Запорожец Издания
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА (Лист 20) Задняя подвеска автомобиля - независимая, рычажная. Представляет собой треугольный штампованно-сварной рычаг, собранный с пружиной и амортизатором. Подвеска крепится шарнирно к кронштейнам кузова с поморю болтов с гайками и рези-но-металлических сайлент-блоков, запрессованных в ушки рычагов. Наличие сайлент-блоков исключает надобность в смазке шарниров и уменьшает передачу на куюв вибраций. Между втулками и кронштейнами устанавливаются регулировочные шайбы. повороте рычагов внутренние стальные втулки сайлент-блоков не должны поворачиваться на болтах. Поворот должен происходить только за счет деформации резины сайлент-блоков (закручивания). Для этого внутренние втулки при монтаже нужно затягивать до упора в смежные детали. Окончательную затяжку втулок для правильной работе! сайлент-блоков необходимо производить только тогда, когда пружины воспримут массу автомобиля и двух пассажиров на заднем сиденье. Съемный кронштейн 10 рычага подвески прикреплен к кузову тремя болтами 13 через резиновую прокладку 11. При сборке подвески между сайлент-блоком и съемным кронштейном следует установить одинаковое число прокладок с обеих сторон, а между сайлент-блоком и неподвижным кронштейном - по мере надобности. Ход колеса вверх ограничивается резиновым буфером сжатия, установленным на рычаге, а вниз - амортизатором. Гидравлические амортизаторы двустороннего действия, телескопического типа расположены внутри пружины подвески. Верхний конец амортизатора закреплен в центре приварной опорной чашки пружины, а нижний - к рычагу подвески. Крепление верхнего и нижнего концов амортизатора задней подвески аналогично креплению верхнего конца амортизатора передней подвески. Конструкцией задней подвески предусмотрена сходимость задних колес. Кроме сходимости, задние колеса имеют переменный развал, который изменяется в зависимости от нагрузки автомобиля. Под сходимостью задних колес понимается угол, образованный между плоскостью колеса (каждого в отдельности) и осью движения автомобиля (см. рис. I). Этот угол устанавливается на заводе при сборке автомобиля. Заводская установка рычагов обеспечивает равномерный износ шин в течение длительной эксплуатации. Однако в результате естественного износа сайлент-блоков, ослабления креплений, а также деформации деталей (от сильных ударов при движении с большой скоростью по плохой дороге) сходимость колес может нарушиться, что повлечет за собой неравномерный, повышенный износ шин. Сходимость колес нарушается также при замене сайлент-блоков и рычагов. Если в процессе эксплуатации наблюдается неравномерный, повышенный износ задних колес (или одного колеса), то необходимо проверить сходимость колес. Перед проведением работ по проверке сходимости задних колес необходимо убедиться, что подпники передних и задних колес отрегулированы правильно, отсутствуют люфты в сайлент-блоках; проверить крепление подвески и нормальное дав- ление в нах. Проверку производят на станциях технического обслуживания, имею-оптическую измерительную установку типа «Экзакта». Эта установка позволяет произвести замеры положения каждого отдельности колеса по отношению к оси движения автомобиля с высокой точностью. Углы положения задних колес, обеспечивающих нормальную эксплуатацию, должны бгть пределах от -10 до +35 при развале колес, равном нулю. При отсутствии оптической установки замеры сходимости можно производить более прост1м способом, который дает относительную точность. Для этого необходимо проделать следующее. 1. Установить автомобиль на ровную площадку. Снять колпаки колес. 2. Загружая заднюю часть автомобиля и прокат1вая его назад, добиться такого положения задних колес, чтобы они бии перпендикулярны уровню площадки (т. е. развал равен нулю). Проверку развала производить с помощью отвеса (см. рис. II); рас стояния А и Б от нити до обода колеса должны бгть равны. 3. При замере сходимости с левой стороны передние колеса надо слегка повер нуть влево, а при замере с правой стороны - повернуть вправо. 4. Натянуть нить на высоте 10-15 мм ниже кромки кузова и прижать ее к высту пающей части боковины шины переднего колеса в точке А и шины заднего колеса в точке Г (см. рис. III). 