Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50



Рис. 20. Габариты двигателя автомобиля «Запорожец»

Так как мы выбрали микролитражный автомобиль, то можно ориентировочно принять Рв=1,8 м2, Кв = 0,4 Н-с2/м4.

Примем сухую массу автомобиля 550 кг. Масса двух взрослых пассажиров будет составлять 140 кг, а двух детей 70 кг. Добавим еще массу 20 кг, учитывая снаряжение автомобиля. Таким образом, полная масса автомобиля составит 780 кг или 0,78 т. Учитывая, что автомобиль будет эксплуатироваться с детьми, и не желая увеличивать массу его двигателя, примем км/ч. Также примем гг=0,85. Теперь по формуле можем получить требуемую мощность двигателя


14,3 л. с.

По табл. 17 находим, что мы можем использовать двигатели мотоциклов «Ява-350» или «Восход-2М». Оставим все параметры, кроме скорости, без изменения, а увеличим только значение максимальной скорости до 80 км/ч. Тогда требуемая мощность двигателя увеличится:


= 19,5 л, с.

Подобным расчетом можно показать, что требуемая мощность возрастает и с увеличением полной массы автомобиля.

Выбрав двигатель, определяют его габариты, чтобы выделить при компоновке необходимое место. На рис. 17-20 при-

ведены схемы некоторых двигателей с указанием габаритов и точек крепления, В табл. 18 приведена масса некоторых двигателей. Масса двигателей мопедов и мотовелосипедов составляет 6... 9 кг, двигателей легких мотоциклов с рабочим объемом 123 ... 179 см3 - около 20 ... 25 кг. У более тяжелых мотоциклов с рабочим объемом двигателей 640 см3 масса двигателя около 50 кг. Наконец, масса автомобильных двигателей воздушного охлаждения отечественных автомобилей составляет от 75 до

100 кг.

Мотоциклетные двигатели выпускаются и продаются вместе с механизмом сцепления и коробкой передач. В таком виде их обгчно и используют в самодельных конструкциях автомобилей.

Таблица 18

Масса автомобильн1х двигателей

Марка двигателя

Масса, кг

МеМЗ-965

МеМЗ-968

МЗМА-401

МЗМА-407

ВАЗ-2108

ВАЗ-2101; ВАЗ-2103; ВАЗ-2106

140*

МЗМА-412Э

145*

ВАЗ-2121«Нива»

140*

МЗМА-408Э

151*

ГАЗ-24Д/24.0

180*

ЗМЗ-4022.10

185*

* Масса двигателя в сборе с оборудованием и сцеплением.

Для маломощных двигателей это вполне оправдано. При более мощных двигателях для улучшения динамических характеристик автомобилей бывает целесообразно заменить коробку передач на автомобильную. В этом случае для соединения картера коробки передач и двигателя Ю. Долматовский рекомендует устанавливать переходный металлический лист (рис. 21).

В каждом конкретном случае возможны свои приемы крепления двигателей. Его можно установить на специальном подрамнике, как, например, это сделано в конструкции автомобиля «Ми-ни-Валга» (рис. 22). Подрамник изготовлен из стального профиля (уголка 50X50) и трубки 0 42 мм. Болтами к нему крепятся передняя и задняя опоры. Двигатель крепится передней частью




Рис. 21. Схема установки промежуточного листа между двигателем и коробкой передач:

/ - фланец коробки передач; 2 - переходный лист; 3 - картер двигателя

непосредственно к передней опоре, а задней - к щечкам заднего крепления двигателя, к которой присоединяется и глушитель. Конструкция задних щечек показана на рис. 23. Подрамник к раме автомобиля крепится болтами, пропущенными через резиновые подушки, устанавливаемые между рамой и подрамником для поглощения толчков и вибрации.

При использовании мотоциклетных двигателей их стремятся разместить в передней части автомобиля. На рис. 24 приведена схема установки двигателя в передней части автомобиля «Мото-кар» с уменьшенной колеей передних колес.

