Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50

Вопросы теории и рекомендации по изготовлению АВП можно найти в книге Ежи Бень «Модели и любительские суда на воздушной подушке» (М. : Судостроение, 1983), а также в журнале «Моделист-конструктор» (1975, № 6) ив книге Е. И. Ружицкого «Воздушные вездеходы» (М. : Машиностроение, 1964).

Для любительских аппаратов наиболее приемлемой является компоновочная схема с отдельными двигателями для нагнетателя и воздушного толкающего винта. Конструкции их относительно просты, изготавливаются они из недорогих материалов, легки в обслуживании и надежны в эксплуатации. Основные характеристики любительских АВП: габаритные размеры, диаметр нагнетателя и воздушного винта, расстояние от центра масс АВП до центра его аэродинамического сопротивления. Масса самодель-н1х АВП лежит в пределах 100... 1000 кг.

В качестве двигателей используются мотоциклетные двигатели, подвесные моторы от лодок, моторы для бензопил и косилок (с воздушным охлаждением). Объем их изменяется в пределах от 50 до 750 см3. Используются форсиро3 ванные двигатели, что позволяет, например, при объеме 200 см3 получить мощность до 22 кВт. В качестве нагнетателей воздуха применяются как осевые, так и центробежные вентиляторы.

Горизонтальная тянущая сила АВП может быть создана различными способами. В качестве воздушного движителя применяются воздушные винты, осевые или центробежные нагнетатели и воздушно-реактивные двигатели. При движении аппарата только над водной поверхностью используется гребной винт или водометный двигатель, а также гребное колесо. И, наконец, при движении по суше может быть применено толкающее колесо с автономным двигателем.

Компоновочное решение зависит от числа мест, от местоположения энергетических установок, а также от возможностей и желаний самодеятельного конструктора. В большинстве любительских аппаратов корпус представляет собой несущую конструкцию, на нем размещаются агрегаты энергетических установок, воздушные каналы, кабина водителя с приборами управления.

Управление аппаратами бывает по типу авиационного с помощью рукояток или рычагов автомобильного с помощью рулевого колеса и педалей.

Очень важным элементом АВП является гибкое ограждение воздушной подушки. Его -необходимо изготовлять из прочных технических тканей, огнестойких и устойчивых к атмосферному влиянию и влажности. При его изготовлении необходимо помнить, что давление воздуха распределяется равномерно во всех направлениях, а поэтому ограждению в надутом состоянии придавать форму цилиндрической или сферической поверхности. Для крепления оболочки к корпусу следует применять металличе-

Рис. ПО. Шнекоход

лова:

П. Гаври-

/ - управляемая лыжа; 2 - редуктор; 3 - двигатель; 4 - радиатор и вентилятор системы охлаждения; 5 - карданный вал; 6 - шнековый движитель; 7 - опорный подшипник


ские планки, равномерно прижимающие ее с помощью болтов к поверхности корпуса.

Во многих перспективных конструкциях самоходных машин вместо колес и гусениц используются другие виды движителей. Стали, например, создаваться транспортные машины со шнеко-выми движителями. Такие машины оказались хорошо приспособленными для движения по снегу и заболоченной местности. Движители шнекового типа обеспечивают проходимость там, где транспортные средства с другими движителями не могут пройти. Наиболее перспективными оказались машины, у которых вся масса машины распределяется между двумя винтовыми движителями и передними управляемыми лыжами, причем такие конструкции, у которых в качестве движителей используются цилиндры большого диаметра с трех- или четырехзаходной навивкой рабочего ребра.

Из конструкций, созданных любителями, можно отметить шнекоход П. Гаврилова из Темир-Тау, созданный на базе автомобиля «Победа» (рис. 170), и шнеконарты «Краб-1» П. Олейни-ка из поселка Зареченска Мурманской области (рис. 171), Движителем последнего является цилиндрический барабан 0 320 мм и длиной 1,5 м с тремя спиралями зацепов, сдвинутых относительно друг друга на 120°. Шаг зацепов 450 мм. Движитель закрепляется на раме, которая передней частью шарнирно соединяется с силовым узлом П-образного выреза. Шнек приводится в движение от двигателя Иж-56 через редуктор, изготовленный из заднего моста инвалидной коляски. Шарнирное крепление шнека позволяет его раме совместно с двигателем перемещаться в вертикальной плоскости, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой при движении по ее неровностям. Передняя управляемая лыжа имеет мягкую рессорную подвеску и ограничители в виде резиновых подушек.

