Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 135. Компоновочная схема вездеходной машины Казанского молодежного КБ


Рис. 136. Кинематическая схема силовой передачи вездеходной машины:

/--ведущий барабан гусеничных лент; 2 - ведущие фрикционные диски; 3 ....-двигатель; 4 -5 -подвижный фрикционный ведомый диск; 6~ фрикционный диск привода вентилятора

вентилятор-


Рис. 137. Схема устройства моноцикла Э. Мельникова:

1 - внутренний обод; 2 - двигатель; 3 - топливный бак; 4 -рулевое колесо; 5-рулевое управление; 6- сиденье водителя; 7-подшипник; 5 «-внешний обод; 9 - зубчатая передача

Оригинальную машину повышенной проходимости сконструировал Э. Мельников, житель деревни Янино Ленинградской области. Это своеобразный моноцикл, известный еще до развития самодеятельного автостроения. Внутри полутораметрового колеса (рис. 137) по внешнему ободу на подшипниках катится внутренний обод. Движение внутреннего обода осуществляется с помощью двигателя, приводящего во вращение зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с зубьями, нарезанными на внутренней поверхности наружного обода. Двигатель небольшой мощности, так как преодолению сопротивления при качении способствует и масса водителя за счет перемещения центра масс последнего. Большой диаметр колеса позволяет моноциклу легко преодолевать ямы и буераки (рис. 138).

Некоторые любители создают автомобили, способные пере-




Рис. 138. Общий вид моноцикла Э. Мельникова


Рис. 139. Амфибия Ю. Чумичева:

/ - двигатель; 2 -руль; 3 - гребной винт; 4 - вал гребного винта; 5 - колесный редуктор; 6 - привод гребного винта; 7, 8- цепные передачи привода гребного винта и задних колес; 9- рама; 10 - рулевая колонка; /У -педаль привода; 12-передняя подвеска

двигаться как по дорогам, так и по воде. Иногда за основу берутся моторные лодки, которые дополнительно оборудуются колес-нхми движителями. Иногда же это обычный микроавтомобиль с водонепроницаемой нижней частью кузова, оборудованный водяным движителем.

Приведем в качестве примера автомобиль-амфибию Ю. Чумичева (рис. 139). Кузов этой амфибии двухместный полузакры-

того типа выполняется аналогично корпусу катеров набором деревянных шпангоутов и стрингеров, обшитых фанерой толщиной 4 ... 6 мм. Автомобиль имеет трубчатую сварную раму, на которой крепятся передний и задний мосты. Трубы для рамы тонкостенные 0 50 мм. Передний мост от мотоколяски СЗА с небольшими изменениями, которые были необходимы, так как рулевая колонка и рычаги трапеции взяты от автомобиля «Мо-сквич-402». Кроме того, на колеса передней оси были установлены тормоза. Задний мост от мотоколяски СЗА с качающимися поперечными рычагами и элементами подвески мотоцикла «Ява».

Двигатель «Ява-350» установлен сзади на сварной трубчатой раме. Охлаждение осуществляется вентилятором, отсасывающим воздух от цилиндров и картера. Забор воздуха происходит через жалюзи крышек моторного отсека. Бензобак также расположен в моторном отсеке и топливо к карбюратору поступает самотеком. Крутящий момент от мотора к раздаточной коробке передается цепной передачей. Цепная передача также передает крутящий момент от раздаточной коробки к дифференциалу. Передаточное число силовой передачи 5,9. Натяжение цепных передач осуществляется с помощью промежуточных звездочек.

По воде амфибия передвигается с помощью гибкого винта, вращение которому передается от раздаточной коробки. Наибольшая скорость по шоссе 64 км/ч, по воде до 7 км/ч.

