Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 127. Вид шасси амфикара Н. Корчагина (с рулевым управлением):

/ - рама; 2 - цепная передача на переднее колесо; 3 - рулевое устройство; 4 - силовой агрегат; ргчаг управления фрикционом; 6 - цепная передача, на среднее колесо; 7 - колесо


Рис. 128. Компоновочная схема амфитрака «Обь»


Рис. 129. Конструкция трака и гусеницы ам~ фитрака «Обь»

из железной бочки с электронагревательными элементами мощностью 3,5 кВт. Давление при вулканизации около 600 кПа, температура 147 °С.

Встречаются самодельные вездеходы и на гусеничном ходу. Примерами таких конструкций могут служить амфитрак «Обь», созданный А. Кремневым из Томской области, и вездеход, спроектированный членами КЮТ Новосибирского академгородка.

Корпус амфитрака «Обь» (рис. 128) изготовлен из листовой фанеры толщиной 12 мм. Элементы корпуса соединяются с помощью металлических уголков. Жесткости кузова при такой конструкции оказалось достаточно, чтобы обойтись без рамы. Таким образом, кузов имеет несущую конструкцию при массе всего 45 кг. Гусеницы натянуты на шесть опорных катков. В качестве последних взяты колеса от мотоцикла. Гусеницы самодельные и представляют собой алюминиевые литые траки, прикрепленные к втулочно-роликовым цепям (рис. 129). Гусеницы приводятся в движение с помощью двух пар звездочек. Катки насажены на три оси с подшипниками качения. Передняя ось укреплена на двух продольных полуэллиптических рессорах, набранных из трех листов. Задние оси катков подвешены на качающейся раме, изготовленной из двух стальных уголков (рис. 130),




Рис. 130. Устройство каретки задних катков амфитрака «Обь»:

/ - ползун; 2-пружина; 3- салазки; 4 - тяга; 5 - гайка натяжного устройства; 6 - опорная пластина кронштейна; 7, 13 - оси катков; 8 - хомут; 9 - болт с гайкой и шайбой; 10 - ограничительная втулка; - ось каретки; 12-качалка

Ведущие звездочки располагаются на оси главной передачи, которая состоит из редуктора, двух механизмов сцепления. Звездочка на входе редуктора с помощью втулочно-роликовой цепи соединяется со звездочкой двигателя, который взят от мотоцикла «Иж».

Органы управления состоят из двух рычагов бортовых фрикционов, педали муфты сцепления, педалей тормоза, газа и педали кикстартера. Амфитрак оборудован съемным брезентовым тентом.

Вездеход, сконструированный в КЮТ Новосибирского академгородка (рис. 131), рамной конструкции, изготовлен из листовой стали толщиной 0,5.. . 0,8 мм, которая приварена газовой сваркой к трубам каркаса (рис. 132) кузова. Двигатель М-62 «Урал», модернизированный, установлен в задней части кузова. Принудительное охлаждение осуществляется с помощью двух восьмилопастных вентиляторов.


Рис. 131. Вездеход, сконструированный в КЮТ Новосибирского академгородка:

/ - кронштейн полуоси; 2 -• опорный каток; 3 верхний поддерживающий каток; 4 - натяжной каток; -~ - корпус; 6 - ветровое стекло; 7 - рычаг тормоза; 8 •-• ручка переключения передач; 9 - • двигатель; 10 - кожух вентилятора; -- дифференциал; 12 - гусеница


Рис. 132. Рама-каркас вездехода




Рис. 133. Схема устройства резинометаллической гусеницы вездехода:

/--транспортерная лента; 2 - цепь; 3 -направляющий выступ ленты; 4»- грунтозацеп из уголка; 5, 6 - заклепки


Рис. 134. Предлагаемая компоновочная схема для самодельных вездеходов (на примере вездехода, созданного Ханебриком и Левеном)-

/ - лвнгатель с коробкой гтерепдм; дисковые тормоза; J - подвеска передкего колеса; --перйднй дифференциал; 5 - гнлрпцнлялдр прквода рулевого упрйв-тення; tf-JfOJitJto; 7 -задний днфферНцнал-S-ременная передача пснвсле!

Двигатель с дифференциалом от мотоколяски СЗА связан цепной передачей. Для увеличения тягового усилия на гусеницах используется промежуточный цепной редуктор с передаточным отношением 3. Вращение от редуктора на дифференциал также передается с помощью передачи. Таким образом, крутящий момент от двигателя передается на редуктор, а затем на вал дифференциала и через него на ведущие колеса. На полуосях крепятся по две звездочки с количеством зубьев 26 и шагом 37 мм. Звездочки приводят в движение гусеницы. Чтобы полуоси не деформировались, наружный конец их имеет дополнительную опору в виде подшипника в кронштейне, установленном на каркасе кузова.

Вездеход имеет четыре скорости вперед и столько же назад. Поворот осуществляется ленточным тормозом путем торможения одной из полуосей дифференциала. Помимо рычагов управления поворотом имеется две педали: газа и сцепления. Педаль тормоза отсутствует, так как торможение осуществляется при действии одновременно двумя рычагами.

Гусеницы резинометаллические (рис. 133) с двумя параллельно расположенными цепями от транспортеров сельскохозяйственных машин. Имеющиеся на цепи выступы обрабатываются по форме уголков размером 20X20X3, приваренных к ним, которые служат грунтозацепами. К ним заклепками крепится резиновая кордолента, взятая от транспортера, толщиной 7 мм. Для направления движения катков на ленте устанавливаются резиновые выступы из клинового ремня (профиль «Е» по

ГОСТ 1284-57).

На рис. 134 приведена схема вездехода, созданного американцами Ханебриком и Левеном. Это удивительный автомобиль, который создан руками умельцев. Его длина 3660 мм, ширина 2030 мм, высота 1015 мм, максимальная скорость 160 км/ч.

Своеобразную конструкцию вездеходной машины предложили конструкторы Казанского молодежного КБ. В конструкции этой машины объединены гусеницы и воздушная подушка (рис. 135). Гусеницы всегда находятся в зацеплении с грунтом, что обеспечивает устойчивое движение машины по курсу. Около 60... 80% массы приходится на воздушную подушку, которая создается вентилятором, расположенным в кормовой части машины. Сходство с аппаратом на воздушной подушке придает и эластичная юбка впереди и по бортам. Установленные заслонки позволяют перераспределять воздух так, чтобы приподнимать машину с нужной стороны.

Крутящий момент от двигателя (рис. 136) через цепную передачу передается на два фрикционных вариатора, связанных с гусеницами. Кинематика вариатора обеспечивает передний и задний ход, развороты и бесступенчатое регулирование скорости движения. Герметичный корпус позволяет вездеходу преодолевать и водные преграды.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50