Значительную теоретическую и исследовательскую работу по созданию отечественных шнекоходов проделала лаборатория сне-




Рис. 171. Шнеконарты П. Олейникова:

1 - управляемая лыжа; 2 - упорный подшипник рулевой колонки; 3 - корпус; 4 - рулевая колонка; 5 - руль; 6 - сиденье водителя и пассажира; 7 - бензобак; 8 - двигатель; 9 - редуктор; 10 - муфта соединения двигателя с редуктором; 11 - цепь привода шнека; 12 - подшипник; 13 - ведомая звездочка; 14 - ось шнека; 15 - шнек; 16 - винтовые зацепы; 17 - передний подшипник; 18 - поворотная ось рамы шнека; 19 - амортизатор; 20 - упорная резиновая подушка; 21 - рессора; а - угол отклонения рамы шнека по отношению к корпусу

гоходных машин Горьковского политехнического института им. А. А. Жданова. Был разработан целый ряд легких шнековых машин. Испытания одной из них-ГПИ-16Р (рис. 172) показали, что она устойчиво движется по снегу глубиной от 200 до 800 мм, преодолевая заструги высотой до 400 мм. На шнекоходе установлен двигатель «Иж-Планета» мощностью 8,8 кВт. В качестве движителя на нем применен винтовой барабан диаметром 300 мм, и шагом зацепов винтовой линии 840 мм, что соответствует углу подъема винтовой линии 42°. Зацепы выполнены в форме трапеции с основанием 35 мм и углом при вершине 20°. Длина барабанов шнекохода, включая передний и задний конусные участки, 1650 мм. Число витков на барабанах 3, высота зацепов 50 мм.

Любители ищут новые типы движителей, и иногда их поиски завершаются оригинальными конструкциями. Примером может служить движитель, разработанный П. Владимировым из г. Обнинска (рис. 173). Поскольку основным элементом в предлагаемом движителе является каток, имеющий в поперечном сечении овальную форму, такую машину назвали - овалоход. В основании ходовой части такой машины установлены десять овальных катков-роторов. Роторы расположены таким образом, что движение их согласованно и между поверхностью каждого ротора сохраняется минимальный и постоянный зазор. Благодаря этому роторы самоочищаются и наматывания грунта на ротор


Рис. 172. Шнекоход ГПИ-16Р

создается толкающая

не происходит. При вращении роторов сила в горизонтальной плоскости.

Роторы могут быть простыми в виде чечевицы, трехгранными или более сложными, закрученными в продольном направлении, как зубья шевронных шестерен. Движение от двигателя к рото-


Рис. 173. Овалоход П. Владимирова




Рис. 174. Комбинированная машина с роторнхм и колеснхм движителями

рам передается с помощью цепной передачи. Привод должен обеспечивать синхронное вращение роторов в одном направлении, что является непременным условием работы такой конструкции движителя.

Можно сделать машину с двумя рядами катков по ее бортам. В этом случае она будет двигаться подобно гусеничной машине. Для движения такой машины по асфальту на передние и задние катки можно установить обычные автомобильные колеса с регулируемым давлением воздуха. В зависимости от вида грунта или покрытия нагрузка будет восприниматься шинами или роторами (рис. 174).

Самодеятельные конструкторы работают не только над улучшением проходимости машин или созданием новых движителей вместо колес, но и над разработкой оригинальных конструкций движущихся машин. В качестве примера приведем конструкцию машины «Зибан», созданную Н. Качко. Эта машина обладает уникальной маневренностью на плоскости («танцует»). Особенностью машины является то, что направление ее движения зависит от направления вращения движителей, в качестве которых

используются колеса. Кроме колес можно использовать коньки, лыжи, поплавки.

Как же работает эта конструкция? Электромотор (а может быть, и другой двигатель) через пару конических шестерен вращает с постоянной скоростью в разные стороны два вертикальных ротора, установленных в корпусе. Управление движением осуществляется двумя командными рычагами. Если командные рычаги находятся в вертикальном положении, машина стоит на месте, так как точки пересечения осей вращения колес, а следовательно, и крестовин совпадают с осями роторов. От роторов на крестовины движение передается муфтами (рис. 175), направляющие которых объединяют кулисные камни как роторов, так и крестовин.

При отклонении командных рычагов в одну сторону эксцентрики перемещаются в противоположную сторону, что вызывает сдвиг крестовин относительно роторов, и через стержни с рычагами шарниры и тяги поворачивают колеса. Но колеса поворачиваются таким образом, что оси их вращения всегда пересекаются в общих точках, расположенных на лучах роторов. Вектор скорости в точке соприкосновения колес с поверхностью раскладывает -


Рис. 175. Схема «танцующего» автомобиля:

/ - рулевой обруч; 2 - командные рычаги; 3 - корпус автомобиля; 4 - шаровые шарниры; 5 - колесо; 6 - общая точка осей противолежащих колес; 7 - линия осей колес; 8, 11 - лучи ротора; 9 - скользящий шарнир; 10 - стержень; 12 - шарнир поворота колеса; 13 - тяга; 14 - рычаг; 15 - пара конических шестерен; 16 - электродвигатель; 17 - ротор; 18 - крестовая муфта; 19 - крестовина; 20 - эксцентрик


10 11 12 13 П 15

Рис. 176. Конструкция ротора «танцующего» автомобиля:

1 - корпус автомобиля; 2 - силовые элементы корпуса; 3 - пара конических шестерен; 4 - командный рычаг; 5 - корпус ротора; 6 - стержень; 7 - скользящий шарнир; 8 - дно корпуса ротора; 9 - пружина; 10 - луч ротора; - усиливающие вкладыши; 12 - винты М8; 13 - сегмент; 14 - опорные накладки; 15 - донце ступицы; 16 - ступица; 17 - кулисный камень; 18 - заклепка; 19 - тяга; 20 - рычаг; 21 - крестовая муфта; 22 - крестовина; 23 - эксцентрик



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50