Запорожец  Издания 

0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7

топливного насоса к карбюратору и трубку вакуум-


.Рис. 33. Приспособ-; яениг для крепления , двигателя при раз-1 борке и сборке г

ного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болт1 и снять ее; отвернуть болты крепления воздухоотводящих кожухов и гайки крепления 1 в1пускных труб и снять их;

Л отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;

отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной 1 трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, маслян1й радиатор и уплотнительные резиновые кольца;

снять головки цилиндров в порядке, указанном в ; разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля", и вынуть толкатели из 1 расточек картера с помощью проволоки диаметром

2 мм, загнутой на конце (загнут1й конец проволоки 1 при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя);

толкатели следует пометить рисками на нерабочем 1 торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние i места. При монтаже нужно обратить внимание на нали-. чие цилиндрической проточки по наружному диаметру 1 для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;

закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала.


Pm. 34. Крепление цилиндров на картере коленчатого вала: 7 - шпилька крепления головки цилиндров; 2 - гайка; 3 - трубка; 4 -цилиндр

установив трубки 3 диаметром 14х1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек 1 крепления головок цилиндров и закрепить их гайками 2 (рис. 34) ; снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка

крышки распределительных шестерен");

перевернуть двигатель на 1800 и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон картера;

вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом) ; снять цилиндры и поршни с шатунами (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля) ;

зафиксировать маховик от проворачивания (рис. 35), отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике) ;

отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховиком и, отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;

снять распределительный и балансирный валы (см. разд. " Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизмаЛ) и упорную шайбу колончатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт II (см. рис. 6) крепления сред-j ней опоры и вынуть его;

установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого ваЛа (но не на i -штифты) со стороны маховика, выпрессовать колен-1. чатый вал с опорами из картера, после чего снять пе-1 реднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты 6, 1 соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала; ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, 1 выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (ес->ли манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не 1 подлежит замене, ее снимать не следует) ;

< в1прессовать задний подшипник коленчатого вала; для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт : и снять стопор 10 (см. рис. 5) ; вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.


Рис. 35. Стопорение маховика от проворачивания: 1 - стопор; 2 - маховик

После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить детали основных сопряжений.

В1полнив необходим1й ремонт и подготовив необходим1е запасн1е части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняются в последовательности, обратной разборке.

Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:

тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны (см. рис. 6); при этом отверстие под стяжной болт II крепления средней опоры должно быть снизу;




Рис. 36. Запрессовка средней опоры коленчатого вала: 1 - оправка; 2 - средняя опора; А - метки на средней опоре и картере коленчатого вала для совмещения масляных каналов

наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре (рис. 36). В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;

установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу 1 на торец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера (см. рис. 36) .Установить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;

вставить болт (см. рис. 6) крепления средней опоры и затянуть гайку. Проверить легкость проворачива-]шя коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;

установить распределительн1й и балансирн1й валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма");

установить маслоотражательные шайбы 30, 31 (см. рис. 3) и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;

установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороне! резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320-7 2 в количестве не более 2. . .3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не симметрично;

установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу (см. рис. 9) , сегментные шпонки 12 и поста-


Рис. 37. Оправка для установки манжет коленчатого вала: 1 и 3- винты; 2 - гайка.

К оправке прилагаются два сменных винта 1 и 3- При установке манжеты маховика следует пользоваться винтом 3 (резьба М27 х 1,5), а при установке манжеты корпуса центрифуги - винтом 1 (резьба М18-Х 1,5)

вить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма 10, ведущую шестерню привода масляного насоса II, маслоотражатель 13, корпус центрифуги 14. Ввернуть бот центрифуги 16 и затянуть его;

проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом подшипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале (рис. 38). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,15. . .0,25 мм - этим контролируется правильная посадка опор. При нормальной установке коленчатого ва-


йе. 38. Проверка осевого перемещения коленчатого вала: А - осевое перемещение, равное 0,15. . .0,25 мм Jia малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней



опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;

проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:

установить перем1чку 2 (рис. 39) с индикатором наустано-почную плиту 5 с контрольной стойкой 3, задать натяг 0,5. . . 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца махо-пика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;

убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифуги;

установить крышку распределительных шестерен, (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен") . При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уп-лотнительного кольца на трубку маслонриемного фильт-


Рис. 39. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления: 1 - контрольная стойка пяты сцепления; 2 - перемычка с индикаторами; 3 - контрольная стойка торца маховика; 4 - зажимная гайка; 5 - установочная плита

pa (на двигателе МеМЗ-966В при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относительно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм) ;

установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотни-тельных колец 7 на трубки масляного радиатора (см. рис. 21), во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;

установить сцепление (см. разд. "Разборка и сборка сцепления").

После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вращения коленчатого вала.

Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя

Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля. Для снятия и установки головок цилиндров необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм); ключ "звездочка" с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не более 100 мм; рожковые ключи размерами 10, 12, 13 мм и отвертку. Порядок снятия рекомендуется следующий:

снять воздушный фильтр, отводящие кожухи и деф-лектирующие щетки, карбюратор с проставкой, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе;

отвернуть гайки болтов фланцевого крепления выпускных труб к глушителю и коллекторной трубе, ключом ("звездочкой") с головкой 12 мм отвернуть гайки крепления выпускных труб к головкам цилиндров, снять выпускные трубы и прокладки;

снять крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами, и наконечники с выпускных клапанов;

отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм (при большом диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов) . При этом необходимо предварительно ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров;

легкими ударами молотка через деревянную простав-ку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускной трубы стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;

после снятия головок цилиндров следует снять шайбы, пружины, уплотнители, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения и дефлектирующие щитки между цилиндрами.

При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.

Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом: проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;


Рис. 40. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами: Л 1 - оправка; 2 - скоба; 3 и 5- шайбы; 4 - пружина


Рис. 41. Порядок затяжки гаек головок цилиндров

установить пружины 4 и шайбы 3 и 5 на кожухи штанг (рис. 40) , оправкой 1 сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы 2, в бонки картера установить уплотнители 8 (см. рис. 16) кожухов штанг, а на сливные трубки головок цилиндров - уплотняющие резиновые втулки; поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой. Затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала моментом 1, 2. . .1,6 кгс-м и окончательно моментом 3,6. . .4 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 41;

в случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:

на штанги толкателей набрать набор, состоящий из шайбы б (см. рис. 15), пружина: J и шайбы 7; уплотнительное кольцо 8 установить в бонку картера; установить штанги в гнезда толкателей, а на сливную трубку головки цилиндров установить уплотняющую втулку; устанавливая головку цилиндров на шпильки картера, надеть кожухи штанг на штанги; прижимая головки, совместить кожухи штанг с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;

установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Регулировку зазоров рекомендуется проводить в следующем порядке:

установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия; для этого нужно повернуть коленчат1й вал в положение, при котором риска ВМТ на кр1шке центрифуги совпадает с выступом ребра на кр1шке распределительных шестерен (см. рис. 20), а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться в ра-



0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7