сил резания при точении. Разница лишь в том, что при зубо-фрезеровании роль глубины резания выполняет модуль.

Эффективная мощность Ne определяется по формуле

Значения Ср,- х я у в зависимости от материала обрабатываемой детали

Параметры

Сталь

45 , 20Х и 12ХНЗ

Чугуи

30 1

0,75

24 1

0,75

11,3 1,25 0,8

где Р - окружная сила в кГ; V - скорость резания в м/мин.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129