Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 148. Конструкция электрокарта ХАДИ:

/ - шина; 2 -- дисковый тормоз; 3

аккумуляторная батарея (задний вариант размещения); 4 - дуга безопасности; 5 - анатомическое сиденье; 6 - рулевое колесо; 7 - педали управления; 8 - рулевая тяга; 9 - рама; 10 - цепная передача; 11 - электродвигатель; 12 - контактор

Моздокской СЮТ Северо-Осетинской АССР (рис. 149). На нем установлена аккумуляторная батарея 6СТ-132 и электромотор, в качестве которого использован стартер мощностью 1,6 кВт и напряжением 12 В от автомобиля ЗИЛ-130. Стартер доработан для обеспечения лучшего охлаждения, чтобы он мог работать десятки минут, а не секунд. Электродвигатель установлен сбоку и соединен с задней осью цепной передачей. Для обдува электродвигателя использован центробежный вентилятор от автомобиля

ГАЗ-51.

В электрокарте Курского дворца пионеров и школьников применен двигатель СТ-8 (тоже автомобильный стартер) последовательного возбуждения. Мощность его 0,98 кВт, частота вращения вала 1500 об/мин. Средний потребляемый ток 100 А при напряжении 12 В.

На карте А. Ластовкина (рис. 150) установлен реверсивный электродвигатель с последовательным возбуждением типа МУ-1000. Этот двигатель может работать в длительном режиме при напряжении 12 В и в кратковременном - при напряжении 18 В. Мощность его 1,7 кВт, частота вращения ротора 6000 об/мин. Средний потребляемый ток 135 А при напряжении 24 В. В качестве источника тока применена не обычная кислот-


Рис. 149. Общий вид электрокарта Моздокской СЮТ


Рис. 150. Основные узлы электрокарта Ластовкина:

/ - тормозной диск; 2 - главный тормозной цилиндр; 3 - педаль сцепления; 4 - тормозная педаль; 5 - педаль хода; 6 - рычаг переключения скоростей; 7 - электровентилятор; 8 - электродвигатель; 9 - двухрядная втулочно-роликовая цепь; 10 - сцепление; 11 - четырехступенчатая коробка передач; 12 - система управления электродвигателем; 13 - аккумуляторная батарея



ная аккумуляторная батарея, а батарея, собранная из щелочных серебряно-цинковых элементов СЦК-45 (15 банок). Размеры батареи 432 X 129 мм. Масса около 150 кг. Продолжительность работы двигателя 15 мин при номинальном токе разряда 135 А. Для улучшения характеристик движения на карте применена четырехступенчатая коробка передач. Можно использовать коробку передач от мотоцикла «Восход». Двигатель включается дистанционно с помощью контактора КМ-200Д.

Желающие более подробно ознакомиться с конструкцией картов могут воспользоваться литературой, приведенной в приложении.

АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Прообразом самодельных автомобилей для детей послужили детские педальные машины, выпускаемые нашей промышленностью. Приучить ребенка с раннего возраста к технике, к окружающему его предметному миру - одна из причин, заставляющая молодых отцов заниматься таким техническим творчеством. Многие из них вначале делали педальный автомобиль, затем появлялось желание поставить на него двигатель. К этому времени подрастал и ребенок. И тогда совместно с повзрослевшим сыном подходила очередь для создания большого автомобиля.

Для маленьких детей, конечно, самыми удобными следует считать педальные автомобили. Они бесшумны, безопасны и в то же время удовлетворяют потребности ребенка в движении. Из большого количества самоделок рассмотрим два примера.

Вот, например, педальный автомобиль «Мечта» И. Евстрато-ва (рис. 151). Это * двухместный автомобильчик габаритами 1450X780X680 мм, имеющий базу 900 мм, колею колес 640 мм.


Рис. 151. Детский педальный автомобиль


Рис. 152. Схема педального привода автомобиля


Рис. 153. Деревянный каркас и элемент обшивки педального автомобиля

Педальный привод (рис. 152) имеет четыре педали, качающиеся попарно на своих осях, прикрепленных к поперечной балке деревянной рамы, представляющей собой неравносторонний четырехугольник. Каркас кузова собран из продольных и поперечных деревянных брусьев (рис. 153), посаженных на клей.



Оболочку кузова можно сделать формованной из стеклоткани или нескольких слоев простой ткани по заранее изготовленной форме. Задняя ось укрепляется на продольных брусьях рамы сечением 30X40 мм. Передние полуоси крепятся к поперечному переднему брусу рамы с помощью кронштейнов, в которых они могут поворачиваться. Рулевое колесо можно изготовить из стальной или алюминиевой трубки небольшого диаметра, а рулевую колонку из дюралюминиевой трубы 0 22 мм. Рулевой механизм тросового типа. Подробное описание этого автомобиля можно найти в журнале «Моделист-конструктор», 1974, № 2.

Чтобы заинтересовать малышей, особое внимание следует уделить вспомогательному оборудованию, фарам, звуковому сигналу, габаритным фонарям. В качестве электропитания можно применить батарейки от карманного фонаря. Украшением автомобиля могут стать тщательно выполненные бамперы и передняя решетка.

Несколько иная конструкция педального автомобиля показана на рис. 154. Если в автомобиле «Мечта» вибрация из-за неровностей дороги частично поглощается мягкой обивкой сидений, то в этой конструкции уже имеется своеобразная подвеска, воспринимающая вибрацию, поэтому сиденье может быть жесткого типа. Этот автомобиль двухместный рамной конструкции. Основанием служит хребтовая балка из трубы 0 25 ... 30 мм, на которой на приваренных пластинах укреплены поперечные деревянные брусья сечением 25X25 мм. Боковины кузова из 5-миллиметровой фанеры крепятся к продольным планкам, соединенным с поперечными брусьями.

Передняя и задняя стенки кузова, приборная доска, сиденье и его спинка - также из фанеры толщиной 5... 6 мм. Передняя и задняя части кузова изготавливаются в виде капотов. Они могут быть сделаны из стеклоткани, нескольких слоев бумаги или из тонкого металла. Устройство переднего и заднего мостов можно уяснить из схемы (см. рис. 154). Описание конструкции этого автомобиля более подробно приведено в журнале «Юный техник», 1971, № 2.

Рулевое управление автомобиля состоит из рулевой трапеции, изготовленной из полосовой стали, рулевого колеса и рулевой колонки со шкивом рулевого механизма. Рулевой механизм тросового типа. В шкиве рулевого механизма просверлены два отверстия, в которых закреплены концы тросов. Другим концом тросы присоединяются к рычагам поворотных цапф. При вращении рулевого колеса один из тросов сматывается, а другой наматывается на шкив, и тем самым осуществляется поворот колес автомобиля.

Наряду с педальными появилось целое семейство самодельных детских автомобилей с небольшими двигателями внутреннего сгорания. В них использовались двигатели мотовелосипедов Д-4,


Рис. 154. Элементы конструкции педального автомобиля:

/ - рулевое управление; 2 - педали; 3 - задняя ось; 4 - пружинная подвеска; 5 - поперечная балка рамы; 6 - передняя часть облицовки; 7 - передний капот; 8 - доска приборной панели; 9 - боковая часть кузова; 10 - задняя часть кузова; 11 - бампер; 12 - задний капот; 13 - продольная труба рамы; 14 - сиденье; 15 - передний мост



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50