Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Чтобы решать вопросы формообразования на современном уровне, необходима серьезная теоретическая и практическая подготовка. Самодеятельные конструкторы в своем большинстве такой подготовкой не обладают. Поэтому им необходимо хотя бы вкратце познакомиться с некоторыми теоретическими положениями из области дизайна. Сейчас же в большинстве случаев в самодеятельном автостроении поиск формы происходит интуитивно путем сравнения своих разработок с существующими современными моделями. Чтобы помочь любителям, изложим в общих чертах основные положения композиции промышленных изделий.

В теории композиции дизайна существуют свои закономерности. Это, в первую очередь, общие закономерности формообразования, категории композиции, свойства и качество и средства гармонизации формы. Чтобы изделие было эстетически совершенным, его форма должна наиболее полно отвечать функциональному назначению. Однако сама функция не остается постоянной и претерпевает изменения вместе с развитием формы.

В одно время с целью достижения больших скоростей и высшего комфорта автомобильная промышленность стала выпускать большие автомобили с мощными двигателями. Когда же автомобилей на дорогах и в городах стало много и цены на топливо возросли, большие скорости на дорогах оказались ненужными: проблема автомобильных пробок и стоянок потребовала уменьшения размеров автомобиля и мощности его двигателя. Автомобили стали упрощаться и уменьшаться в размерах (рис. ПО). Это еще раз показало, как форма изделия чутко реагирует на изменение функции.

Как же учитывать все это при конструировании своей модели?

Например, решено создать автомобиль для загородных прогулочных поездок с семьей. В этом случае скорость можно ограничить 80 км/ч. Выбирая подходящую для этих условий форму, следует учесть, что у автомобиля должен быть высокий дорожный просвет, обеспечивающий возможность его эксплуатации на грунтовых дорогах. Салон достаточно просторный, а сиденья выполнены так, чтобы позволяли переоборудовать их в спальные места; при этом необходимо обеспечить место для багажа.

Другие требования предъявит автомобиль спортивного назначения или автомобиль для города.

В свое время, тщательно изучив функциональное назначение автомобилей-такси, дизайнеры ВнИИТэ предложили свою форму такого автомобиля (рис. 111). Однако выпуск этих автомобилей не был налажен. Но заложенные в его конструкцию прогрессивные начала использовались в конструкциях некоторых самодельных автомобилей.

Форма автомобиля должна по возможности точнее соответствовать компоновке автомобиля (рис. 112).

На рис. 113 показан проект городского электромобиля, раз-


Рис. ПО. Изменение (уменьшение) формы автомобиля, диктуемое условиями эксплуатации


Рис. 111. Автомобиль-такси, разработанный во ВНИИТЭ

работанный инженером Е. Кочневым. Малые размеры, хорошая обзорность, сдвижные двери делают его очень удобным при эксплуатации в городской черте, и в то же время компактная силовая установка позволяет создать необходимый простор в салоне.

Материал, из которого изготавливается автомобиль, и технология также влияют на форму автомобиля. Так, при изготовлении кузова автомобиля из дерева форма его будет диктоваться формой брусьев и их соединений. Автомобили, изготовленные из металла, имеют другие очертания. В них немаловажное значение будет иметь технология изготовления отдельных деталей: штампованные, сварные, литые, клепаные. Применение пластмассовых кузовов дает почти неограниченные возможности формообразования.

Категории раскрывают основные закономерности в композиции. Другие связи в ней раскрывают такие понятия, как свойства и качество. К свойствам и качеству относятся: целостность формы, соподчиненность ее частей и элементов, композиционное





Рис. 112. Соответствие формы автомобиля его компоновочному решению



(о о

о о)

Рис. ИЗ. Проект городского электромобиля Е. Кочнева

равновесие, симметрия и асимметрия, статичность и динамичность, единство характера формы. Уже в самом названии этих закономерностей заложено их понятие. Целостность и соподчи-ненность теснейшим образом связаны друг с другом, так как любая композиция основана на соподчинении главных (доминирующих) и менее значимых элементов. Чем гармоничнее форма, тем она целостнее и легче воспринимается нашим глазом. Расчлененная, раздробленная форма требует много времени на ее осмысление и воспринимается как некрасивая. Понятие композиционного равновесия для автомобилей теснейшим образом связано с их статическим и динамическим равновесием, положением


Рис. 114. Придание форме автомобиля динамичности различными композиционными приемами:

а -единством горизонтального строя основных формообразующих линий; б -пологими лекальными линиями с тенденцией подъема их от багажника к капоту; в - лекальными линиями веретенообразной формы; г- использованием сложного взаимодействия формообразующих линий

центра тяжести и распределением массы по осям.

