Запорожец Издания
Рис. 43. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном Рис. 42. Порядок нумерации цилиндров двигателя: А - маховик диальном направлении). Порядок нумерации цилиндров двигателя показан на рис. 42; проверить затяжку гаек валиков коромысел; отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор (рис. 43); величина зазора должна быть для впускных клапанов 0,08 . . . 0,10 мм, для выпускных 0,10. . .0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны - выпускные, средние - впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп - он должен протягиваться с небольшим усилием; удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Затем) поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов третьего, четвертого и второго (по порядку работы) цилиндров. При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысел, торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров. Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля. Осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе. Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля. Для снятия крышки распределительных шестерен необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 27, 30 мм, отвертку-, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности: зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35) и отвернуть храповик 16 и гайку крышки 14 (см. рис. 3), снять крышку центрифуги 12 и уплотни-тельное кольцо II. В таком объеме производят разборку при чистке центрифуги; отогнуть с грани болта цент-рифуги отгибную шайбу 17 (см. рис. 9), вывернуть бо.тг 16 и снять шайбу и маслоотражатель 15, легкими ударами по корпусу 14 центрифуги снять его с коленчатого вала; отвернуть две гайки крепления бензонасоса к крышке распределительных шестерен и снять насос (см. рис. 26) , проставку вместе со штангой и прокладками; отвернуть гайку крепления прерывателя-распределителя; ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая, вывести его из гнезда крышки распределительных шестерен; снять (только при необходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя; отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по выступам под вентилятор и масляный насос, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен 21 (см. рис. 3), прокладку 6, уплотнительное резиновое кольцо 7, мас-лозаливную трубу 18 и в1нуть из отверстия крышки распределительн1х шестерен упор 19 балансирного вала и пружину, при необходимости замены выпрессовать переднюю манжету 10 коленчатого вала. Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняются в обратной последовательности. При это необходимо: проверить совпадение меток "О" (см. рис. 12) на шестернях привода балансирного и распределительного валов; поставить коленчат1й вал в положение, соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре (в случае, когда головки цилиндров не установлена: и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки "О" шестерен газораспределения и после этого повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка "О" на шестерни распределительного вала находилась в верхнем положении) ; повернуть валик привода масляного насоса и прерывателя-распределителя 2 (рис. 44) так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с выступом хвостовика прерывателя-распределителя, был повернут под углом 18± 10° к оси коленчатого вала (см. рис. 44, а) , а меньший сектор поводка привода находился с правой стороны шпильки крепления корпуса привода прерывателя-распределителя; надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку 6 (см. рис. 3) .анамаслоприемнуютрубку - резиновое уплотнительное кольцо 7 и установить крышку на картер. При установке крышки шестерня валика привода входит в зацепление с ведущей винтовой шестерней коленчатого вала и повертывается. При этом паз валика становится в положение б (см. рис. 4А). Этим достигается необходимое положение прерывателя-распределителя; затянуть болты крьшки усилием в порядке, указанном на рис. 45; Рис. 44. Установка валика привода масляного насоса и преры вателя-распределителя: 1 - шпилька крепления распределителя зажигания; 2 - валик привода; а - положение валика до установки крышки распределительных шестерен-. 6 - положение валика после установки крышки распределительных шестерен Рис. 45. Порядок затяжки болтов крепления крышки распределительных шестерен проверить боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни и шестерни валика привода, который должен быть 0,05. . .0,27 мм, он обеспечивается подбором ведущей шестерни 965-1011228, которая изготавливается > с различной толщиной зуба по хорде (ниже приведена: «толщина: с разделением на группы и цвета маркировки л групп): ,1 зеленый .........................2,385 • II желтый .........................2,385 III красный........................2,3850.5 Боковой зазор проверяется приспособлением (рис. 46) ; при этом зазор по показаниям стрелки индикатора должен быть 0,14. . .0,74; установить: маслоотражатель 10 (см. рис. 3) и, если была снята манжета коленчатого вала, установить ее, смазав рабо- Рис. 46. