Запорожец Издания
2. Определяется скорость вращения детали в мшин; продольная подача стола s в долях от ширины круга в мм/об и скорость продольного хода стола Vcm = -щд- м/мин (в зависимости от заданной чистоты и точности обработки); поперечная подача круга (s„ = /) на каждый ход или двойной ход стола в мм (исходя из заданного диаметра детали, скорости ее вращения, величины s, заданной чистоты и точности). 3. Определяется скорость v, исходя из его прочности (связки) в м/сек. 4. Подбирается охлаждающая жидкость. 5. Определяется потребная мощность шлифования и электродвигателя Ngg В кет. Выбранные режимы шлифования корректируются по паспорту станка. При нехватке мощности уменьшают Vu или S, так как они в одинаковой степени влияют на и Т. 6. Проверяется условие бесприжогового шлифования, обобщенной характеристикой которого является удельная мощность, приходящаяся на 1 мм ширины круга Nyd = -w- Она должна быть меньше допускаемой, приводимой в нормативах [48]. 7. Определяется стойкость круга Т мин. 8. Подсчитывается мин. Пример. Выбрать шлифовальный круг, назначить элементы режима шлифования, подсчитать Т, по ьзуясь нормативами [48] при шлифовании методом продольной подачи участка вала длиной I = 200 м.ч, диаметром du = 60 мм; крепление в ц нтрах. Припуск на сторону 0,25 мм. Обработка по 8 классу чистоты и 2а классу точности. Материал вала - сталь 60, закаленная до HRC 55. Поверхность вала без галтелей. Станок круглошлифовальный мод. ЗГ12. Решение: 1. Выбирается характеристика круга - Э25СМ2К5 (карта I). Круг ПП, Dk = 300 мм, Вк = 30 мм (по паспорту станка). 2. Определяется скорость Vu- Для d„ = 60 лш Vu= 28-7-46 м/мин и п„ = = 175+ 290 об/мин (карта 31). Ближайшие п по паспорту станка 175 и 275 об/мин. Во избежание прижогов на шлифуемой поверхности рекомендуется работать с большей Vu, поэтому принимаем п„ = 275 об/мин, отсюда фактическая 3,14-60.275 „ , =-ШОб-=52ж/жш. 3. Определяется s стола: s = КВк = 0,4-30 = 12 мм/об (карта 3) и Vcn = = Щ=-у= 3,3 м/мин (на станке мод. ЗГ12 Vc„i регулируется бесступенчато). 4. Определяется s„ = 0,0075 мм/ход (карта 3). С учетом поправочных коэффициентов (Ki = 1,25 на величину припуска и класс точности К2 - 0.8 на обрабатываемый материал и D„) s„ = 0,0075-1,25-0,8 = 0,0075 мм.ход (иа стайке s,i регулируется бесступенчато). 5. Устанавливается Vk = 35 м/сек (для керамической связки 35 м/сек). 6. Охлаждающая жидкость - 11/2%-ный водный раствор соды. 7. Определяется мощность Nk = 2,8 кет (карта 5). С учетом поправочных коэффициентов (Кг = 0,9 на твердость и ширину круга, /Си = 1 на d„) = = 2,8-0,9 = 2,52 кет. Мощность двигателя станка 3,7 кет, t] = 0,8, отсюда мощность на шпинделе шлифовальной бабки iVn = iVeil = 3,7-0,8 = 2,96 кет удовлетворяет выбранному режиму шлифования. .8. Проверяется соблюдение бесприжогового шлифования по Nyg - - 2 52 = -Q- = 0,084 кет/мм. Допускаемая Nyg =0,175 кет!мм (карта 5) удовлетворяет режиму шлифования. 9. Определяется стойкость шлифовального круга Т = 30 мин (карта 26). 10. Подсчить-вается Т.. А = (sОж) § 7. ОТ.ЦЕЛКА И ДОВО.