БАГГИ

Еще в 50-е годы нашего столетия на тихоокеанском побережье США появились необычные автомобили: без облицовки и кузова. Они лихо носились по песчаным дюнам, доставляя удовольствие своим владельцам и туристам. Как правило, это были старые автомобили без каких-либо переделок. Они получили название бич-багги (пляжная тележка) и дюн-багги (песчаная тележка). Первый такой автомобиль специально для отдыха и туризма в 1964 году построил житель Калифорнии Б. Мейер на базе агрегатов «фольксвагена». Постройка такого автомобиля обходилась сравнительно дешево, была конструктивно проста и каждый автолюбитель мог его сделать в гараже своими силами.

Вскоре эти автомобили стали спортивными для соревнований на кроссовых трассах кольцевой формы. В Европе они начали появляться в конце 60-х годов. В 70-80-е годы багги начинают получать широкое распространение и у нас. В 1979 году Федерацией автомобильного спорта СССР были утверждены регламентирующие документы «Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях».



В соответствии с классификацией специальные кроссовые автомобили багги делятся на классы в зависимости от рабочего объема двигателя, но при этом устанавливается минимально допустимая масса (табл, 34). Согласно этим требованиям автомобили 0-го и 1-го классов снабжаются серийными мотоциклетными двигателями воздушного охлаждения производства социалистических стран, на автомобилях 2-7-го классов можно устанавливать двигатели воздушного охлаждения мотоциклов и автомобилей отечественного производства, для 7-15~го классов допускается установка двигателей серийных отечественных автомобилей.

Таблица 34 Классификация специальных кроссовых автомобилей

\( и я г с

Рабочий/ объем двигателя, см*

Масса, кг не менее

W ляг4с

Рабочий объем двигателя, см;;1

Масса, кг не менее

Не менее 350

1300.. . 1600

351 . . , 500

1601 .. . 2000

501 . , . 600

2001 . . . 2500

601 . . .700

2501 „ . . 3000

701 . . . 850

3001 . . . 4000

851 ... 1000

4001 . ,: 5ооо

1001 . . . 1150

14

5001 . . . 6000

1151 .. . 1300

свыше 6000

1000

При подготовке двигателей 0-го и 1-го классов разрешается любая форсировка, кроме наддува, при этом картер и цилиндры должны быть заводского изготовления. Для других классов подготовка должна быть аналогичной двигателям группы 1 категории А серийных легковых автомобилей, т. е. допускаются более тщательная регулировка систем:, замена в карбюраторе топливных жиклеров, кроме воздушных, селективная сборка из заводских узлов и деталей, обработка поверхностей каналов головки блока и коллектора с допуском от +4 до -2% от номинального размера, увеличение рабочего объема расточкой цилиндров, но не более чем на 0,6 мм, без изменения класса двигателя. Должна быть сохранена система зажигания, но разрешается установка электронного зажигания без замены механических деталей, установка любых распределителей, конденсаторов, катушки зажигания. Допускаются снятие воздушного фильтра или установка в более удобном месте другого, снятие и замена вентилятора, ремня и шкивов.

По сравнению с подготовкой двигателей группы 1 категории А на багги допускается открытая система выпуска после головки


Рис, 140. Устройство каркаса безопасности багги

блока цилиндров. При этом, если труба будет направлена назад, она может выступать за габариты автомобиля не более чем на 250 мм и располагаться над уровнем дороги не выше 600 мм; если она направлена вбок, то не должна выходить за габариты автомобиля.

На багги допускается использование любых сцеплений, главных передач, карданных валов, полуосей и дифференциалов заводского и индивидуального изготовления. Можно использовать дифференциал повышенного трения, но запрещается полная блокировка его.

Кузов может быть любой формы, но должен обеспечивать водителю достаточную комфортабельность и безопасность. Безопасность обеспечивается специальным каркасом кузова, который является его элементом. Каркас безопасности проектируется в соответствии с требованиями к открытым автомобилям и состоит обычно из двух основных дуг - передней и задней, соединенных между собой как минимум одной перемычкой. Предохранительная дуга должна проходить над шлемом водителя на высоте не



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50