Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

менее 50 мм (рис. 140). Расстояние между внутренней стороной дуги и вертикальной плоскостью, проходящей через позвоночник водителя на высоте 600 мм над сиденьем водителя, должно быть не менее 200 мм. Продольное расстояние между вершиной дуги и шлемом гонщика не должно превышать 250 мм.

Все колеса не должны иметь независимую подвеску. На багги можно использовать как серийную, так и самодельную подвеску. Так как автомобили предназначены для гонок по пересеченной местности, важно подобрать необходимые шины, предпочтительно с зимним рисунком или типа НИИШП-ралли. Для автомобилей по 4-й класс включительно допускается применение мотоциклетных колес с диаметром не более 19 дюймов и минимальной шириной 2,25 дюйма. С 5-го по 10-й класс минимальные размеры комплектного колеса 11,5 дюйма, посадочный диаметр 16 дюймов. Шины одной оси должны быть одинаковые.

Багги должны иметь эффективные и надежные тормоза с раздельным двухконтурным приводом и стояночный тормоз ручного действия. Только на автомобилях 0-го и 1-го классов допускается одноконтурный привод для всех четырех колес. Багги должны иметь крылья, роль которых могут выполнять элементы кузова.

При конструировании должны быть учтены все требования безопасного использования автомобиля и в соответствии с этим размещены агрегаты и использованы защитные экраны.

Главные предохранительные дуги изготавливаются из стальных холоднокатаных бесшовных труб. При массе автомобиля до 300 кг их размер 35X2 мм; при массе до 700 кг - 42X2,5 мм; при массе до 1200 кг - 48X2,5 мм и свыше - 57X3 мм.

Специальные кроссовые автомобили должны иметь два стоп-сигнала и задние габаритные фонари. В качестве последних могут быть использованы фонари любых автомобилей. Стоп-сигнал должен находиться на высоте от 0,5 до 1,5 м над уровнем земли. Кроме того, эти автомобили должны оборудоваться системой пожаротушения, аналогичной применяемой на гоночных машинах. Обязательно наличие буксирных крюков или проушин.

Преимуществом этого вида технического творчества является то, что для изготовления багги используют не только новые узлы и агрегаты, но и снятые со старых и даже побывавших в аварии автомобилях.

Конструирование багги открывает широкий простор для технического творчества, а поэтому создание подобных машин все больше и больше привлекает к себе самодеятельных автоконструкторов, особенно молодых. Этому способствует и то, что к соревнованиям на багги допускаются спортсмены, достигшие 14-летнего возраста и не имеющие водительских удостоверений. Вместо водительских прав им выдается лицензия. Лицензию могут выдавать районные и городские комитеты ДОСААФ, спортивно-технические клубы, ДЮСТШ и СЮТ Дворцов пионеров.,


Рис. 141. Компоновочная схема спортивного автомобиля «Багги-ТМ»:

/ - рычаг подвески заднего колеса; 2- выхлопная система; 3 ....-двигатель; 4-.....пружины подвески заднего колеса; 5 - воздушный фильтр; 6 - бензобак; 7 - зеркало заднего вида; 8.....-защитные дуги; 9 -

кузов; 10-рычаг подвески переднего колеса; -торсионный передний мост; 12 •- цельносварная рама

В табл. 35 приведены технические характеристики некоторых багги, созданных любителями.

Как компонуется и проектируется автомобиль типа багги, рассмотрим на примере «Багги-ТМ», разработанного обществен-нхм КБ журнала «Техника - молодежи» (рис. 141). Основными частями его являются узлы и агрегаты серийных автомобилей «Запорожец». Двигатель расположен в задней части машины, что позволяет получить достаточную сцепную массу на ведущих колесах. Основой автомобиля служит цельносварная рама из холоднокатаных бесшовных труб. К ней крепятся передняя и задняя подвески. Кроме подвески, смонтированы силовая установка, передний и задний мосты. Кузов состоит из нескольких панелей несложной конфигурации из стеклопластика.

