Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 [ 104 ] 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129

при m = 1 = 63 MM и d - 27 мм; при m = 5 = 112 лл« и = 40 мм и при m = 10 Dg = 160 мм и d = 50 мм.

Задний угол на периферийных режущих кромках сс = 10+ 12°, а на боковых -• при этом составляет 3-4°. Наличие перед-. него угла создает погрешности профиля нарезанных колес; устранить эту погрешность затруднительно, так как для этого надо придать боковым кромкам сложный криволинейный профиль. Поэтому у чистовых фрез берут у = 0°, а у черновых у = 5-10°.

Число канавок (гребенок) фрезы z влияет на производительность, качество нарезанных колес и количество допустимых фрезой переточек. с увеличением числа канавок производительность зубофрезеровании возрастает за счет увеличения минутной подачи, профиль нарезанных колес становится чище, но зато снижается число допустимых переточек фрезы. Обычно для чистовых фрез число канавок берут большим. Рекомендуется для фрез клас-.сов АА и А Z = 12+16, а для прочих z = 8+10.

Рассмотрим выбор элементов затылования. Затылование у червячных фрез обычно двойное: предварительное, выполняемое резцами, и окончательное, путем шлифования. Величина падения затылка/(при шлифовании профиля определяется как у фасонных фрез:

/< = tga,

где De - наружный диаметр фрезы;

Z - число канавок фрезы; и а - задний угол.

Предварительное затылование резцом имеет своей целью обеспечить выход шлифовального круга при окончательном затыло-вании. В связи с этим необходимо предварительное затылование произвести с увеличенным падением затылка Ki. Обычно Ki = = (1,25+1,35)/С. Полученные величины К и Ki округляются в соответствии с набором кулачков к затыловочному станку. Угол шлифования следует стремиться выполнить по возможности большим с целью увеличения чиСла переточек; обычно он составляет

= (0,5+0,6)

Для нахождения ряда конструктивных параметров фрезы определим делительный диаметр фрезы Df. Так как переточка червячных фрез выполняется по передней поверхности, то при этом Dt будет уменьшаться, что влияет на точность нарезаемых колес. с целью повышения качества нарезаемых колес величину 0( принимают средней (среднесточенной):

Dt=De - 2hu - 0,5K мм

В этой формуле высота головки зуба . •

hu = h Л-с,



где h" - высота ножки нарезаемого колеса; С - радиальный зазор. Обычно у некорригированных колес ft" + С = 1,25/п. Далее определяются элементы винтовых линий на делительном диаметре В(.

Угол подъема винтовой линии определяем из условия

Направление канавок, образующих передние поверхности фрезы, обычно принимают винтовым и нормальным к направлению зубьев, так что со = Хд, иногда канавки выполняют прямыми со = 0°. Такие фрезы более просты в изготовлении, но менее точны и имеют на одной из боковых кромок отрицательные передние углы. Направление винтовой линии зубьев обычно правое для прямозубых колес и совпадающее с направлением зубьев у косозубых колес для снижения угла поворота при установке. Шаг винтовых канавок

tg •

Рассмотрим определение элементов профиля. Высота ножки hu = h + Ci„ где h - высота головки нарезаемого колеса и Ci = радиальный зазор при нарезании (обычно 0,25/п). Радиусы закруглений и берут 0,3т. Для выхода шлифовального круга на дне впадины прорезается канавка глубиной ft„ = 1 + 2 mai. Для повышения точности фрез профиль корригируют. Рекомендуется в осевом сечении углы профиля брать различными на правой и левой сторонах [14]. Углы се,щ левой стороны и а„р правой стороны определяют по формуле ctg а"ев = ctg а + здесь

сс номинальное значение профильного угла червяка данного зацепления. Знак (+) при правом направлении зубьев, а (+) при левом.

Так как эвольвентные колеса правильно сцепляются с червяком, имеющим криволинейный профиль, то, следовательно, приведенная формула является приближенной. Чистовые фрезы выпускаются с фланкированным профилем. Фланком является утолщение ножки фрезы с целью некоторого подрезания головки нарезаемых колес для устранения удара при входе зубьев в зацепление.

Размеры фланка: кф = 0,55/п и Пф = (0,01-+0,02)/n. Осевой шаг составляет

<« пт

cos Kg COS Kg

Осевой шаг определяют для настройки станка при нарезании и затыловании фрезы. Толщина зуба s,. измеренная в осевом сече-



НИИ, составляет s = где толщина по нормали s. = --h

,+ Д. Боковой зазор Д берется обычно в пределах (0,1+0,25)т, для т = 1 + 20 мм.

Длина рабочей части фрезы должна обеспечить правильное профилирование зубьев нарезаемого колеса и устранить перегрузку у отдельных зубьев фрезы. Для выполнения первого условия необходимо, чтобы длина t слагалась из проекции активной части линии зацепления на ось фрезы и толщины крайних профилирующих зубьев. Второе условие - устранение перегрузки отдельных зубьев выполняется путем передвижек фрезы вдоль оси и поэтому необходимо длину фрезы увеличить на величину передвижек. Рекомендуемые длины фрез указаны в ГОСТе 9324-60. Длина буртиков G = 3+5 мм. Буртики шлифуют в одну установку с профилем и по ним проверяют биение фрезы на станке. У червячных фрез, предназначенных для нарезания колес под дальнейшее, шевингование, профиль модифицируют с целью облегчения работы шевера.

Червячные фрезы для червячных колес имеют ряд отличий. Делительный диаметр фрезы D/, число заходов а, осевой шаг tg,. =

J = зт/n, ход винтовой линии = зт/пй берут такими же, как и у червяка, сопрягаемого с нарезаемым колесом. Фреза устанавливается -как и червяк, т. е. ось фрезы перпендикулярна оси заготовки. Угол наклона винтовой линии зубьев фрезы %д определяется

-из условия

, г. t та

Аналогично фрезам для цилиндрических колес со, = Я, и Я = .

tg (оа Г • Наружный диаметр

где de.yepe - наружный диаметр червяка в мм;

С - коэффициент радиального зазора;

т - модуль в мм. Внутренний диаметр фрезы берут равным внутреннему диаметру червяка.

Следует проверить получившуюся толщину тела фрезы на прочность по формуле

--2--

• • Диаметр оправки d = (0,35-0,45) D,; его уточняют по стандарту; Я„ - глубина канавки.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 [ 104 ] 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129