5. Не отнимая нити от колес, повернуть переднее колесо до соприкосновения с нитью в точке Б. Возможны следующие случаи взаимного расположения колес и а) нить касается колес в трех точках А, Б и Г, а между нитью и шиной в точке В имеется зазор. Если величина зазора в точке В будет составлять для левого колеса от 0 до 6 мм, а для правого колеса от 2 до 6 мм, следует считать установку колеса б) нить, касаясь колес в точках А, Б, В и Г, в точке Г имеет прогиб. Это указы вает на неправильную установку колес и на необходимость доведения сходимости каждого колеса в отдельности до нормальной. Для определения величины прогиба следует отвести нить от точки В и замерить зазор между нитью и шиной в точке Г. В случае отклонения сходимости от нормальной в сторону уменьшения или увеличения (что в первую очередь влияет на неравномерный износ шин), рекомендуются следующие способы доведения сходимости до нормальной. При отклонении величины зазора между нитью и шиной до 1 мм следует отпустить болты крепления съемного кронштейна к кузову и сдвинуть кронштейн на величину зазоров между болтами и отверстиями кронштейна. При отклонении свыше 1 мм и до 2 мм рекомендуется распилить отверстия кронштейна на величину отклонения в сторону, противоположную смению (см. рис. IV). При отклонении свыше 2 мм необходимо заменить рычаг подвески или установить между фланцем рычага и корпусом подшипников заднего колеса клиновую пластину (см. рис. V). Клиновую пластину необходимо установить острием вперед в случае отклонения полученных величин в сторону уменьшения от рекомендуемых (например: зазор в точке Г 2 мм и выше) и острием назад - в случае отклонения а сторону увеличения (например: зазор в точке В 8 мм и выше). После выполнения работ по доведению сходимости одним из указанных способов необходима повторная проверка. Уход за задней подвеской заключается в периодической, по мере необходимости (при неравномерном износе задних колес), подтяжке креплений и амортизаторов, очистке от пыли и грязи. Особое внимание следует уделять состоянию сайлент-блоков, так как выработка их влечет за собой нарушение правильной сходимости задних колес и, как следствие, повышенный износ н. Сайлент-блоки при правильной работе весьма износостойки, однако при обнаружении выработки их надо сменить. При осмотре задней подвески следует обратить внимание на состояние таких ответственных деталей, как кронштейны крепления к кузову и рычаги подвески. Трещины и ржавчина на указанных деталях не допускаются. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ Если при полной нагрузке автомобиля наблюдается отрицательный развал колес, то это указывает на проседание пружины подвески или деформацию деталей. В данном случае следует заменить пружины новыми, заменить или отрихтовать деформированные детали. Если наблюдается ускоренный неравномерный износ протектора н, то это указывает на нарушение сходимости задних колес в результате износа сайлент-блоков или деформации рычагов подвески. Поэтому следует проверить сходимость колес, как указано выше, и отрегулировать. Возникновение стуков в задней подвеске указывает на ослабление креплений амортизаторов к кузову и к рычагам, а также на износ и деформацию резиновых подушек амортизаторов. Следует подтянуть крепления амортизаторов. Если при езде по неровной дороге происходит «пробой» подвески (удары буфера сжатия в кузов), а также автомобиль «бросает» в стороны, это указывает на плохую работу амортизаторов. Следует снять амортизаторы с автомобиля и проверить их работу; при необходимости разобрать, промгть, заправить свежей жидкостью. Проверить, восстановились ли усилия «сжатия» и «отдачи»: при необходимости заменить амортизаторы. 1 - гайка болта поперечного рычага 2 - сайлент-блок 3 - болт крепления поперечного рычага 4 - шайба болта 5 - кронштейн поперечного рычага 6 - буфер задней подвески 7 - пружина задней подвески 8 - амортизатор задней подвески 9 - верхняя прокладка пружины 10 - кронштейн продольного рычага 11 - прокладка кронштейна 12 - шайба болта 13 - болт крепления кронштейна продольного рычага к кузову 14 - продольный рычаг 15 - винт крепления буфера 16 - втулка винта 17 - гайка винта 18 - гайка крепления амортизатора 19 -шайба 20 - подушка - нижняя прокладка пружины 22 - поперечный рычаг I - углы сходимости задних колес II - положение задних колес при проверке сходимости III - проверка сходимости задних колес IV - углы и оси распиловки отверстий съемного кронштейна: • - ось распиловки отверстий левого кронштейна при доводке сходимости левого колеса; 6 - ось распиловки отверстий правого кронштейна при доводке сходимости правого клиновая пластина АМОРТИЗАТОРЫ (Лист 21) Амортизаторы передней и задней подвесок - двустороннего действия, телескопического типа - предназначены для гашения колебаний автомобиля, возникающих при движении его по неровностям дороги. По конструкции амортизаторы совершенно одинаковы. Отличаются они ли хараристикой клапанов сжатия и отдачи (передние амортизаторы менее упруги) и креплением нижнего конца переднего амортизатора. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Амортизатор состоит из цилиндра 3 резервуара; рабочего цилиндра 4 с клапаном сжатия штока 1 с чугунным поршнем 19 с перепускным клапаном и клапаном отдачи; направляющей 13 ка; обоймы 8 с установленными на ней сальниками - самоподжимным 10 и войлочным 7; резинового уплотнительного кольца 9 обоймы сальников; гайки 5 резервуара; стального трубчатого кожуха 2, защающего полированный шток от грязи. К резервуару приварены днище с монтажным кольцом или шток. Конструкция амортизаторов - разборная, что обеспечивает удобства при ремонте и замене изношенных деталей. Амортизаторы, выпускаемые в настоящее время, имеют на поршнях уплотнительные кольца 20, новые обоймы 14 сальников, а тарельчат1е пружины 16 перепускного и впускного клапанов заменены на вит1е конические 17. Это значительно улучало работу амортизаторов. Принцип действия амортизаторов основан на использовании сопротивления, возникающего при перетекании жидкости из одной полости в другую через малые проходные сечения. Для уяснения принципа работы амортизатора объем жидкости в рабочем цилиндре над порвем обозначим А, под порвем - Б, а объем жидкости в резервуаре - В. Следует иметь в виду, что при любом перемещении поршня объем Б всегда изменяется больше, чем объем А, так как часть объема А занята штоком поршня. Поэтому при перемещении поршня вниз (ходе сжатия) жидкость, вытекаемая из полости Б, не может перетечь полностью в полость А и часть ее переходит через клапан сжатия в резервуар. Наоборот, при перемещении поршня вверх (ходе отдачи) объем жидкости, вгтекаемой из полости А, меньше, чем освобождающийся объем полости Б, и часть жидкости из резервуара В перетечет через впускной клапан в полость Б. Таким образом, уровень жидкости в резервуаре В непрерывно изменяется: при сжатии амортизатора - уровень наивысший, при растяжении - самый низкий. В зависимости от профиля дороги и скорости движения автомобиля ход ока поршня амортизатора может бгть плавным и резким. Поэтому и различают четре вида работе! клапанов амортизатора: плавный ход сжатия, резкий ход сжатия, плавный ход отдачи (растяжения), резкий ход отдачи (растяжения). Перетекание жидкости при плавном ходе обозначено на рисунке черными стрелками, а при резком ходе - красными. плавном ходе сжатия поршень движется вниз, жидкость через наружный ряд поревых отверстий (приподнимая тарелку 18 перепускного клапана, прижатого слабой пружиной) перетекает из полости Б в полость А, не создавая заметного гидравлического сопротивления. Другая часть жидкости из полости Б через дроссельные щели между впускным клапаном и корпусом и через отверстия в корпусе клапана сжатия перетекает в резервуар В, создавая требуемое сопротивление амортизатора. При резком ходе сжатия (быстром перемещении поршня) вследствие возрастания давления в полости Б перетекание жидкости в полость А происходит так же, как и при плавном ходе сжатия, а в резервуар В жидкость перетекает через клапан сжатия 30 и частично через дроссельные щели впускного клапана. Во время плавного хода отдачи, когда поршень движется вверх, жидкость, вгте-каемая из полости А, проходит через внутренние поршневые отверстия в полость Б только через ли дроссельного диска 21, клапана отдачи, создавая требуемое сопро-1ивление амортизатора. В это время под поршнем создается разрежение, и недостающая часть жидкости поступает из резервуара В в полость Б, приподнимая тарелку впускного клапана. При резком ходе отдачи, с большой скоростью перемещения поршня, давление в полости А резко возрастает, диски клапана отдачи вместе с тарелкой отгибаются, тарировочная пружина сжимается и проходное сечение для перетекания жидкости в полость Б увеличивается. Поступление жидкости из резервуара В в полость Б через впускной клапан происходит так же, как и при плавном ходе отдачи. Во всех амортизаторах усилия отдачи значительно выше, чем усилия сжатия (т. е. усилие при растягивании амортизатора в несколько раз больше, чем при сжатии). Амортизаторы не требуют доливки рабочей жидкости или какой-либо регулировки в процессе эксплуатации. Если амортизатор перестал работать (не оказывает сопротивления