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен привода масляного насоса и прерывателя-распределителя чую кромку смазкой Литол-24, с помощью приспособления (см. рис. 37) с тем, чтобы избежать перекоса; корпус центрифуги 14 (см. рис. 9), маслоотражатель 15, стопорную шайбу 17 и затянуть болт 16, затем отогнуть стопорную шайбу на грань болта; крышку центрифуги 12 (см. рис. 3), обратив внимание на правильную установку резинового кольца II (не допуская/повреждения и перекручивания) ; прокладку 13 и затянуть гайку 14\ прокладку 15 и завернуть храповик 16. Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле. Для этого необходимо в моторном отсеке снять воздуховод охлаждения двигателя и после этого вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего: отсоединить генераторный пучок проводов от реле-регулятора, реле блокировки и стартера; снять возвратную пружину- дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора, вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора; отвернуть стяжной болт ленты крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить оправку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его; залоокить оправку межру приливами на корпусе центрифуги и фланцем маслозаливной трубы, зафиксировав тем самым коленчатый вал от провертывания, отвернуть храповик и гайку крышки центрифуги и снять крышку центрифуги. Затем выполнить операции, как указано в предыдущем разделе. Снятие и установка распределительного вала и ба-лансирного механизма. При полной разборке двигателя балансирный механизм и распределительный вал снимаются после снятия шатунно-поршневой группы и маховика. Дальнейшая последовательность операции следующая: отвернуть винт1, крепящие крышку балансирного вала, и снять крышку 26 (Ьм. рис. 3) , отогнуть ус стопорной шайбы 5 см. рис. 14 с грани болта и отвернуть болт 6 противовеса уравновешивающей системы; снять сухарь 4 противовеса, выколоткой из мягкого металла вытолкнуть балансирный вал 2 из противовеса 3 в сторону крышки распределительн1х шестерен, вынуть противовес и балансирный вал в сборе с шестерней; снять шестерню 10 (см. рис. 9) привода балансирного вала с носка коленчатого вала и, блегка покачивая, вынуть из картера двигателя распределительный вал в сторону крышки распределительных шестерен, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала; снять шестерню 9 привода распределительного вала с коленчатого вала. Сборку распределительного и балансирного валов : выполнить в обратной последовательности, учитывая следующие особенности: перед установкой распределительного вала в картер смазать шейки вала и втулки маслом для двигателя; шестерни газораспределения и балансирного механизма установить по меткам "О" на их торцах (см. рис. 12) и проверить боковой зазор в зацеплении, минимальный боковой зазор в шестернях газораспределения должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальн1й боковой зазор в парах шестерен, замеряем1й щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,075 мм в новых парах и не более 0,20 мм в работающих парах шестерен (перепад зазора не более 0,05 мм) . В шестернях привода балансирного механизма зазор, замененн1й щупом в трех точках, должен быть 0,25. . .0,45 мм в новых парах и не более 0,75 мм в работавших (перепад зазора 0,08 мм). Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма без полной разборки двигателя. Эту работу можно выполнить, не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы. В этом случае необходимо: снять крышку распределительн1х шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля"), маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с кором1слами (см. разд. "Снятие и установка головок цилиндров"); поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя; снять и установить распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе. Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля. Для этого необходимо иметь: динамометрический ключ с головкой 13и17 мм, комбинированн1е плоскогубцы:, молоток, оправку (рис. 47) , четыре трубки (см. стр. 34), масленку. Последовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами следующая: снять головки цилиндров и поддон картера, отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки, перед снятием крышек шатунов проверить наличие установочных меток (номеров цилиндров) , которые наносятся электрографом на шатунах и крышках шатунов (см. рис. 8). Если метки плохо видны, нужно повторно пронумеровать шатуны и их крышки (переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать нельзя) ; Рис. 47. Оправка для установки поршня с кольцами в цилиндр: 1 - цилиндр; 2 - поршень в сборе с кольцами и шатуном; 3 - оправка повернуть двигатель на 180° (цилиндрами вверх) , отвернуть гайки и снять трубки, фиксирующие цилиндры; мягкими