На рис. 142 изображен багги, созданный на основе агрегатов автомобиля ВАЗ-2101. Двигатель расположен за спинкой сиденья водителя, а поэтому при задних ведущих колесах передача на карданный вал осуществляется через зубчатое зацепление (промежуточный редуктор) на конце вала коробки передач. Этот промежуточный редуктор позволяет изменять передаточное число трансмиссии в зависимости от условий трассы. Кузов сделан из стеклопластика.




Рис. 142. Багги, созданный на основе агрегатов автомобиля ВАЗ

На рис. 143 показаны три различных компоновочных решения багги, созданного на базе мотоколяски СЗД.

Основным элементом при изготовлении багги является рама (или каркас). На рис. 144 представлена конструкция рамы, разработанная на Московском экспериментальном механическом заводе. Основные несущие элементы - дуги безопасности и поперечная балка изготавливаются из трубы 0 35X2 (сталь ЗОХГСА). Однако ее можно заменить холоднокатаной трубой из обычных конструкционных сталей, но несколько большего сечения (0 40X2). На одну раму потребуется около 10 м таких труб, включая трубы 0 20X2, используемые для распорок подкосов и элементов каркаса, не несущих значительных нагрузок. Для косынок, кронштейнов, ребер жесткости, подсоединительных

ушек потребуется стальной лист толщиной 2......2,5 мм. Днище

машины, перегородки водительского отделения можно изготовить из стальных листов или алюминиевых, сплавов Д16, АМгб толщиной 0,6... 1,2 мм. На один автомобиль уходит не более четырех листов размером 1200X600 мм.

На рис, 145 показан каркас в сборе баггк, разработанного студенческим конструкторским бюро Марийского политехнического института. В его конструкции использованы трубы из доступных конструкционных сталей. Для дуг безопасности и основных несущих элементов подвесок балки использованы трубы 0 42X2,5. Боковая защита изготовлена из труб 0 35X2,2. Остальные, менее нагруженные элементы-......трубы 0 32X2.

�133



Таблица 35

Технические характеристики некоторых багги

Наименование, кем и (или) где изготовлен

Число мест

Двигател!

Габариты, гмм

Объем,

CM"

Исходный двигатель

(щНН ость,

Длина

Ширина

Высота

л. с.

«Багги КВП», В. Тарну-

Иж-56

19,1

2770

1410

1400

ха, г. Харьков

сдвоенный

«Багги ЦСЮТ», Латвия

Иж-56

2630

1320

1380

«Москвиченок»

Иж-ЮК

13,2

2500

1350

1300

«Багги-350», клуб «Ро-

мантик», г. Красноярск

2500

1300

1320

«Багги», Таллинский по-

литехнический институт

1200

ВАЗ-2101

3000

1350

1300

«Багги», ЦКБ ДОСААФ,

г. Ленинград

1200

МеМЗ-968

30,2

3400

1590

1500

«Мотобагги», Дом пио-

неров, г. Харьков

Иж-П

14,7

2270

1410

1400

«Багги», Марийский по-

1200

МеМЗ-968

30,2

3230

1600

1200

литехнический и нститут

«Багги», класс 0,

Иж-ЮЗ

25,7

2500

1380

1200

г. Москва

«Багги-350», Яна Тиль-

ка, Эстония

Иж-350

10,5

2480

1250

1220

Колея, мм

База, мм

Размер шин

Масса, кг

Источники информации

1220

1140 1050

1140

1290

1220 1530

(1500)

1200 1100

2710

1650 1650

1650

2100

2000

1690 2300

1950 1700

5,00 10

5,00-10 5,00-10

5,90-13

5,90-13 5,90-13

5,00-10

5,00-10

450 450

МК, 1976, № 3 ТМ, 1974, № 8

МК, 1980, № 3

МК, 1979, № 7

ТМ, 1973, № 10

ТМ, 1975, № 4

ТМ, 1975, № 4 МК, 1986, № 11

ЮТ для умелых

рук, 1986, № 6 МК, 1976, № И



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50