Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

а при лопатках, расположенных радиально,


Число лопаток колеса вентилятора можно определить формуле


с последующим округлением результатов до чисел, кратных 4 или 6.

Кожух воздуходувки должен быть достаточно жестким, все его переходы плавными, чтобы уменьшить внутреннее сопротивление.

ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ЖИДКОСТЬЮ

Автолюбители в своих конструкциях, используя выпускаемые промышленностью автомобильные двигатели, применяют и серийные системы жидкостного охлаждения с их основными компонентами, включающими радиатор (теплообменник), термостат, помпу (насос).

Охлажденная жидкость после радиатора насосом перегоняется в рубашку двигателя, где, омывая стенки цилиндров, охлаждает их, отнимая тепло. Нагретая в рубашке двигателя жидкость затем вновь поступает в радиатор и охлаждается.

Современная система охлаждения двигателя состоит из двух контуров: малого (исключающего радиатор) и большого, в который радиатор включен. Наличие двух контуров позволяет обеспечить быстрый прогрев двигателя и последующее поддержание его нормального теплового режима. Для циркуляции воды в том или ином контуре устанавливается регулирующее устройство - термостат. В самом начале развития автомобилестроения применялась конвективная система водяного охлаждения. В современных автомобилях с прогрессом в развитии узлов двигателей появились системы с принудительной циркуляцией, включающие жидкостные насосы.

Проектируя систему жидкостного охлаждения на автомобиле, конструктору приходится задумываться, где разместить радиатор. Различают так называемую классическую схему расположения радиатора (рис. 30, а), при которой радиатор размещается перед двигателем вертикально и при движении обдувается




Рис, 30. Размещение радиатора на автомобиле:

а - классическая схема; б - лежащий радиатор; в - радиатор сзади

прямым встречным потоком воздуха. На стоянке при работающем двигателе воздух продувается через радиатор с помощью вентилятора, установленного на валу двигателя или соединенного с ним ременной передачей. Подобная схема нашла наибольшее применение на существующих серийных автомобилях, а поэтому она рекомендуется и самодеятельным конструкторам, как не требующая серьезных переделок.

Однако классическая схема охлаждения имеет и свои недостатки. Например, наличие большой вертикальной панели радиатора в передней части кузова автомобиля ухудшает его аэродинамику. Поэтому для улучшения аэродинамических характеристик применяют схему с лежащим радиатором (рис. 30, б), в которой радиатор располагается практически горизонтально. Поток воздуха проходит под передним бампером и, продуваясь через радиатор, выбрасывается в зоне перед лобовым стеклом. Такая схема позволяет улучшить аэродинамические характеристики автомобиля.

Улучшается аэродинамика, когда радиатор установлен сзади в зоне максимального разрежения (рис. 30, в). Отсутствие решеток и щелей в передней части кузова и блока радиатора позволяет понизить линию капота автомобиля, что в конечном итоге снижает аэродинамическое сопротивление.



КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Двигатель является важным и сложным агрегатом автомобиля и поэтому самодеятельные конструкторы, как правило, принимают в качестве его серийно выпускаемые. Но иногда автолюбители создают свои конструкции двигателей, компонуя их из стандартных. При этом конструктивной переработке они подвергают в основном картер и коленчатый вал, а остальные элементы оставляют без изменения. Иногда устанавливают и новые карбюраторы вместо штатных. Ранее уже упоминалось о сдвоенном двигателе, созданном В. Килиным. Кроме него, любительским моторостроением занимались и другие конструкторы, которые создавали свой двигатель из двух, трех и даже четырех одноцилиндровых.

В табл. 19 приведены Введения о некоторых малолитражных двигателях, созданных любителями. Первым создал свой комбинированный двигатель Л. Комаров. Его двухцилиндровый двигатель «Малыш» на 80% состоял из деталей от мотоцикла Иж-56. Если В. Килин сделал свой двигатель с V-образным расположением цилиндров, то А. Антипин, Л. Комаров, Г. Белошапкин с В. Буяновым создали двухцилиндровые оппозитные двигатели. Эти двигатели очень удобны для малолитражных автомобилей, так как имеют небольшую высоту, что очень важно при компоновке. Чет1рехцилиндров1й оппозитн1й двигатель В. Федорова и Ю. Слепого также разработай и изготовлен из четырех одноцилиндровых мотоциклетных двигателей. Коленчатые валы, шатуны, поршни, головки цилиндров взяты от серийного мотоцикла М.-250, выпускаемого в ГДР, Корпус его отлит из сплава АЛГ-9. Использование деталей и агрегатов серийно выпускаемых промышленностью мотоциклов и мотороллеров обеспечивает достаточную надежность этих двигателей.

Любители создают оппозитные двигатели потому, что они, кроме небольших размеров по высоте, обладают еще рядом преимуществ: лучшая балансировка, так как движение поршней в них встречное, надежная работа и пуск, меньшая масса и габариты, простота системы зажигания и хороший обдув обоих цилиндров,

Остановимся несколько подробнее на конструкции одного из двигателей, разработанного на базе двигателя А. Антипина.