На рис. 25 приведена конструкция соединения двигателя мотоцикла М-61 с коробкой передач автомобиля ЗАЗ-965, разработанная А. Ковиным из Ленинабада для своего автомобиля «Дельфин». Соединение осуществляется с помощью переходного фланца. Переходный фланец крепится к картеру двигателя и картеру коробки передач болтами М10. Для центровки фланец имеет два буртика -один со стороны картера двигателя, а другой со стороны коробки передач.

Иногда для удобства компоновки стандартная коробка передач крепится не к картеру сцепления, а через удлинитель с промежуточным валом, что позволяет отодвинуть коробку передач и улучшить распределение масс машины с одновременным осво-


Рис. 22. Схема установки двигателя и главной передачи на подрамнике:

/ - подрамник; 2 - передняя опора; 3 - выхлопная труба; 4 - кожух системы принудительного охлаждения; 5 - генератор; 6 - болт натяжного устройства; 7 - щека заднего крепления двигателя; 8 - глушитель; 9 - задняя опора; 10 - задняя площадка рамы; - резиновая подушка; 12, 16 - кронштейны крепления балансиров задних колес и главной передачи; 13 - главная передача; 14 - предохранительный щит; 15 - передний кронштейн («нога») подрамника

бождением места для размещения педалей управления. На рис. 26 показана такая схема, примененная на автомобиле «Колобок».

Удлинитель представляет собой отрезок тонкостенной трубки. С одной стороны трубка приваривается к круглому фланцу, с помощью которого осуществляется соединение с картером сцепления двигателя. С другой стороны в трубке прорезан продольный паз, поверх которого надет широкий хомут для соединения со стаканом фланца коробки передач. В центре этого фланца в центральное отверстие вварен стальной толстостенный стакан для установки в него подшипника и уплотнения промежуточного вала. Для жесткости к фланцу и стакану приварены четыре стальных подкоса.

Для получения необходимой мощности любители иногда создают как бы новый силовой агрегат, объединяя в одно целое два стандартных. Двигатель, созданный В. Килиным из г. Новокузнецка, состоит из двух одноцилиндровых двухтактных двигателей (рис. 27), соединеннхх общим картером редуктора. Вал




Рис. 23.

Вал га»

Конструкция щек заднего крепления двигателя автомобиля «Мини-


Рис. 24. Установка двигателей в передней части автомобиля с уменьшенной колеей передних колес

отбора мощности воспринимает крутящий момент от обоих коленчатых валов через косозубые шестерни. Шестерни взяты от коробки передач автомобиля «Запорожец». Таким образом удалось увеличить мощность двигателя до 14,6 кВт (20 л. с.) при массе 29 кг.

Подобрав необходимый двигатель и компонуя его на шасси автомобиля, следует подумать об охлаждении.

Во время работы двигателя через стенки цилиндров отводится до 30% тепла, выделяемого топливом при сгорании. Это тепло


Рис, 25. Соединение мотоциклетного двигателя с коробкой передач автомобиля:

/ - передний вал КП; 2 - фрикционный диск сцепления; 3 - маховик; 4 - картер коробки передач; 5 - переходный фланец; 6 - болт крепления фланца к КП; 7 - корпус; 8 - подшипник; 9 - картер двигателя; 13 - задняя крышка двигателя; 11 - болт; 12 - хвостовик коленчатого вала; 10 - сальник; 14 - переходник; 15 - болт; 16 -~ вал маховика; 17 - штифт; 18 -- болт маховика с игольчатым подшипником

необходимо удалить со стенок цилиндра, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя. Отвод тепла у автомобильных двигателей осуществляется либо с помощью воды или другой жидкости (у двигателей жидкостного охлаждения), либо с помощью воздуха (у двигателей воздушного охлаждения). Все мотоциклетные двигатели, силовые агрегаты мотороллеров и мотоколясок, а также двигатели автомобилей ЗАЗ (кроме ЗАЗ-1102) имеют воздушное охлаждение. Конструкция силовых агрегатов с воздушным охлаждением значительно проще, а в эксплуатации они более надежны (как утверждает статистика, в двигателях с жидкостным охлаждением до 20% всех неисправностей приходится на систему охлаждения). Кроме того, двигатели с воздушным охлаждением при равной мощности на 30 . . . 50% легче.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50