Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Рис. 46. Конструктивная схема основания автомобиля «Дружок»


Рис. 47. Конструктивная схема шасси с хребтовой рамой автомобиля «Белка»:

/ - поперечная рессора; 2 - рулевая трапеция; 3 - поворотный кулак; 4 - проушины; 5 - продольная труба; 6 - продольная рессора; 7 - поперечная труба; 8 - маятниковый рычаг задней подвески




Рис. 48. Трансформируемое шасси автомобиля Павловского:

1 - продольный брус с рулевое управление; 5 -

изменяемыми размерами; передняя подвеска

задняя подвеска; 3 - силовой агрегат; 4

труб состоит из двух продольных (лонжеронов) и трех попереч-н1х (траверсы) частей. К двум передним поперечным траверсам крепятся подушки для установки двигателя. К продольным трубам крепятся рессоры передней и задней подвесок.

Более сложную пространственную конструкцию представляет собой рама автомобиля «Мул» С. Хопшаносова (рис. 45). Часть этой рамы является основой кузова автомобиля.

Рассматривая ходовую часть, очень трудно выделить какой-то один элемент. На рис. 46 показана конструкция шасси небольшого автомобиля «Дружок». Основание рамы сварено из труб 0 20 мм. Элементы передней и задней маятниковых подвесок изготовлены из труб 0 40 мм. Дуги, к которым крепится кузов, и кронштейны крепления подвесок выполнены также из труб 0 20 мм.

На рис. 47 представлена схема конструктивного исполнения шасси многомодульного автомобиля «Белка». У этого автомобиля рама хребтового типа представляет собой продольную трубу 5, к которой в передней части приварены проушины 4 крепления


Рис. 49. Конструктивная схема рамы автомобиля «Мини-Валга»


Рис. 50. Трубчатый каркас основания кузова автомобиля «Колобок»:

/ - лонжероны подрамника; 2 - трубчатый каркас съемного нередка кузова; 3 - кронштейны крепления элементов передней подвески; 4 - задняя поперечная балка; 5 - верхняя часть кузова; 6 - колесная ниша с колодцем для установки пружины задней подвески; 7 - кронштейн крепления рычага задней подвески



передней подвески, а в задней - поперечная труба 7 с проушинами для крепления маятника задней подвески. Передняя и задняя подвески маятникового типа. Передняя подвеска имеет поперечную рессору У, а задняя - продольную рессору 6, укрепленную хомутами на продольной трубе хребтовой рамы.

Самодеятельные автостроители могут использовать идею польского инженера Павловского (Моделист-конструктор, 1968, № 5, с. 40). Он предложил конструировать ходовую часть самоделок из блоков (рис. 48). Блок передней подвески вместе с рулевым управлением и колесами устанавливается на хребтовую раму коробчатого типа, к которой в задней ее части крепится блок задней подвески и силовой агрегат. Продольный брус рамы может быть различной длины, что позволяет, используя одни и те же блоки агрегатов, создавать автомобили различных модификаций.

Рама хребтового типа из труб применена в конструкции автомобиля «Мини-Валга» (рис. 49). Сама хребтовая балка рамы сварена из трубы 0 78 мм, а остальные ее детали из труб 0 52, 33 и 22 мм.

Конструкция рамы иногда видоизменяется и переходит в трубчатый каркас, например у автомобиля «Колобок» (рис. 50), или в более сложную конструкцию, например у автомобиля «Малютка» (рис. 51), где такая пространственная рама значительно повышает жесткость кузова.


Рис. 51. Конструктивная схема рамы автомобиля «Малютка»


Рис. 52. Конструкция рамы автомобиля «Магна»

Рама может быть изготовлена не только из труб, но и из проката различного профиля. Примером может служить конструкция рамы автомобиля «Магна» (рис. 52), где наряду с трубами 0 4, 26, 21 мм используются уголки толщиной 4 мм.

Таким образом, для изготовления рам можно применять трубы диаметром от 21 до 78 мм при толщине стенок 2 ... 3 мм или профильный прокат толщиной 4 ... 5 мм с шириной полок до 40 мм. Если прокат трубчатого сечения, то толщина стенок возможна и меньше 2 мм. Применяются трубы и прокат из стали марок 25, 30.

Продольные брусья (лонжероны) соединить с поперечными (траверсами) лучше сваркой. Если конструкции будут клепаными, то диаметр заклепок должен быть не менее 8 мм. Для придания жесткости в местах соединений устанавливаются косынки. Роль подобных косынок могут выполнять панели кузова, соединяемого с рамой.

Конечно, конфигурация и конструкция рамы будут определяться принятым типом передней и задней подвесок, а также размещением некоторых других агрегатов автомобиля. Иллюстрировать это можно, рассматривая полностью ходовую часть с размещенными на ней агрегатами (шасси). Возьмем для примера шасси автомобиля «Муравей» (рис. 53). Вагонная компоновка автомобиля потребовала расположить все управление в передней части, а силовую установку в задней. Подвеска передних и задних колес представляет собой продольные качающиеся рычаги, аналогично переднему мосту мотоколяски СЗА. Обе под-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50