Подобный двигатель может быть создан на основе деталей от мотоциклов Иж-П2, Иж-ПЗ, Иж-56. Самостоятельно изготавливают только коленчатый вал и картер. Картер изготавливают из алюминиевого сплава АК-4-1 или из расплава отслуживших свой срок автомобильных поршней. Отливки обрабатывают на металлорежущих станках, причем внутренний диаметр каждой из половин (рис. 31) и посадочные места подшипников растачивают с одной установки. Затем детали стыкуют, в них сзерлят

Таблица 19

Комбинированные малолитражные двигатели, созданные любителями

Базовый двигатель

(название)

Конструктор

Число и расположение

цилиндров

Мощность, л.с.

Масса, кг

Иж-56 («Малыш»)

Л. Комаров

(оппозитный)

Иж-56 (ББ-1)

Г. Белошапкин,

(оппозитный)

В. Буянов

Иж-П2

А. Антипин

(оппозитный)

«Восход» («Са-

В. Килин

(V-образный)

лют»)

«Ява-250»

В. Столярчук

(рядный)

М-250 («Старт»)

В. Федоров, IO. Сле-

(оппозитный)

отверстия под стяжные шпильки и посадочные втулки, а затем стянутые шпильками половинки фрезеруют.

Коленчатый вал делают составным из пяти деталей: передней коренной цапфы, задней коренной цапфы, передней и задней щек коленчатого вала и средней щеки коленчатого вала (рис. 32). В щеках имеются отверстия под запрессовку коренных цапф и пальцев нижних головок шатунов. Материал для изготовления -


Рис. 31. Картер двигателя

6. 165



25 24 23 П 21201918

Ю7т 15 n 1J72 11 16 9 8 7 б 5 4 12

/ /I

28 23 \J0


Рис. 32. Картер и коленчатый вал в сборе:

1 - корпус бензонасоса; 2 - рычаг бензонасоса; 3 - шток привода бензонасоса; 4 - втулка штока-5 - проставка; 6 - крышка магдино; 7 - эксцентрик бензонасоса; 8 - корпус якоря магдино; 9, 33 - магниты якоря; 10, 32 - обмотки якоря; 11 - крышка переднего коренного подшипника- Ъ 24 - сальники; 13 - передняя половина картера; 14, 23 - коренные подшипники; 15 - передняя щека коленчатого вала; 16 - передняя коренная цапфа коленчатого вала; 17 - средняя щека коленчатого вала; 18, 30 - шатуны; 19, 29 - ролики нижних шатунных подшипников; 20, 31 - отверстия под гильзы цилиндров; 21 - задняя щека коленчатого вала; 22, 28 - пальцы нижних шатунных подшипников; 26 - задняя коренная цапфа коленчатого вала; 27 - задняя половина картера- 34 - гайка крепления эксцентрика бензонасоса

сталь 18ХМЮА или 40Х. Детали коленчатого вала тщательно шлифуют.

Собранный коленчатый вал устанавливают в центры токарного станка, фиксируют шатуны и обрабатывают средний диск маховика до номинальных размеров. Очень важно, чтобы все однотипные детали подбирались по массе, а разница между комплектами правого и левого цилиндров не должна превышать 2 ... 3 г. Это необходимо для того, чтобы избежать разбаланси-ровки двигателя и нежелательных вибраций при его работе.

Для двигателя лучше использовать бесконтактную транзисторную систему зажигания, например от мотороллера «Вятка-электрон». Распределитель в таком двигателе не нужен, так как поршни движутся встречно и все такты в них синхронны. Наиболее подходящим карбюратором является К-28Б или подобные ему. Для повышения мощности двигатель можно форсировать.

Мы привели лишь примеры, позволяющие пробудить творческую мысль самодеятельного конструктора. А при работе по созданию двигателя собственной конструкции рекомендуем любителям обращаться к литературе, приведенной в конце книги.


Крутящий момент, подводимый к колесам автомобиля, должен быть переменным, чтобы в любой момент движения в зависимости от сил сопротивления менялось тяговое усилие. Изменение крутящего момента происходит в результате изменения передаточных отношений в трансмиссии и частоты вращения вала двигателя. К трансмиссии автомобиля относятся: коробка передач, главная передача с дифференциалом и (при наличии) цепная передача, колесные редукторы и раздаточная коробка.

Характеристиками трансмиссии являются передаточное число главной передачи, диапазон передаточных чисел, количество ступеней в коробке передач и ряд передаточных чисел. Эти характеристики определяются с помощью уравнения тягового баланса с использованием динамической характеристики автомобиля (рис. 16).

На легковых автомобилях устанавливают коробки передач с з-5 ступенями, но в настоящее время чаще применяются четырехступенчатые коробки передач. Трехступенчатые применяют на автомобилях с большой удельной мощностью двигателя. Диапазон передаточных чисел, равный частному от деления передаточных чисел крайних ступеней, для трехступенчатых коробок

передач лежит в пределах 2,3.....2,6; для четырехступенчатых -

3,4 : . . 4,0, а в отдельных случаях 3,1 . . . 3,2 и 4,5 . . . 4,7. Передаточное число главной передачи для заднеприводных легковых автомобилей находится в пределах 3,1 ... 4,9, а для переднеприводных - 3,7 ... 5,1-

Расчет передаточных чисел коробки передач начнем с передаточного числа первой передачи. Оно должно быть таким, чтобы автомобиль мог преодолеть максимальное сопротивление дороги, принятое при конструировании, и двигаться с минимальной



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50