Запорожец  Издания 

0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15




КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

(Лист 16)

Коробка передач - механическая, двухвальная, четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад. Выполнена в одном блоке с главной передачей. Для получения плавного заце .ления и бесшумной работы шестерни второй, третьей и четвертой передач постоянного зацепления имеют косые зубья. Шестерни первой

пуерьями. Шестер ни второй, оеньей и четвертой передход ввлюоElютси с поммйtью муфт и синхронизаторов.

Детали коробки передач и дифференциала размещены в картере 15 из магниевого сплава. Передней частью он крепится к картеру сцепления, соединенному с двигателем. Сзади картер 15 закрывается крышкой 1, в ней помещены вторая передача и механизм переключения. На задней крышке 1 с одной стороны имеется резьбовое отверстие, в которое завернута пробка 28 для залива масла и контроля его уровня, а с другой стороны - обработанная площадка с отверстием для установки и крепления редуктора привода спидометра. Обработанная плоскость на торце задней крышки 1 служит для крепления кронштейна, который является задней опорой фиксации силового агрегата к кузову автомобиля.

Переключение муфт включения передач осуществляется с помощью вилок и трех подвижных штоков. Верхние два штока (шток 32 вилки переключения заднего хода и шток 38 вилки переключения третьей и четвертой передач) имеют пазы, выступающие за пределы задней стенки картера 15. Шток 42 вилок переключения первой и второй передач запрессовывается в вилку 43 включения второй передачи, которая в своей верхней части также имеет паз, как и на двух верхних штоках. В пазы штоков 32 и 38 и вилки 43 входит ползун ,3 переключения передач, который может тянуть или толкать шток включения той или иной передачи.

Для предотвращения включения сразу двух передач установлено блокирующее устройство. Оно состоит из шарикового замка 40 верхних штоков переключения передач, толкателя 53 и замка 41 нижнего штока. При перемещении одного из штоков два других фиксируются замками.

РАБОТА СИНХРОНИЗАТОРА

Назначение синхронизатора - уравнивать скорости вращения включаемой передачи и ведомого вала коробки передач в момент переключения. Этим достигается безударное и, бесшумное переключение передач независимо от числа оборотов двигателя и скорости движения автомобиля. На схеме А листа 16 показано положение деталей синхронизатора третьей передачи в нейтральном положении, а на схеме Б - начало включения третьей передачи.

Вилка 39 включения третьей и четвертой передач, перемещаясь влево от нейтрального положения, тянет за собой муфту 24 синхронизатора. Вместе с муфтой 24 перемещаются сухари, которые, своими выступами входят в проточку на внутренней поверхности муфты и прижимаются к ней кольцевыми пружинами 48. Торцы сухарей с небольшим усилием прижимают блокирующее кольцо 49 синхронизатора к конусу ведомой шестерни 25 третьей передачи. Между конусами шестерни 25 и блокирующим кольцом 49 возникает трение. Под действием трения кольцо 49 поворачивается по направлению вращения ведомой шестерни третьей передачи до тех пор, пока сухари не упрутся в края трех пазов на кольце синхронизатора. В этом положении скосы зубьев кольца 49 синхронизатора упираются в скосы зубьев муфты 24 и удерживают ее от дальнейшего осевого перемещения. Между скосами зубьев кольца 49

и скосами зубьев муфты 24 возникает сила, которая может быть разложена на две составляющие: осевую и окружную.

Осевая составляющая, равная усилию на вилке 39, прижимает блокирующее коль цо 49 к конусу шестерни 25. В результате создается трение, необходимое для уравно вешивания скоростей вращения шестерни 25 и муфты 24, а следовательно, и ведомо го вала. Окружная составляющая стремится повернуть блокирующее кольцо 49 в обратном направлении. По мере выравнивания скорости вращения шестерни 25 и му фты 24 уменьшается сила трения на конусе. Кольцо синхронизатора поворачивается скосами своих зубьев К скосам зубьев муфты 24. Наступает, наконец, момент, когда окружная сила становится достаточной, чтобы преодолеть трение на конусах и по вернуть кольцо 49 синхронизатора против вращения и позволить зубьям муфты 24 войти в зацепление с зубьями кольца и дальше с зубьями венца ведомой шестер ни 25. Пр»цэтом включается третья передача (см. схему В на листе 16). Ш / г