ударами молотка через деревянную про-ставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном, в этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня; снять остальные цилиндры с поршнями, соответственно наметив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки и вынуть поршень с шатунами из цилиндров. Установку цилиндров и поршней в сборе с шатунами рекомендуется выполнять в следующем порядке: установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед поставкой вкладышей нижней головки шатуна или при их замене новыми нужно тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости притупить их; установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы, проверить сопряжение стыков; установить поршневые кольца на поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршневых колец"), смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец (см. рис.?); пользуясь оправкой, ввести комплект шатун-поршень (см. рис. 47) в цилиндр, предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены в сторону привода механизма газораспределения; установить под каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3±0,03 мм (наружный диаметр прокладки 86± 0,25 мм, внутренний 78+0,3 мм) ; снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр; прокрутить коленчат1й вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом . зля двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки; завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,1. . .1,6 кгс-м) , установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 3,2. . .3,6 кгс-м), затяжку следует выполнять поочередно, плавно, с постоянн1м увеличением усилия; проверить, легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5. . .2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорн1х гаек. П римечание. На двигателях МеМЗ-966В стопорение гаек шатунн1х болтов осуществлялось шплинтами. В случае несовпадения прорезей гаек и отверстий болтов допускается подтяжка гаек шатунных болтов, прикладывая момент не более 5,5 кгс-м (ослабление гайки для удобства шплинтовки не допускается) . Шплинты после разведения должны плотно залегать в шлицах гаек, качение шплинтов не допускается. iL Снятие и установка цилиндров, поршнев1х колец, поршней, шатунн1х вкладышей и шатунов без снятия двигателя с автомобиля. Порядок операций при этом следующий: снять с двигателя головки цилиндров, выполнив операции разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля"; повернуть коленчатый вал в такое положение, при в:отором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его (во избежание поломки юбки поршня при проворачивают коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр); снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места; снять поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршней и поршневых колец") и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, как указано в соответствующих разделах. Сборку производить в обратной последовательности. установить поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршней") и поршневые кольца на поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршневых колец") , тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить бумажные прокладки на цилиндры; обжать поршневые кольца на поршне приспособлением (рис. 48), надеть цилиндры на поршни и установить их на место; установить головки цилиндров. При необходимости замены вкладышей шатуна следует: отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик и поддон картера; повернуть коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ, отвернуть стопорную и основную гайки болтов шатуна, снять крышку шатуна; вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пластинкой из мягкого металла и установить новые вкладыши. Для снятия шатунов необходимо снять головки цилиндров (см. разд. "Снятие и установка головок цилинд- Рис. 48. Приспособление для обжима поршневых колец: 1 - цилиндр; 2 - приспособление; 3 - поршень с кольцами ров без снятия двигателя с автомобиля") и поддон картера, после чего отвернуть гайки болтов шатуна и снять шатуны. Установку шатунов следует выполнять в обратной последовательности (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля"). Ремонт кривошипно-шатунного механизма Проверка состояния и ремонт картера двигателя. бартер двигателя обычно не требует ремонта до пробега более 125 тыс. км. Наиболее характерной неисправностью в процессе эксплуатации являются случаи вы-рыва шпилек крепления цилиндров и головок цилиндров. Эту неисправность устраняют постановкой шпильки (рис. 49 ) с увеличенной резьбой ввертной части до М12. Для постановки шпильки необходимо снять цилиндр и, приняв меры, предохраняющие от засорения масляной полости двигателя, в отверстии с сорванной резьбой нарезать резьбу М12х1,75 на глубину 29 мм (неперпендикулярность оси резьбы к привалочной плоскости 0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7
|