Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50


Рис. 165. Конструкция колеса:

мотор-

1 - статор династартера; 2 - ось; 3 - крышка; 4 - подшипник; 5 - обод колеса; 6 - ротор династартера; 7 - щетка; 5 -. корпус; 9 - стакан; 10 - ограничительный бурт для ленты тормоза; - паз для провода

Рис. 166. Электросхема для привода двух мотор-колес:

В1 - переключатель; PI, P2 - реле; Pl.l, P2.1 -• контакты реле; Кн1 - кнопка; Ml, M2 - двигатели; Б1 -......аккумуляторная батарея


конструкции, объединяя электропривод с двигателями внутреннего сгорания, или же подключать другие источники механической энергии. Одним из таких гибридов является электромобиль с электроприводом и маховичным двигателем.

В этой машине объединены электрический источник электроэнергии (аккумуляторы) и механический (супермаховик, вращающийся с большой скоростью). Аккумуляторы используются на дорогах с небольшими уклонами, где требуется движение с постоянной скоростью. На дорогах со значительными подъемами и спусками при разгоне и торможении в качестве двигателя используется маховик. Таким образом у этого электромобиля пробег увеличивается почти в два раза.

Однако в качестве силового агрегата может быть просто использован маховичный двигатель. Схема автомобиля с таким двигателем изображена на рис. 167. Силовой агрегат, подробная схема которого показана на рис. 168, состоит из маховика, посаженного на вал с натягом и зафиксированного на нем стопорным болтом. Маховик заключен в кожух, свободно вращающийся на этом же валу. Вал опирается на сферические самоустанавливающиеся подшипники, которые могут перемещаться по направляющим. Это необходимо, чтобы осуществить прижим


Рис. 167. Схема привода автомобиля с маховичным двигателем:

1 - кузов- 2 - разгонный электродвигатель; 3 - рычажная подвеска; 4 - кожух; 5 - пружина рукоятки включения; 6 - шариковая муфта электродвигателя; 7 - ведущая шестерня; 8 - ведомая шестерня маховика; 9 - муфта обгона; 10 - маховик; 11 - кожух маховика; 12 - муфта вала; Id - подшипник кожуха; 14 - вал; 15 - оттяжная пружина вала; 16 - направляющие салазки; 17 -ползун- 18 - подшипник; 19 - обойма тяги переключателя второй передачи; 20 - фрикцион; II - ведущее колесо; 22 - тяга переключателя второй передачи; 23 - ось колеса; 24 - фиксатор переключателя; 25 - рычаг включения передачи

фрикционов к колесам. Колеса на оси сидят свободно. Для отвода фрикционов от колеса существуют возвратные пружины. Разные диаметры фрикционов позволяют получить у автомобиля две

скорости.

На валу помещено разгонное зубчатое колесо с обгонной муфтой. Оно передает вращение только в сторону разгона маховика. Разгонное колесо должно быть достаточно узким с модулем зуба 2. . .3 мм. Оно необходимо, если раскрутка маховика будет производиться от встроенного двигателя. От внешних источников разгон можно производить, используя фрикционы.

При встроенном двигателе (см. рис. 167) используется электродвигатель универсального типа с приводом от электросети. Для рассматриваемого небольшого автомобиля достаточен двигатель мощностью 600 Вт. Подвод напряжения осуществляется через штепсельный разъем с тщательной изоляцией проводов. На валу электродвигателя, размещенного на своеобразной рычажной подвеске, через муфту скольжения установлена шестерня в 3 ... 4 раза шире разгонного колеса. Передаточное число этой передачи рассчитывается исходя из 6000 об/мин маховика и частоты вращения разгонного электродвигателя.




Рис. 169. Принципиальные схемы аппаратов на воздушной подушке:

а, б - камерная; в, г - сопловая

машины на так называемой воздушной подушке. Постепенно принцип перемещения на воздушной подушке стал завоевывать во всех странах множество сторонников, и в настоящее время уже существует значительное число транспортных средств, использующих этот принцип.

Особенностью аппаратов на воздушной подушке (АВП) является то, что они при своем движении не соприкасаются с поверхностью земли или воды, а как бы парят на небольшой высоте, не превышающей обычно 0,1 их длины. Давление этих аппаратов на поверхность грунта в 100...400 раз меньше, чем давление колес или гусениц. Этот эффект достигается за счет создания между днищем аппарата и поверхностью, по которой он перемещается, воздушной подушки. Из всех способов создания воздушной подушки в АВП используются камерная и сопловая схемы (рис. 169).

Камерная схема наиболее простая. Здесь в камеру, образованную куполом аппарата и поверхностью земли, нагнетается вентилятором воздух и под днищем получается избыточное давление, которое и создает подъемную силу. Отличительной особенностью сопловой схемы является то, что в донной части аппарата по периферии расположено щелевидное сопло для выпуска струи воздуха в сторону опорной поверхности. Избыточное давление в воздушной подушке создается в результате реактивного действия струи, выходящей из сопла и растекающейся по поверхности земли в радиальном направлении от аппарата. Сопловая схема с одним или двумя контурами обладает значительно большей устойчивостью по сравнению с камерной и поэтому в настоящее время получает наибольшее распространение.

В табл. 40 даны основные характеристики аппаратов на воздушной подушке, созданных любителями.



Технические данные любительских АВП

Таблица 40

-Название аппара га.

Коли чес Im >

Масса, кг

Габариты, мм

Мощность двигателя, кВт

Максимальная ско-

Площадь, воздушной подушки, м2

Источник

где изготовлен

мее i

без груза

полная

Длина

Ширина

Высота

нагнетания

тягового

рость, км/ч

информации

Аппарат Г. Туркина,

3000

2000

2000

16,1

8,05

Е. И. Ржицкий

СССР

«Воздушные вездеходы»

Мотовездеход В. Кожо-

2600

1800

19,1

То же

хина, СССР

АВП Дворца пионеров,

2300

1800

10,3

4,34

МК, 1975, № 6

г. Ленинград

«Приморец», СССР

4000

1810

1550

7,36

7,26 .

МК, 1975, N> 12

АВП, СССР

1100

5500

3100

2800

«16

ТМ, 1972, № 6

«Горизонты техники»,

3500

1900

1700

"6,6

Ежи Бень, Польша

Ежи Бень, «Мо-

«Мойзе-3» Ж. Бодекина,

5000

2200

1650

11,8

18,5

11,0

дели и любитель-

Франция

ские суда на воз-

«Эйрскэт-240», США

4400

1980

1420

душной подушке

«Ховерджем», Канада

4900

2280

1370

То же

«Ховер Хон», Великобри-

4720

2440

7,98

»

тания




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50