Запорожец  Издания 

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

КАРБЮРАТОР К-123А

(Лист 14)

по своей схмр Карбю1 атору Однако он имлт некоториlе отличия, коториlн

Карбюратор К-123А отличается сюими техническими данными, а также присоединительными размерами. Замена карбюратора К-123А на карбюратор К-125 возможна при одновременной замене впускной трубы, проставки карбюратора и воздушного фильтра. Однако такая замена целесообразна при условии установки новых головок цилиндров (модель МеМЗ-996А), в противном случае будет увеличен расход

На базе карбюратора К-125 создан карбюратор К-125В, который может быть

шимш переделками. Карбюратор и-125М <-9е1:печивент б<1lее устойчивую р аботу дви-

Уход за карбюратором заключается в следующих операциях:

1) периодической чистке, продувке и промывке его от смолистых отложений (продувка через поплавковую камеру запрещается, во избежание деформации поп

клап;)на повеl1 топрива; "

3) проверке плотности соединений между частями корпуса и исправности про

5) регулировке малых оборотов холостого хода двигателя.

чем через 12 тын:. itrn пробега. П1ри этор тожно по1lь.зотсься бензином, а при нали-

промиlть топливниlо (еильтр. После пмомиlвки прш снятой криlшки гoгlлавковтй камеры! продуть жиклеры и каналы сжатым воздухом. Для чистки жиклеров можно пользоваться заостренной деревянной палочкой; совершенно недопустимо пользоваться про-

Необходимость проверки герметичности клапана подачи топлива возникает тогда,

кольного насоса и другие миста) или енелнаенниlь расход топ1lрз.

Для проверки герметичности клапана необходимо снять крышку поплавковой

Поплавок при закрытом клапане должен располагаться так, чтобы продольные выштамповки на нем были параллельны плоскости разъема перевернутой крышки. Положение поплавка регулируется подгибом упорного язычка.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере осуществляется специально изготовленным штуцером со стеклянной трубкой, как показано на рисунке (лист 13). Отвернув пробку главного жиклера (экономжиклера на карбюраторе К-123А), нужно завернуть на ее место специальный штуцер так, чтобы стеклянная трубка стала вертикально. Рычагом ручной подкачки топливного насоса подкачать топливо, заполнив поплавковую камеру. Металлической линейкой замерить расстояние от верхней плоскости поплавковой камеры до уровня топлива в поплавковой камере (до нижней части мениска). При необходимости установить нужный уровень подгибанием языч-

жения по пересеченной мхстиости и на денигах с неровни,м пакрь.1тием допускаевся-кратковременное изменение уровня в поплавковой камере.

Необходимость проверки работы ускорительного насоса возникает при ощутимых провалах в работе карбюратора (задержка в реакции на переходных режимах). Для проверки насоса нужно вывернуть распылитель 20 и, нажав на рычаг дроссельной заслонки, убедиться, что в открытое Отверстие подается бензин. Если бензин подается, следует продуть распылитель и установить его на место. Если бензин не подает-

сяда понм ня яclьокииелкного насоса.

Регулировку малых оборотов холостого хода двигателя нужно производить на

Следует иметь в виду, что экпним11мная работмдвигателя в бопьшой! степени зависит от правильной регулировки карбюратора при работе двигателя на малых оборотах холостого хода. Регулировка сводится к следующему.

1. Завернуть винт регулировки количества смеси. При определении момента каса ния винта с язычком нужно поджать рычаг рукой в направлении закргтия дроссельной заслонки. От этого положения отвернуть винт на 1,5-2 оборота.

2. Завернуть винт регулировки состава смеси до отказа, однако не туго, с тем, чтобы не повредить его рабочий конус. После этого вывернуть винт на 1,5-2 оборота.

3. Пустить двигатель и вывернуть винт количества смеси настолько, чтобы двига тель работал устойчиво с минимальным числом оборотов коленчатого вала двигателя. Затем, вращая винт состава смеси в ту или другую сторону, добиваться наибольших оборотов. Вернувшись к винту количества смеси, снова снизить обороты двигателя до минимально устойчивых и, наконец, снова вращая винт состава смеси в ту или дру гую сторону, добиться максимальных оборотов. Так поступать до тех пор, пока враще-

ние винта состава смеси в ту или другую сторону не будет вызывать увеличение оборо-

4. Подобранную регулировку проверить на переменных режимах - резко нажать на педаль привода дроссельной заслонки и быстро отпустить. Двигатель должен плавно, без провалов и перебоев, набрать обороты, а при резком отпускании педали перейти на минимально устойчивые обороты и не глохнуть. В случае, если двигатель

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА

Для снятия карбюратора

1. Отсоединить от штуцера карбюратора трубку топливного насоса.