ЦКА АБРАЗИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ Отделочные и доводочные операции позволяют получить высокую чистоту обработки (10-14 класс) и точность размера (до 1 класса и выше). IoHKoe шлифование производится бакелитовыми мелкозернистыми кругами (№ 12-6) твердостью МЗ-СМ2 на пониженных режимах шлифования: t = 0,005 + 0,007 мм1ход стола, = 8+ + 10 mImuh, s = (0,1 + 0,3) В. Припуск на диаметр D не более Рис. 223. Доводочные операции: с - хоиииговаиие; б - суперфиниш 0,06-0,08 мм. Деталь предварительно обрабатывается не ниже 7 класса чистоты. При тонком шлифовании закаленных сталей достигается 12 класс чистоты и 1 класс точности. Хонингование-обработка внутренних цилиндрических поверхностей мелкозернистыми абразивными или алмазными брусками, смонтированными на специальной головке - хоне 2 (рис. 223, а). Хон имеет вращательное и возвратно-поступательное движение. Окружная скорость хона Vo - 20+75 mImuh, возвратно-поступательная скорость Ve = 5+20 м/мин - в зависимости от материала детали 1. Припуск Я на диаметр D отверстия равен 0,02-0,2 мм. Бруски за один ход снимают слой металла толщиной в 0,3-0,5 мк, доводя точность размера до 2-1 класса и чистоту - до 10-12 класса. Для обработки стальных деталей применяют алмазные или абразивные (ЭБ) бруски, для чугунных - алмазные или КЗ, связка бакелитовая, зернистость № 6-4 для предварительного и М28-М20 для окончательного хонингования. Сравнительно новым процессом (разработан ВНИИАШ) является абразивное хонингование закаленных зубчатых колес. Хон имеет форму косозубого долбяка и находится в зацеплении с обрабатываемым колесом. Хон совершает вращательное движение со скоростью 7-10 м1сек и колебательные движения с частотой 200-300 кол/сек и амплитудой до 1,5 мм. Зубчатое колесо получает вращение от хона и совершает возвратно-поступательные движения со скоростью 2-3 дв-хода/мин. Хонингование повышает чистоту отделки зубьев на 1-2 класса и частично исправляет их геометрические погрешности, возникшие при термической обработке. Притирка (доводка) обеспечивает высокую точность (до 1 класса и чистоту обработки (до 14 класса). Инструментом является притир, на поверхность которого наносится алмазная или абразивная паста. В процессе его движения по притираемой поверхности мелкие зерна пасты снимают тончайший слой металла и микронеровности. Широко применяются шаржированные притиры, поверхность которых насыщена абразивными зернами. Для притирки стальных деталей применяют пасты абразива Э, ЭБ; для твердых сплавов - КЗ или В4С; зернистость - М28-М14 - для предварительной и М10-М5 - для окончательной притирки. Притирку широко применяют для отделки режущего и измерительного инструмента. Суперфиниш - сверхтонкая отделка (до 12-14 класса чистоты) наружных (реже внутренних) поверхностей мелкозернистыми абразивными или алмазными брусками, укрепленными в специальной головке (рис. 223, б). При обработке детали цилиндрической формы бруски совершают по его поверхности продольные колебательные движения (250-1200 колебаний в минуту, амплитуда- 3-5 мм), деталь вращается со скоростью y„=15-7--ьЗО м/мин и с ее поверхности снимаются микронеровности. Припуск на суперфиниш не оставляется, так как снимаемый слой металла настолько мал, что размер детали не выходит из поля допуска предшествующей операции. Бруски - из абразива ЭБ, связка бакелитовая или особая (ОС), зернистость М28-М14, твердость Ml-МЗ для закаленной и МЗ -СМ2 для незакаленной стали. § 8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ШЛИФОВАНИИ При шлифовании отделяется абразивная и металлическая пыль. Для защиты от пыли следует пользоваться очками и экраном из оргстекла. При работе всухую станки должны быть оборудованы пылеотсасыванэщими устройствами. Тяжелые травмы возможны при разрыве шлифовального круга, вследствие несоответствия круга условиям его работы, несоблюдения правил его подготовки к работе и эксплуатации. Подготовка круга на месте ра- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [ 121 ] 122 123 124 125 126 127 128 129
|