Запорожец Издания
устойчивой скоростью для маневрирования в стесненных условиях. Максимальное дорожное сопротивление соответствует максимальному динамическому фактору на первой передаче. Из уравнения тягового баланса, если выразить силу тяги через крутящий момент, можно записать Откуда За крутящий момент в расчетах принимается его максимальное значение для принятого двигателя. Однако его не всегда можно найти в технических характеристиках двигателей. Для некоторых двигателей, устанавливаемых на мопедах, мотороллерах, мотоколясках и автомобилях, значения максимального крутящего момента приведены в табл. 20. Когда же данные о максимальном крутящем моменте отсутствуют, его значение для ориентировочных расчетов можно получить, используя соответствующую максимальную мощность (см. табл. 17): Тяговая сила на колесах в отдельных случаях может быть больше, чем ее возможно реализовать по сцеплению. Поэтому чтобы избежать буксования ведущих колес, производится проверка по сцеплению ведущих колес с дорогой где у - коэффициент перераспределения нагрузки на ведущие колеса; здесь у = 1,1... 1,3; Gg- сила тяжести, приходящаяся на ведущие колеса; Ф - коэффициент сцепления; здесь ф = 0,6 . . . 0,8. Четвертая передача в четырехступенчатых коробках и третья в трехступенчатых обычно прямая и ее передаточное отношение равно единице или близко к ней. Понятно, что передаточные числа коробок передач изменяются по закону арифметической прогрессии. Поэтому для четы- £4 Максимальный крутящий момент двигателей Таблица 20
рехступенчатой коробки передач передаточные отношения второй и третьей передач определяются из зависимостей Для трехступенчатой коробки передач передаточные числа Окончание табл. 21 Передаточные числа, полученные таким образом, являются ориентировочными даже при проектировании новых коробок передач, а тем более в нашем случае, когда приходится иметь дело с уже готовыми коробками. У мотоциклов в большинстве случаев коробка передач отливается как одно целое с картером двигателя. Поэтому, выбрав мотоциклетный двигатель, мы уже имеем и готовую коробку передач, в которой нет передачи заднего хода. В табл. 21 приводятся основные характеристики коробок передач, которые можно использовать при создании самодельно-гоавтомобиля. Вероятнее всего, в большинстве случаев придется Таблица 21 Передаточные числа коробок передач
Мотоколяски и автомобили[
воспользоваться коробкой, которая смонтирована вместе с выбранным двигателем, добавив к ней передачу заднего хода, если ее нет в коробке передач. Но не исключена возможность изготовления собственной коробки передач или использования в паре с мотоциклетным двигателем коробки передач от автомобиля. В последнем случае придется конструировать элементы перехода от двигателя к коробке передач и их крепление. По конструкции главная передача в самодельных автомобилях бывает различной. Это и классическая передача, когда в трансмиссию после коробки передач включается карданное сочленение, дифференциал, позволяющий ведущим колесам на поворотах вращаться с различной угловой скоростью, и полуоси, передающие крутящий момент непосредственно колесам. На небольших автомобилях иногда обходятся без дифференциала, передавая вращение только на одно ведущее колесо. Тогда в качестве главной передачи используются цепные приводы. При использовании в элементах трансмиссии цепные передачи обычно берут от мотоциклов и мотороллеров. Основные параметры цепных передач, которые можно применять в самодельных автомобилях, приведены в табл. 22. Интересной с точки зрения самодеятельных конструкторов является разработка своих передач, редко используемых в стандартных автомобилях. К ним можно отнести бесступенчатые вариаторы. На рис. 33 показаны схемы двух возможных бесступенчатых передач. На схеме а представлены два конических вала, между которыми зажат кольцевой ремень. Вращение пере- Основные параметры цепных передач Таблица 22
приводная Обозначения: ПР - приводная роликовая нормальной серии, ПВ втулочная, следующие цифры - шаг цепи, затем - разрывное усилие в кгс, последние цифры - расстояние между внутренними пластинами. дается за счет трения этого ремня о поверхность вала. Частота вращения будет зависеть от положения ремня (или другого гибкого кольца). На схеме б показан вариатор чашечного типа. Вращение и крутящий момент передаются за счет трения вогнутых поверхностей двух половин вариатора и двух дисков. Частота Рис. 33. Схемы вариаторов: а - с коническими валами; б - чашечного типа Рис. 34. Применение вариатора в качестве бесступенчатой коробки передач: / - подвижный фланец ведомого вала; 2 - неподвижный фланец ведомого вала; 3 - редуктор; 4 - грузики центробежного регулятора; 5 - диафрагма; 6 - резинометаллический шарнир; 7 - вал трансмиссии; 8 - неподвижный фланец ведущего шкива; 9 - переключатель; 10 - подвижный фланец ведущего шкива; 11 • - трапецеидальный ремень; 12 - пружина вращения будет изменяться в зависимости от положения дисков (наклона их осей). Принцип этих вариаторов простой, но требует конструктивного воплощения. В любительском автостроении большее распространение получили вариаторы с клиноременной передачей. Один из примеров подобного вариатора показан на рис. 34. В таком вариаторе изменение частоты вращения происходит за счет подвижных фланцев, имеющихся на ведомом и ведущих шкивах. Сближение их с неподвижными увеличивает диаметр шкива, а удаление - уменьшает. Ведомый фланец перемещается за счет давления воздуха на диафрагму 5, когда с другой стороны ее создается разрежение. Сближение ведомых фланцев происходит под действием пружин 12. Крутящий момент от двигателя через вал трансмиссии 7 и дифференциала передается с помощью трапецеидальных ремней вначале на колесные редукторы 3, а затем на полуоси колес. Подвижные фланцы перемещаются по шлицам. Пружины ведомых фланцев стремятся сократить промежуток между флан- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
|