2. Отсоединить от карбюратора трубку вакуумного регулятора распределителя

3. Ослабить хомут крепления отводящей трубы на горловине карбюратора и снять трубу с горловины.

4. Отсоединить приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора.

5. Отсоединить две гайки, крепящие карбюратор, и снять две шайбы.

6. Снять карбюратор, прокладки и проставку карбюратора.

Установку карбюратора производить в обратной последовательности, обратив внимание на целость прокладок и надежность уплотнений.

После установки карбюратора необходимо проверить регулировку привода управления дроссельной и воздушной заслонками и, если нужно, отрегулировать; проверить работу двигателя на режиме минимально устойчивых оборотов холостого хода и, если нужно, отрегулировать карбюратор так, чтобы двигатель устойчиво работал

При правильной регулировке привода дроссельной заслонки карбюратора за-

приса привода, кргlление дoлolого про11седится ви нтом на тяге рычага дроссель-Регулировку привода воздушной заслонки нужно производить в следующем порядке: отпустить винт крепления троса привода воздушной заслонки; отпустить кнопку привода в кр;lйnе hlиж(h1ее положениа; полностью откр иlть воздушную е;1слонку и

1 - корпус смесительной камеры

2 - дроссельная заслонка 3-серьга

4 - ось дроссельной заслонки

5 - пружина холостого хода

6 - винт холостого хода (регулировки состава смеси)

7 - диффузор

8 - винт регулировки количества смеси

9 - рычаг малых оборотов

10 - рычаг оси дроссельной заслонки

13 - главный жиклер

14 - экономжиклер

15 - пробка для слива отстоя

16 - корпус поплавковой камеры

17 - эмульсионная трубка холостого хода

18 - привод ускорительного насоса

19 - установочная гайка

20 - жиклер-распылитель ускорительного насоса

21 - пружина поршня

22 - поршень ускорительного насоса

23 - пружина клапана подачи топлива

25 - штуцер подвода топлива

26 - пробка фильтра

27 - сетка фильтра

28 - воздушный жиклер системы холостого хода

29 - воздушный жиклер главной дозирующей системы

30 - воздушная заслонка

- клапан воздушной заслонки

32 - рычаг привода воздушной заслонки

33 - кронштейн

34 - ось воздушной заслонки

36 - крипан подала топлив

37 - шарнир рычага оси воздушной заслонки

38 - тяга малых оборотов

глохнет, надо несколько увеличить винтом количества смеси открытие дроссельной заслонки и, следовательно, обороты двигателя.

11 обратниlе клапан й






МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ

Сцепление - сухое, однодискоаое, с механическим приводом выключения и пружинящим ведомым диском 30. Механизм сцепления закрыт картером 20, отлитым из магниевого сплава. Картер 20 крепится шпильками к картеру коробки передач и картеру двигателя. Для обеспечения соосности отверстия для подшипников в картере сцепления обрабатываются совместно с картером коробки передач, поэтому картер 20 не взаимозаменяем.

Сцепление в сборе балансируется. Взаимное расположение нажимного диска 11 и кожуха 10 определяется цифровой маркировкой 2. После балансировки сцепления а сборе с коленчатым валом и маховиком 26 маркируется также маховик против метки на кожухе сцепления (см. рисунок на листе 15).

При разборке и последующей сборке необходимо установить детали по старым меткам. Положение пяты 6 рычагов в процессе эксплуатации не регулируется. Ее положение, соответствующее расстоянию 40,5 мм от торца маховика, фиксируется вдавливанием цилиндрического буртика регулировочных гаек 12 в прорези пальцев 13 нажимного диска.