перемению, поршень заклинился, обнаруживаются стуки при работе или появилась течь жидкости из резервуара), его следует снять с автомобиля. Снят1й с автомобиля амортизатор при вгтягивании должен оказывать соо- тивление большее, чем при вдвигании. Свободное, без сопротивления, перемещение указывает на неисправность амортизатора. Если амортизатор долгое время находился в горизонтальном положении, его необходимо тщательно прокачать до восстановления упругости. Проверку герметичности амортизатора (отсутствие течи жидкости) нужно производить путем периодического осмотра его резервуара. После пробега 6000 км необходимо подтянуть гайку резервуара на всех амортизаторах. Если при движении автомобиля в системе подвески колес прослушиваются стуки, не вызываемые неисправностью в узлах самой подвески, то следует убедиться в отсутствии зазоров в шарнирах крепления амортизаторов. Эту операцию производят, не снимая амортизаторов с автомобиля. В исправном амортизаторе перемещение штока в обоих направлениях должно происходить без стуков и заеданий. Следует помнить, что амортизатор имеет весьма сложную конструкцию и много точно изготовленных и собранных деталей. Поэтому его разборку следует делать только в действительно необходимых случаях, пользуясь специальным инструментом и соблюдая особую чистоту. Разбирать амортизаторы рекомендуется при отсутствии сопротивления перемещению ка, при заклинивании штока, стуках, подтекании и замене рабочей жидкости. Перед разборкой амортизатора нужно очистить его наружные поверхности от грязи, обмыть в бензине (или керосине) и протереть насухо чистыми тряпками. Затем полностью вытянуть шток поря, закрепить нижнюю проушину в тиски, специальным ключом отвернуть гайку и вынуть ок с порвем и сальниковым устройством из рабочего цилиндра. Далее, вылить жидкость из рабочего цилиндра и промыть амортизатор бензином или керосином, причем особо тщательно промыть детали клапанных узлов. В случае необходимости амортизатор надо разобрать. Разборку следует поручить квалифицированным специалистам. Сборку производить внимательно и осторожно, чтобы не повредить клапанные узлы и рабочие поверхности. Если при сборке окажется, что требуется установить новый резиновый сальник, то рекомендуется предварительно заполнить его канавки специальной смазкой, состоящей из смеси смазки ЦИАТИМ-201 и 10% (по массе) пороообразного графита марки П, Чтобы избежать повреждений, монтировать сальник на шток нужно с помощью специальной оправки. Заправку амЬртизаторов рекомендуется производить следующим способом. Рабочий цилиндр с установленным в него корпусом клапана сжатия (в сборе) поместить в резервуар и заполнить из мензурки рабочий цилиндр жидкостью доверху, остаток ее залить в резервуар. Далее, вставить в рабочий цилиндр шток с поршнем, закргть цилиндр направляющей ока и, аккуратно придвинув сальник резервуара вплотную к направляюй, завернуть гайку резервуара. При этом шток должен быть вдвинут из цилиндра полностью до упора поршня в направляюю ока. Заправка амортизатора производится только специальной рабочей жидкостью в строго определенном количестве. Для заправки следует применять смесь в составе 50% (по массе) турбинного масла и 50% трансформаторного масла. В качестве заменителя может быть использовано веретенное масло АУ. Количество заливаемой жидкости в СМ3 нанесено на кожухе амортизатора. • Собранный амортизатор следует прокачать, проверить бесшумность работе! и развиваемое на его штоке усилие при ходе сжатия. 1 - шток поршня 2 - защитный кожух штока 3 - цилиндр резервуара 4 - рабочий цилиндр 5 - гайка резервуара 6 - обойма войлочного сальника штока 7 - войлочный сальник 8 - обойма резинового сальника 9 - уплотнительное кольцо обоймы сальников 10 - раиновый сальник штока 11 - шайбы резинового сальника штока 12 - пружина резинового сальника штока 13 - направляющая штока 14 - обойма сальника новой конструкции 15 - ограничительная тарелка перепускного клапане 16 - пружина перепускного и впускного клапанов 17 - новая конструкция пружин перепускного и впускного клапанов 19 - поршень 20 - поршневое кольцо на поре новой конструкции - дроссельный диск клапана отдачи 22 - клапан отдачи - регулировочное кольцо 24-тарелка клапана отдачи 25 - пружина клапана отдачи 26 - регулировочные шайбы клапана отдачи 27 - гайка клапана отдачи 28 - седло клапана сжатия 29 - стопорная гайка клапана отдачи 31 - пружина клапана сжатия 32 - корпус клапана сжатия 0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15
|