Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

устойчивой скоростью для маневрирования в стесненных условиях.

Максимальное дорожное сопротивление соответствует максимальному динамическому фактору на первой передаче. Из уравнения тягового баланса, если выразить силу тяги через крутящий момент, можно записать


Откуда


За крутящий момент в расчетах принимается его максимальное значение для принятого двигателя. Однако его не всегда можно найти в технических характеристиках двигателей. Для некоторых двигателей, устанавливаемых на мопедах, мотороллерах, мотоколясках и автомобилях, значения максимального крутящего момента приведены в табл. 20. Когда же данные о максимальном крутящем моменте отсутствуют, его значение для ориентировочных расчетов можно получить, используя соответствующую максимальную мощность (см. табл. 17):


Тяговая сила на колесах в отдельных случаях может быть больше, чем ее возможно реализовать по сцеплению. Поэтому чтобы избежать буксования ведущих колес, производится проверка по сцеплению ведущих колес с дорогой


где у - коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса; здесь у = 1,1... 1,3;

Gg- сила тяжести, приходящаяся на ведущие колеса;

Ф - коэффициент сцепления; здесь ф = 0,6 . . . 0,8.

Четвертая передача в четырехступенчатых коробках и третья в трехступенчатых обычно прямая и ее передаточное отношение равно единице или близко к ней.

Понятно, что передаточные числа коробок передач изменяются по закону арифметической прогрессии. Поэтому для четы-

£4

Максимальный крутящий момент двигателей

Таблица 20

Место применения (модель)

Максимальный крутящий момент

Частота вращения вала двигателя, об/мин

Н • м

кгс • м

Мотовелосипед (Д-5)

1,86

0,19

3200

Мопед (Ш-53)

3,08

0,32

4000 . . . 4400

Мотороллер ВП-150

8,82

3800

Мотороллер Т-200М

13,7

3600

Мотороллер «Турист»

14,8

1,52

4600

Мотоциклы

«Восход»

14,7

4600

Иж-П2

25,4

3400

Иж-Ю2

27,4 я

4800

ТМЗ-5.951

17,4

4900 . . . 5500

Иж-Ю4

35,0

3,58

4800

«Ява-350/634»

29,4

4250

«Ява-350/638.5.00»

32,3

5250

М-62

44,1

3000 . . . 3300

К-750

41,1

3200 . . . 3300

Мотоколяска СЗБ

21,2

2,16

Автомобили

ЗАЗ-968М, ЛуАЗ (МеМЗ-969)

74,5

2700 . . . 2900

ВАЗ-2101

87,3

3400

ВАЗ-21011

94,1

3400

3A3-966 (МеМЗ-968)

75,5

• 2700 . ..2900

ВАЗ-2106

58,8

5400

ВАЗ-2107

91,2

3500

ВАЗ-2121 «Нива»

. 121,6

1/2,4

3000

ВАЗ-1111

43,2

3200

«Москвич» (408Э)

91,2

2750 . . . 3200

«Москвич» (412Э)

107,9

11,0

3400 . . . 3800

ГАЗ-24 (24Д324-01)

168,0

17,2

2200 . . . 2400

ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4022.10)

182,0

18,5

2500 . . . 3000

рехступенчатой коробки передач передаточные отношения второй и третьей передач определяются из зависимостей




Для трехступенчатой коробки передач передаточные числа

Окончание табл. 21

Передаточные числа, полученные таким образом, являются ориентировочными даже при проектировании новых коробок передач, а тем более в нашем случае, когда приходится иметь дело с уже готовыми коробками. У мотоциклов в большинстве случаев коробка передач отливается как одно целое с картером двигателя. Поэтому, выбрав мотоциклетный двигатель, мы уже имеем и готовую коробку передач, в которой нет передачи заднего хода.

В табл. 21 приводятся основные характеристики коробок передач, которые можно использовать при создании самодельно-гоавтомобиля. Вероятнее всего, в большинстве случаев придется

Таблица 21

Передаточные числа коробок передач

Место установки

Передаточное число

1 лт

цепной передачи от двигателя (заднего хода)

Мотоциклы и мотороллеры

ММВЗ-3.115;

2,924

1,97

1,33

ММВЗ-3.112

ММВЗ-3.112.1;

2,925

1,78

1,271

2,75

ММВЗ-3.112.11

М1М; К-125; М-103

3,16

1,62

1,00

2,75

К-175А; «Восход-3»

3,08

1,96

1,40

2,07

М105; М106

3,18

1,79

1,39

2,75

Ml 04

3,24

1,60

1,00

2,72

Иж-350; Иж-56; Иж-П2

4,32

2,24

1,40

2,17

Иж-ПЗ; Иж-Ю4; Иж-ЮЗ

3,17

1,81

1,26

2,75

М-10-36; М-72Н; К-750;

3,60

2,29

1,70

М67-36: ИМЗ-8.103.30; М-69

Иж-По: Иж-07.107

3,88

2,01

2,01

1,26

2,17

«Ява-250»; «Ява-350><

3,16

1,768

1,266

ВП-150М: ВП-175

4,83

2,88

3,04

Т-200М; Т-250; «Турист»

3,00

1,64

1.23

2,35

второй и третьей передач

Передаточное число

Место установки

цепной передачи от двигателя (заднего хода)