Между нажимным диском 11 и кожухом 10 в штампованных стаканах 9 размещаются шесть нажимных пружин 15. Усилие одной пружины может быть 38-43 кГ. Поэтому в комплект, с которым собирается сцепление, пружины подбирают так, чтобы разница в нагрузках при сжатии каждой пружины комплекса до размера 30 мм не превышала 1 кГ. Пружины сортируют на 5 групп в зависимости от нагрузки и маркируют, окрашивая в разные цвета. Пружины первой группы, имеющие усилие 38-39 кГ, маркируются зеленой краской; пружины второй группы, имеющие усилие 39-40 иГ.- голубой краской; пружины третьей группы, имеющие усилие 40-41 кГ,- серой краской; пружины четвертой группы, имеющие усилие 41-42 кГ,- черной краской; пружины пятой группы, имеющие усилие 42-43 кГ,- белой краской. На одно сцепление устанавливаются пружины только одного цвета.

Привод выключения сцепления - механический, тросовый. Он состоит из педали 36 с приваренным к ней валиком, на противоположном конце которого надет рычаг 40, закрепленный гайкой 42. Валик проворачивается в пластмассовых втулках, запрессованных в трубку 39. Трубка одним концом опирается на кронштейн 35, а другим с помощью фланца крепится к туннелю пола кузова. К рычагу 40 с помощью оси

(Лист 15)

крепится наконечник троса 41. На выходе из туннеля пола кузова трос помещен в специальную оболочку, которая крепится на кронштейне коробки передач. Заканчивается трос специальным резьбовым наконечником 34, который входит в палец 33, соединенный с вилкой выключения сцепления. На наконечник троса навернута регулировочная гайка 32 и контргайка 31.

РАБОТА СЦЕПЛЕНИЯ

Когда педаль 36 сцепления отпущена, то силой нажимных пружин 15 ведомый диск 30 зажат между маховиком 26 и нажимным диском 11, вращаясь заодно с маховиком двигателя. Вилка 5 выключения сцепления с подпятником 4 усилием пружины 24 старается отойти от пяты 6 рычагов, создавая зазор между ними (см. схему Б на листе 15). Этот зазор определяет величину свободного хода педали сцепления.

Когда нажимают педаль сцепления, начинает перемещаться связанный с ней трос сцепления. Трос тянет за наружный конец вилки 5, поворачивая ее вокруг оси и приближая второй конец вилки с обоймой 2 и графитовым подпятником 4 к яяте 6. После того как выберется зазор между пятой и подпятником, начинает перемещаться пята. Это вызывает поворот рычагов 7 на своих ножевых опорах.

Во время поворота рычаги 7 через регулировочную гайку 12 и палец 13 тянут нажимной диск 11 и, преодолев сопротивление нажимных пружин 15, отводят нажимной диск 11 от ведомого диска 30. Между дисками создается зазор (см. схему А на листе 15). При этом прекращается передача вращения от двигателя к ведомому диску сцепления.

Когда педаль сцепления 36 плавно отпускают, нажимной диск 11 под действием нажимных пружин 15 приближается к ведомому диску 30 и после соприкосновения с ним постепенно выпрямляет волнистую поверхность пружинных пластин 18. Сцепление плавно включается.

Регулировка сцепления заключается в установлении необходимого зазора между пятой и подпятником. При невращающемся маховике этот зазор должен быть равен 3-4 мм, что соответствует свободному ходу педали сцепления 25-35 мм. При отсутствии зазора между графитовым подпятником 4 и. пятой 6 торец подпятника будет давить на пяту и не даст полностью прижать нажимной диск 11 к ведомому диску 30.

Как следствие, начнутся пробуксовка сцепления и быстрый износ фрикционных накладок. В свою очередь, это вызовет повышенный износ графитового подпятника. Слишком большой зазор между пятой и подпятником приводит к неполному выключению сцепления (сцепление «ведет»). Это затрудняет переключение передач и может вызвать поломку зубьев шестерен, а также выход из строя колец синхронизатора коробки передач.

По мере износа фрикционных накладок толщина ведомого диска уменьшается. Нажимной диск приближается к маховику и тянет за собой палец с регулировочной гайкой. Это приводит к повороту отжимных рычагов на ножевых опорах и приближению пяты к графитовому подпятнику. Зазор между ними уменьшается и, как следствие, уменьшается свободный ход педали сцепления. Регулировка осуществляется изменением длины троса 41 с помощью резьбового наконечника 34 троса и гаек 31 и 32.

Для уменьшения свободного хода педали нужно расконтрить регулировочную гайку 32, отвернув контргайку 31, и, удерживая резьбовой наконечник 34 троса за лыски, завернуть гайку 32. Для увеличения свободного хода педали нужно отворачивать гайку 32. После установки нужного свободного хода педали гайку 32 законтрить гайкой 31.

