Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

отсюда

£2= V2 + /4>2- (2.18)

На рис. 2.5 изображены векторная диаграмма, схема замещения и потенциальная диаграмма приведенного трансформатора при коротком замыкании.

2.6. Типовая конструкция сварочных трансформаторов

Как правило, все сварочные трансформаторы контактных машин являются двухобмоточными. Основные конструктивные элементы любого трансформатора - магнитные и электрические цепи, т. е. магнитопровод, первичная и вторичная обмотки. Неизбежными элементами конструкции являются крепежные, стяжные и установочные детали, контактные плиты вторичного витка, выводы и отводы от катушек первичной обмотки. Различные конструктивные исполнения трансформатора в целом и отдельных его узлов обусловливаются не только габаритами в зависимости от мощности и форм преобразуемых параметров, но и другими факторами, из которых необходимо отметить следующие:

1. Тип и форма магнитопровода и обмоток.

2. Охлаждение обмоток и класс изоляции.

3. Число фаз, частота и форма преобразуемых тока и напряжения.

4. Требования, связанные с ограничением массы и уменьшением сопротивления обмоток.

5. Общая конструктивная компоновка машины, в которую монтируется трансформатор.

6. Серийность однотипных трансформаторов, изготовляемых специализированными заводами.

С учетом того, что сварочные трансформаторы работают в режиме повторно-кратковременной нагрузки с числом включений до 120 раз в минуту и более при больших токах, к их конструкции еще дополнительно предъявляются повышенные требования в отношении механической прочности. Эти требования наилучшим образом выполняются в конструкциях трансформаторов, рассмотренных ниже.

В качестве примера на рис. 2.6 изображены два сварочных трансформатора наиболее распространенной конструкции. Маг-нитопроводы трансформаторов 1 - броневого типа, обмотки- дисковые чередующиеся. Секционированная первичная обмотка уложена в несколько дисковых катушек 2. Вторичная, одновитко-вая, обмотка, рассчитанная на большой ток, разбита на отдельные диски 3, вырезанные из толстолистовой электротехнической марки Ml. Диски соединены между собой параллельно

Заказ № 181 65



liyfeM впаивания их Начал в одну контактную плиту, а концов - в другую 4. Вторичный виток охлаждается проточной водой, проходящей по трубкам 5, напаянным по наружному периметру каждого диска и по каналам в каждой контактной плите. Катушки первичной обмотки дисковые, изготовлены из изолированного обмоточного провода прямоугольного сечения марки ПСД. К каждой катушке припаиваются выводы &, число которых зависит от числа секций обмотки, уложенных в одну катушку. Между собой катушки соединяются медными перемычками. Катушки охлаждаются путем теплоотдачи дискам вторичного витка. Соединение катушек илн их секций с переключателем ступеней осуществляется с помощью отводов 7 из гибкого провода с резиновой изоляцией, с напаянными на оба конца кабельными наконечниками.

Магнитопроводы трансформаторов набраны из пластин элек-фотехнической холоднокатаной стали марки 3413. Толщина пластин 0,5 мм.

; В трансформаторе (рис. 2.6, g) катушки первичной обмотки


Рис. 2.6. Сварочные трансформаторы типовой конструкции: с -с блоком

заливки)



писки вторичного витка залиты в единый моноблок эпоксидным компаундом, и трансформатор в целом отличается надежностью Моноблок обмоток расположен на среднем стержне магнитопровода. Все вместе надежно стянуто рамами 8 и шпильками с болтами 9, обеспечивая надлежащую механическую прочность.

Трансформатор на рис. z.b, б является старой, традиционной конструкцией, которая до внедрения технологического процесса заливки блока обмоток эпоксидным компаундом считалась типовой. В настоящее время такие трансформаторы изготовляются только в тех случаях, когда по каким-либо причинам или невозможно выполнить заливку обмоток в единый моноблок, или этого вовсе не требуется. Это могут быть обмотки очень мощного трансформатора, имеющие большие габариты и массу, или обмотки трансформатора с естественным воздушным охлаждением, предназначенного, например, для работы в условиях Севера при минусовой температуре окружающего воздуха. В таком трансформаторе каждая катушка первичной обмотки 2 имеет наружную или корпусную изоляцию, состоящую из двух слоев. Внутренний слой изоляции выполняется из стеклоэскапоновой лако-ткани ЛСЭ-0,17 и обеспечивает влагостойкость и термостойкость провода катушки. Наружный слой - из стеклянной ленты, предварительно пропитанной изоляционным лаком

МЛ-92, и обеспечивает механическую прочность катушки. Дополнительно к этому все катушки вместе с наружной изоляцией дважды пропитываются изоляционным лаком МЛ-92 и покрываются эмалью ГФ-92ГС. Диски вторичного витка 3 по всем плоскостям покрываются лаком ПФ-223. Комплект обмоток состоит из нескольких кату-


обмрток, залитым компаундом; б -с катушками, пропитанными лаком (без 3* 67



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139