В форме автомобиля присутствуют симметричные начала, если рассматривать его сверху, спереди или сзади. Доминирующим же здесь все же является динамичность, связанная с асимметрией. Асимметрия формы делает ее более выразительной. Асимметрия будет тогда гармоничной и выразительной, когда она, как говорят, уравновешена (сбалансирована). Гармония развитой асимметричной формы строится на сложнейших отношениях других закономерностей композиции. Асимметрия позволяет в форме выразить ее динамичность, что важно для автомобиля - изделия, перемещающегося в пространстве.

Форму изделия, односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, называют динамичной. Эту форму следует придавать всем предметам, связанным с движением в пространстве. Динамичность автомобиля может быть выражена единством горизонтального строя основных формообразующих линий (рис. 114, а), дополненных наклонными образующими линиями. Основные формообразующие линии могут быть лекальными с тенденцией подъема их от багажника к передней части (рис. 114, б).



У автомобилей спортивного типа динамичность может быть подчеркнута лекальными линиями, образующими тело веретенообразной формы (рис. 114, в). Иногда применяется сложное взаимодействие формообразующих линий, носящих волнообразный характер. Впечатление динамичности создается при этом не только главными формообразующими линиями, а поддерживается и развивается линиями дверей, рисунком буфера и подколесных контуров, очертаниями лобового и заднего стекол (рис. 114, г).

Изделия высокого эстетического уровня обязательно обладают единством характера формы. Это понятие, близкое к такому, как фирменный стиль, и является совокупностью чисто индивидуальных черт, отличающих формы одинаковых по назначению и даже по принципу конструкции изделий, созданных в одно и то же время. Единство характера формы имеет большое значение в автомобилестроении. Работая над характером формы, художник-конструктор отрабатывает внешний вид изделия, словно ювелир, шлифующий дорогой камень.

Понятия теории композиции довольно сложно раскрыть в таком кратком изложении. Об этом более подробно желающие могут прочитать в книге Ю. С. Сомова «Композиция в технике» (М.: Машиностроение, 1987). Предлагаемая в ней теория композиции относит к понятию категории тектонику и объемно-пространственную структуру. Форма любого изделия так или иначе выражает особенности его строения. Если по форме можно судить, какие нагрузки несет конструкция, какие она испытывает напряжения, как работает материал формы, значит она правильно отражает тектоническую основу изделия.

Тектоникой называют зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала. Она связывает две важнейшие характеристики изделия: его конструктивную основу и форму. Все элементы конструкции должны работать, воспринимать нагрузки; только тогда правильно раскрывается ее тектоника. В форме изделия не должно быть элементов, не несущих нагрузки, не выполняющих какую-либо функцию.

Соотношение же объема и пространства без учета материала говорит об объемно-пространственной структуре - структуре организованной, а не хаотичной. Поэтому с точки зрения объемно-пространственной структуры автомобиль можно отнести к моноблочной организованной структуре с механизмами, которые скрыты внутри и угадываются по очертаниям формы кузова.

При работе над формой любого изделия, чтобы решить композиционные задачи и раскрыть его свойства, необходимо умело использовать средства композиции (средства, с помощью которых добиваются эстетической выразительности). К таким средствам гармонизации формы относятся: композиционный прием, пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, контраст, нюанс, метрический и ритмический повторы, цвет,



Рис. 115. Пример одного из композиционных приемов

тени и пластика. Все это как бы своеобразный инструмент художника-конструктора, помогающий ему достичь эстетического совершенства.

При поиске своей формы любой проектировщик перебирает множество вариантов. Чтобы сократить время на поиск формы, надо с самого начала выявить идею композиции, т. е. тот прием, который затем будет развит дальнейшими средствами композиции. Это можно показать на примере работы дизайнера над формой микролитражного автомобиля. Автомобиль оригинален по компоновке. Он переднеприводной с выдвинутым вперед и низко опущенным кузовом. Наклонный пол багажника позволил увеличить его вместимость. В основу компоновки принят острый композиционный прием (рис. 115), который подчеркивает динамичность. Низкая, далеко выдвинутая вперед веретенообразная форма капота хорошо поддержана линиями низа и верха проемов кузова, линией крыши, контуром дверей и т. п. Форма точно соответствует компоновке автомобиля. Острый и выразительный силуэт автомобиля отражает принятый композиционный прием, в котором используются сложные лекальные линии при почти полном отсутствии прямых.

Пропорции и пропорционирование - одно из важнейших средств организации формы. На целостность формы можно рассчитывать только тогда, когда его объемно-пространственную структуру объединяет четкая пропорциональная система. Инженерная проработка конструкции идет одновременно с художественной отработкой формы, а поэтому пропорциональный строй, соразмерность частей и целого служат важной проверкой технического совершенства изделия. Соотношения элементов формы надо подбирать, используя гармоничные геометрические пропорциональные отношения.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50