Мотоколяски и автомобили[

С1Л; СЗЛ

3,24

1,60

1,00

(2,165)

СЗА; СЗБ; СЗАМ; СЗД

4,32

2,24

(1,84)

«Москвич-401»

3,53

1,74

1,00

(4,61)

«Москвич-407,-2138»

3,81

2,42

1,45

(4,71)

ЗАЗ-965

3,83

2,29

1,39

0,89

(4,75)

ЗАЗ-968А; ЛуАЗ-969

3,80

2,12

1,40

0,96

(4,15)

«Москвич-412, -2140»

3,49

2,04

1,33

(3,39)

ВАЗ-2101

3,75

2,30

1,49

(4,3)

ВАЗ-1111

2,06

1,27

0,903

(3,7)

ВАЗ-2105; ВАЗ-2103

3,67

2,10

1,36

(3,53)

ВАЗ-2108; ВАЗ-2109

3,63

1,96

1,357

0,941

0,784

(3,53)

воспользоваться коробкой, которая смонтирована вместе с выбранным двигателем, добавив к ней передачу заднего хода, если ее нет в коробке передач. Но не исключена возможность изготовления собственной коробки передач или использования в паре с мотоциклетным двигателем коробки передач от автомобиля. В последнем случае придется конструировать элементы перехода от двигателя к коробке передач и их крепление.

По конструкции главная передача в самодельных автомобилях бывает различной. Это и классическая передача, когда в трансмиссию после коробки передач включается карданное сочленение, дифференциал, позволяющий ведущим колесам на поворотах вращаться с различной угловой скоростью, и полуоси, передающие крутящий момент непосредственно колесам. На небольших автомобилях иногда обходятся без дифференциала, передавая вращение только на одно ведущее колесо. Тогда в качестве главной передачи используются цепные приводы. При использовании в элементах трансмиссии цепные передачи обычно берут от мотоциклов и мотороллеров. Основные параметры цепных передач, которые можно применять в самодельных автомобилях, приведены в табл. 22.

Интересной с точки зрения самодеятельных конструкторов является разработка своих передач, редко используемых в стандартных автомобилях. К ним можно отнести бесступенчатые вариаторы. На рис. 33 показаны схемы двух возможных бесступенчатых передач. На схеме а представлены два конических вала, между которыми зажат кольцевой ремень. Вращение пере-



Основные параметры цепных передач

Таблица 22

Место цепи

Тип цепи

цепи, мм

Расстояние

между внутренними пластинами, мм

Диаметр

ПЛ Т\\Л If О ij vj i/1 JrJ ГЧ cl

или втулки, MM

Разрущаю-

щая нагрузка, кН

Главные передачи

ПР-12,7-1820-2

12,7

14,7

мотоциклов

ПР-12,7-1820-3

12,7

14,7

ПР-15,875-2000-4

15,875

6,5.

10,6

19,6

ПР-15,875-2000-5

15,875

10,6

19,6

Моторная переда-

ПВ-8,0-500

ча мотоциклов

ПВ-9,525-1000

9,525

ПВ-9,525-1200

9,525

12,2

11,8

приводная

Обозначения: ПР - приводная роликовая нормальной серии, ПВ

втулочная, следующие цифры - шаг цепи, затем - разрывное усилие в кгс, последние цифры - расстояние между внутренними пластинами.

дается за счет трения этого ремня о поверхность вала. Частота вращения будет зависеть от положения ремня (или другого гибкого кольца). На схеме б показан вариатор чашечного типа. Вращение и крутящий момент передаются за счет трения вогнутых поверхностей двух половин вариатора и двух дисков. Частота



Рис. 33. Схемы вариаторов:

а - с коническими валами; б - чашечного типа


Рис. 34. Применение вариатора в качестве бесступенчатой коробки передач:

/ - подвижный фланец ведомого вала; 2 - неподвижный фланец ведомого вала; 3 - редуктор; 4 - грузики центробежного регулятора; 5 - диафрагма; 6 - резинометаллический шарнир; 7 - вал трансмиссии; 8 - неподвижный фланец ведущего шкива; 9 - переключатель; 10 - подвижный фланец ведущего шкива; 11 • - трапецеидальный ремень; 12 - пружина

вращения будет изменяться в зависимости от положения дисков (наклона их осей). Принцип этих вариаторов простой, но требует конструктивного воплощения. В любительском автостроении большее распространение получили вариаторы с клиноременной передачей. Один из примеров подобного вариатора показан на рис. 34. В таком вариаторе изменение частоты вращения происходит за счет подвижных фланцев, имеющихся на ведомом и ведущих шкивах. Сближение их с неподвижными увеличивает диаметр шкива, а удаление - уменьшает. Ведомый фланец перемещается за счет давления воздуха на диафрагму 5, когда с другой стороны ее создается разрежение. Сближение ведомых фланцев происходит под действием пружин 12. Крутящий момент от двигателя через вал трансмиссии 7 и дифференциала передается с помощью трапецеидальных ремней вначале на колесные редукторы 3, а затем на полуоси колес.

Подвижные фланцы перемещаются по шлицам. Пружины ведомых фланцев стремятся сократить промежуток между флан-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50