Вкдоч&ме четвертой передачи достигается перемещением муфты 24 в -обратную сторону. Пдойцип работы синхронизатора прй"ЯРК не изменяется. Втамниёредача включается перемещением ее муфты на ступице" 29 действием вилки 4"Г СйНхрониза-ция осуществляется так же, как описано выше. Привод спидометра состоит из корпуса 10 редуктора, ведущего валика 14 с шестерней 4. С другой стороны валика 14 напрессована шестерня 8, входящая в зацепление с ведомой шестерней 12, насаженной на ведомый валик 9. Шестерня 4 редуктора привода спидометра входит в зацепление с ведущей шестерней 31 и передает вращение валику 9, который своим квадратным хвостовиком соединяется с наконечником тросика спидометра. Таким образом вращение ведомого вала коробки передач передается на спидометр с суммарным счетчиком пройденного автомобилем пути, расположенным на щитке приборов.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ,

Причина неисправности Способы устранения

1. Шум в коробке передач в нейтральном

Износ подшипников

шивание Заменить поврежденные зубьев шестерни

Завалены торцы шестерен первой- передачи и заднего хода

3. Повышенный стук при

Заменить шестерни

Заменить

Износ конической поверх- блокирующее кольцо син-ности блокирующего кольца хронизатора синхронизатора

ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности Спосо0ы устранения

4. Сильный стук при включении передач

первая передача

Износ торцов зубьев ше- Заменить шестерни стерен

Прихват ведомой шес- Зачистить забоины на терни первой передачи направляющей поверхности на муфте муфты или на модульных

шлицах первой передачи

Заменить вилку первой Износ лапок вилки вклю- передачи чения первой передачи Заменить ослабленную

Ослабление пружины фик- пружину фиксатора сатора

Износ блокирующих колец синхронизатора

Прихват или заедание муфты на ступице

Завалены кромки шлиц муфты в результате плохой синхронизации

Износ торцов и боковой поверхности зубчиков венца ступицы соответствующей шестерни „-{-Износ торцов и боковой поверхности

зубчиков муфты

синхронизатора

Большой зазор между муфтой синхронизатора и ступицей

Заменить муфту синхро-

низаторов

Заменить детали

пружин фик- Заменить пружины

Неполное ..„.

редачи (зацепление проис-ка и в

ходит не по всей ширине чае д<

шлиц шестерен) шого

7. Затрудненное

включение передач

пехроедданег Застить

Заусенцы на . . поверхности шлиц муфты синхронизатора и заедание муфты при перемещении по ступице

8. Не включаются

внутреннюю поверхность зубчиков муф-внутренней ты синхронизаторов

Поломка ползуна переклк

я передач 9. Одновременно включаются две передачи

- задняя крышка коробки передач; -гайка М18Х1,5

- ползун переключения передач

- шестерня редуктора привода спидометра -гайка М14Х1

ведущая шестерня второй передачи . верхняя крышка коробки передач -шестерня ведущего валика редуктора

- ведомый валик редуктора

- корпус редуктора привода спидометра -опорная шайба

- ведомая шестерня редуктора

13 - заглушка

14 - ведущий валик редуктора привода спидометра

15 - картер коробки передач ("о-1ведущаяшестерня четвертой передач и

1?"- вал сцепления "7" «едущий вал коробки передач

19 - передний подшипник

20 - ведущая шестерня главной передачи 21 - подшипник

Ч*иведомая шестерня четвертой"передачи 1, ведомая шестерня первой передачи

24 - муфта включения синхронизаторов третьей и четвертой передач О»,- ведомая шестерня третьей передачй ..

28 - двухрядный подшипник (27)- ведомая шестерня второй передачи

28 - пробка проверки уровня масла

29 - ступица муфты синхронизатора второй передачи

30 - шайба

31 - ведущая шестерня привода спидометра

32 - щиток вилки переключения заднего хода

33 - вилка переключения заднего хода

34 - крышка пружин фиксаторов

35 - пружина фиксатора

36 - шариковый фиксатор

37 - вилка переключения первой передачи

38 - шток вилки переключения третьей и четвертой

передач

39 - вилка переключения третьей и четвертой

передач

40 - замок верхних штоков переключения передач

42 - шток вилок переключения первой и третьей

передач

43 - вилка включения второй передачи

44 - блок промежуточных шестерен заднего хода

45 - ось блока промежуточных шестерен "46)- ведущая шестерня третьей передачи

47 - ступица муфты синхронизатора третьей и

четвертой передач

48 - пружина синхронизатора

49 - блокирующее кольцо синхронизатора

50 - втулка ведомых шестерен

51 - проставочная шайба

52 - регулировочная шайба

редач

бы устранения

Заменить поврежденные шестерни

шестерен

5. Не

2." Повышенный шум при включении первой передачи и заднего хода

передачи

передач




ipH AJnCiCHnu-M QJItHn



0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15