При разборке механизма сцепления для ремонта и регулировки необходимо выдержать взаимную параллельность плоскостей прилегания кожуха сцепления к маховику, рабочих поверхностей нажимного диска 11 и пяты 6.

Для соблюдения этих требований при отсутствии специального приспособления регулировку можно производить непосредственно на маховике двигателя, снятого с автомобиля. Положение пяты необходимо регулировать вращением пальцев 13 до тех пор, пока расстояние от рабочей поверхности пяты до плоскости прилегания кожуха сцепления к маховику (ведомый диск сцепления при этом зажат между маховиком и нажимным диском) не будет равно 40,5 мм. Это расстояние является основным установочным размером механизма сцепления.

После того как отрегулирован установочный размер, необходимо с помощью индикаторной головки проверить биение рабочей поверхности пяты 6. Допустимое биение, измеренное по максимальному радиусу, не должно превышать 0,1 мм. После окончания регулировочных работ буртик гайки 12 стопорится вдавливанием его в прорези на регулировочных пальцах 13,

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПРИВОДА, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Способ устранен»!

ича неисправности

1. Пробуксовка сцепления

Отсутствует свободны: ход педали сцепления. Замаслены накладки веде мого диска (пропускани

диск

коробки передач) Износ нажимно! Недостаточная упру

пружин в результате

ного перегрева Кольцевые задиры н

бочих поверхност

сцепления

о диско

Большой износ графито вого подпятника

Перекос ступицы ведомого диска на шлицах ва-

Провернулся рычаг приво

3. Дергание автомобиля при трогании с места (сцепление включается неплавно) Задиры на рабочих по- Отшлифовать задиры на "" на-поверхнос

5. Вибрация педали сцепления при в сцепления (повышенное биение пяты рычагов) Неравномерный износ ры-Заменить изношенные

диска сце- детали, отрегулировать биение

Заменить в1жимной под-

Спять блок педалей, рас-шплинтовать гайку. Установить рычаг на шлицы вала о затянуть гайку,

Увеличен зазор между Заменит окноимм кгожуха и выступом тали

Повышенное биение пяты Отрегулировать положение рычагов пяты

Износ игольчатого под-Заменить шипника (нет смазки) подшипник

Задевание обоймы вы- Замен1 жимного подшипника за пяту шипник

пления, ослабление пружин

Выплавле графитового при длител

двига

7. Пов

оряющиес

я при выключении

1иатй парафином пературе 70-80°С

омки пружинных

Заменить картер сцеп

1 - кронштейн вилки выключения сцепления

2 - обойма выжимного подшипника

3 - соединительное звено подпятника и вилки

4 - подпятник

5 - вилка выключения сцепления

6 - пята рычагов нажимного диска сцепления

7 - рычаг нажимного диска сцепления

8 - соединительное звено пружины пяты

32-В1-1-»в1~1 .»1В-

9 - нажимной стакан пружины сцепления

10 - кожух сцепления

11 - нажимной диск сцепления

12 - регулировочная гайка

13 - палец нажимного диска

14 - подкладка нажимной пружины сцепления

15 - нажимная пружина сцепления

16 - ступица ведомого диска сцепления

17 - фрикционная накладка ведомого диска

сцепления

18 - пружинная пластина фрикционной накладки

ведомого диска сцепления

19 - ведомый диск сцепления

20 - картер механизма сцепления

21 - ось вилки выключения сцепления 22-шайба

23 - чехол вилки выключения сцепления

24 - возвратная пружина вилки выключения

сцепления

2* - ведомый вал сцеплен

26 - маховик

27 - штифт

28 - болт маховика

" - подшипник ведомого вала сцепления 30 - ведомый диск сцепления в сборе - контргайка

32 - регулировочная гайка наконечника троса

33 - задний палец троса управления сцеплением

34 - резьбовой наконечник троса

35 - кронштейн педалей

36 - педаль сцепления

37 - возвратная пружина педали тормоза

38 - педаль привода тормоза

39 - трубка валика педали сцепления

40 - рычаг привода выключения сцепления

41 -трос управления сцеплением

42 - гайка крепления рычага привода

2. Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

Большой свободный ход педали сцепления

подшипник

Заменить ведомый диск и вал сцепления

игольчатый



0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15